Во всем мире ныне более четырех тысяч наций, народностей и этнических групп. Они относятся к девяти языковым и этническим семьям. На определенной хронологической стадии образовался алтайский праязык, составивший семью алтайских языков и этносов. Алтайский праязык в свое время разделился на тюркский, монгольский и тунгусо-маньчжурский языки. По-видимому, еще у древнейшего алтайского этноса (племени) тотемом являлся волк, поскольку впоследствии и у тюркских, и у монгольских племен тотемом выступает это же животное. Наряду с волком, у древнего тюркского, еще единого, этноса тотемом стал бык – вµкµр. Когда тюркский язык и этнос разделились на р-л-язычные и з-ш-язычные языки и племена, то тотемом первых стал огур (бык), тотемом вторых – огуз (бык). Огурами были болгары, сувары, авары, хазары, печенеги. От них остались только чуваши. Огузо-кыпчаками были остальные тюркские племена, которые ныне составляют около 20 тюркских наций и народностей.
Согласно историческим источникам, у болгаро-суварских племен – прямых предков чувашей – на Северном Кавказе во II–VII веках символами были бык, волк (семейство собачьих), барс (семейство кошачьих), серна (горная антилопа). Болгарские племена тотемной группы «серна» переселились за Дунай. Болгарские же племена тотемной группы «волк» переселились в конце VII – начале VIII веков в Волго-Камье. В конце IX века один из четырех болгарских царей Алмас (Алмуш) объединил тюркоязычные болгарские и суварские племена, а также угро-финские племена марийцев, удмуртов, пермяков и оставшихся здесь венгров в государство Волжская Болгария (Булгария), основал его столицу – Болгар (Булгар). Гербом города Болгар и всего государства был принят «Идущий барс».
Но болгаро-чувашами не были забыты и другие символы-тотемы. В IX – начале XIII веках болгаро-чуваши занимали территорию нынешних Самарской и Ульяновской областей, восточной части Пензенской области, закамской и юго-западной правобережной частей Республики Татарстан, Шемуршинского, Батыревского, Комсомольского и Яльчикского районов Чувашской Республики. При разгроме Волжской Болгарии монголо-татарской армией Батыя в 1236–1237 годах часть болгаро-чувашей переселяется в бассейн Большого Цивиля и предположительно в эти же годы часть жителей разгромленного города Сувар переселяется в устье реки Чебоксарки и кладёт начало городу Веда-Суар (Вµта Сµвар) – Шупашкар – Чебоксары. В ходе полного опустошения Болгарской земли во второй половине XIV – начале XV веков – уничтожения 32 болгарских городов и около 2000 деревень после набегов золотоордынских ханов и эмиров, самаркандского императора Тамерлана в 1391 и 1395 годах, князя Мангытского юрта Едигея в 1391–1419 годах – оставшиеся в живых сельские жители переселяются в Приказанье, Заказанье (восточнее Казани до Камы), а также на территорию нынешних центральных и северных районов Чувашской Республики. Вся указанная выше территория болгаро-чувашей превращается в Дикое поле, кочевье татар Ногайской орды (бывшего Мангытского юрта Едигея). Согласно историческим преданиям, оставшиеся в живых болгаро-чувашские беженцы основывали свои новые деревни на территории нынешней Чувашии (там, где редко жили марийцы), идя за быком и коровой, иногда – за лошадью или бараном и овцой: на месте их последних остановок. Это говорит о том, что древние тотемы предков чувашей переселенцы помнили и чтили.
Основным же символом-гербом древнечувашского государства – Волжской Болгарии было изображение идущего барса. Изображения болгарского герба сохранились в русских источниках. Великий князь Московский Иван III, установив в 1487 году протекторат над Казанским ханством, включил в свой титул слова «великий князь болгарский». Это было сделано по дипломатическим соображениям: считалось, что к русскому государству присоединена древняя предшественница Казанского ханства. В государственные печати (гербы) российских монархов начали включать изображения герба Волжской Болгарии. На большой государственной печати Ивана IV в числе 24 изображений гербов княжеств и ханств, вошедших в состав России, было изображение «хищного зверя с поднятой передней лапой» и вокруг него имелась надпись: «Печать болгарская». На вышитом серебром и золотом завесе (покровце) спинки трона царя Михаила Федоровича Романова среди гербов княжеств и ханств, вошедших в состав Российского государства, был изображен также болгарский герб: идущий барс с поднятой передней лапой и надписью «Печать болгарская». В описании российского знамени 1666–1678 гг. есть слова: «Печать болгарская, на ней барс идущий». В титулярнике 1672 года был изображен идущий барс, но дополненный православной хоругвью, имелась надпись: «Болгарский», т.е. болгарский герб. После завоевания Казанского ханства в титулы российских царей были включены слова «царь Казанский», а на их государственных печатях появилось изображение герба и Казанского ханства с драконом.
Профессор В.Д. Димитриев в статье «1100 лет чувашской государственности», опубликованной в журнале «Лик Чувашии» в 1995 году, писал: «На мой взгляд, в Гербе Чувашской Республики желательно иметь изображение барса». В этой же статье воспроизведены два снимка герба Волжской Болгарии.
Обращение к истории символов является важным фактором этнокультурной идентификации, условием воспитания патриотизма и гражданственности. Отсюда особенно актуальной становится проблема исторической обоснованности современной государственной символики Чувашской Республики.
Литература
Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Очерки истории чувашского народа с древних времен до середины XIX века. Чебоксары, 1993. С. 19–68.
Димитриев В.Д. К 1100-летию чувашской государственности //Лик Чувашии. 1995. №2 (61). С.115–121.
Димитриев В.Д. Опустошение Болгарской земли в конце XIV – начале XV веков //Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. 1996. № 2. С. 45–76.