С.В. Матвеев, А.В. Смирнова
«Кадетство: чувашский вариант»
Многие из нас смотрели на одном из центральных телеканалов сериал под названием «Кадетство», живописующий будни и праздники ребят, с малолетства надевших военную форму. В последние годы эксперимент по внедрению в школах кадетского образования получил распространение и в нашей республике. Что же из себя представляет чувашский образец кадетства?
Олег Кульев
Ăста вĕрентỹçĕсен конкурсĕнче ăнсăртран çĕнтерме çук
РФ Президенчĕн грантне тивĕç пулнă педагогсен шутĕнче чăваш чĕлхипе литературине вĕрентекенсем вун виççĕн. Вĕсен çитĕнĕвĕн сăлтавĕ мĕнре-ши? «Çавра сĕтел» ĕçне хутшăннă учительсем хăйсем каласа параççĕ.
Л.Ю. Браславский
Светское и религиозное в культуре
В статье рассматриваются методологические аспекты соотношения светского и религиозного в культуре. Показаны их взаимовлияние в разные эпохи, роль обрядов и мифологии в системе художественных образов искусства.
Н.Г. Якимова
Азбука духа и нравственности
Автор делится опытом воспитания нравственных начал в школьниках начальных классов на основе вечных понятий (веры и совести, добра и зла, любви и милосердия), используя картины, изображающие образ матери с ребенком, в том числе иконы.
Ольга Никитина
Т. В. Маркова: «Решение задачи – это творческий процесс»
Учитель математики лицея №18 г. Новочебоксарск Таисия Васильевна Маркова в 2006 году получила грант Президента РФ. Она высококвалифицированный педагог. Коллеги отмечают ее особое умение работать с детьми. А разве не это – самое ценное в учительской профессии?
Л.Н. Сачкова
Кĕтмен телей ялан илемлĕ
Г.Л. Никифоров Герман Лебедев ячĕллĕ республика интернат лицейĕнче 24 çул чăваш чĕлхипе литературине вĕрентет, РФ пĕтĕмĕшле вĕрентĕвĕн хисеплĕ ĕçченĕ. Очеркра унăн пурнăçĕпе, ĕçĕ-хĕлĕпе тĕплĕн паллаштарнă.
З.М. Дмитриева
Аслă сăвăç портречĕсем
2007 çулхи кăрлач уйăхĕнче чăваш халăх поэчĕ Петĕр Хусанкай çуралнăранпа 100 çул çитет. Чăваш тата ытти халăх ỹнерçисенчен кам-кам унăн портретне ỹкернĕ-ха?
Н.В. Дурова
Использование цветовых перифраз
Развитию речи детей помогает использование изобразительных средств языка, в частности, перифраз. Автор данной статьи подробно останавливается на цветовых перифразах, которые в большом количестве встречаются в загадках и фразеологических оборотах, чем облегчают работу учителя, ведь материал в игровой, занимательной форме запоминается гораздо быстрее.
Ольга Никитина
Система развивающего обучения в XXI веке
В 2007 году исполняется 50 лет системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Пройдя полувековое испытание, эта система по-прежнему служит верой и правдой школьному процессу. Почему она не утратила своей актуальности и сегодня, в наш компьютерный век? В чем заключается ее основа основ? Что нужно делать родителям и педагогам для того, чтобы воспитать творческую личность? На эти вопросы отвечает гость нашего журнала – Наталия Васильевна Нечаева, научный руководитель Федерального научно-методического центра имени Л.В. Занкова (Москва).
Н.С. Борисова, Т.В. Кулаева
Эпистолярный жанр
В эпоху бурного развития сотовой связи и интернета люди все реже и реже пишут друг другу письма, порой просто ограничиваются поздравительными открытками. А ведь когда-то эпистолярный жанр был одним из самых популярных и уважаемых, письма являлись единственной связующей нитью, источником чувств, новостей, деловых соглашений. Но и сегодня, несмотря ни на что, люди испытывают потребность поделиться друг с другом самым сокровенным. И на помощь приходят… Нет, не «эс-эм-эс-ки», а именно письма. Предлагаем вам сценарий урока, посвященный истории появления почты, и правилам составления писем.
Т.М. Тренюшева, Л.В. Леухина
О городах Чувашии через преобразование рациональных выражений
В данном материале сделана плодотворная попытка интегрировать на уровне межпредметных связей алгебраические вычисления с историческими сведениями о городах Чувашии.
Л.Н. Тохтиева, И.В.Иванова
Измерение времени (интегрированный урок в 5 классе)
Тема этого интегрированного урока одинаково актуальна как при изучении математики, так и при изучении истории. Авторы статьи, преподающие в школе №54 г. Чебоксары, в данном случае решили совместить на одном занятии для пятиклассников урок математики на тему «Единицы измерения времени» и урок по истории Древнего мира «Счет лет в истории».
Сергей Матвеев
Ю.М. Миронов: «Вузовское образование переживает кризис»
Юрий Михайлович Миронов – авторитетный чебоксарский ученый с мировым именем, на протяжении 40 лет возглавляющий одну из технических кафедр Чувашского госуниверситета. Беседа с профессором посвящена наболевшему – проблеме сегодняшнего состояния и дальнейшего развития высшей школы в Чувашии и в России.
С.А. Андреев
Роль культуры в процессе обучения иностранному языку (на англ. языке)
В статье рассматривается значение культуры в процессе обучения иностранному языку и ее влияние на формирование языковой компетенции. Исследуется комплекс факторов, определяющих взаимодействие национальной культуры и культуры изучаемого языка, а также способы наиболее эффективного преодоления трудностей, которые при этом встречаются.