«Личностно – ориентированный подход в обучении географии»
Дутов В. А., учитель географии МОУ «СОШ № 10» г. Новочебоксарск
В наши дни, когда речь идет о широкой гуманизации процесса обучения и воспитания, значение школьной географии, и физической, и экономической, и в особенности социальной, заметно возрастает. Это, по сути, единственный учебный предмет, который призван дать учащимся знания о многих фундаментальных вопросах развития цивилизации, об обостряющихся противоречиях между обществом и природой, о глобальных проблемах современности и о путях их разрешения. Велико значение школьной географии и в воспитании любви к своей Родине. Каждый вправе называть родную страну своей – не из желания ее присвоить. Так выражается естественное патриотическое чувство. И задача школьной географии в том, чтобы, выходя из стен школы, каждый молодой человек мог сказать и такие слова:
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже знаю».
Первый вводный урок в 8 классе. Уже много лет, начиная изучать новый для ребят предмет «География России», я прошу их написать сочинение – размышление на одну из предложенных тем: «Россия – Родина моя», или «Край родной – Чувашия моя». Круг вопросов строго очерчен:
1. Что я знаю о своей Родине?
2. За что ее люблю?
3. Чтобы я сделал для нее: сейчас и когда вырасту большим?
Равнодушных ребят на этом уроке не бывает: настолько близка и дорога им эта тема. А сколько они знают о своей стране, как они переживают за нее: за ее успехи и неудачи. Сколько искренней заботы в словах детей, сколько планов, мечтаний о том, чтобы они хотели сделать для своей Родины. Некоторые ребята за это сочинение получают одну оценку, некоторые две!, а некоторые – даже три!!!, причем все «5». То есть по каждому из предложенных вопросов, ученик вправе получить оценку. Как порою нелепо ставить сухую отметку за такое сочинение, когда человеком овладевает буря чувств, эмоций, тревог и надежд. Такой урок, это не просто урок, это уже сама жизнь. Вот выдержки из некоторых сочинений: «…Россия, сколько родного, доброго, ласкового в этом слове. Уже с детства человеку необходимо любить, уважать свою Родину, чтобы потом с честью считаться ее гражданином, защитником и сыном. Каждый человек должен считать Родину – матерью, чтобы не предать ее, не погубить – не поднять на нее руку. Слово «Россия» - с детства было символом могучести, неисчерпаемой силы и богатств.»
Или вот такие строки: «… Россия – великая держава. Любовь к Родине я впитал с детства: за то, что я живу в ней, за Волгу – реку, солнце, которое изо дня в день приветствует меня, за голубое небо, за времена года, за леса, в которых так много богатств. Ни один человек не может быть равнодушен к Родине, к своей единственной, неповторимой, которая имеет свой запах (для меня запахом моей Родины является и запах соснового бора, и листьев, и земли), свою столицу (Москва – город, которым я восхищаюсь), свою культуру. Вот за это я и люблю свою Родину – Россию…”
Для кого-то Родина – это просто Россия…, а для кого-то это и Татарстан, и Марий-Эл и многое другое. Вот, например:
«…Россия очень красива! Красота её везде: в Татарстане - красивые ландшафты, в Чувашии – множество оврагов и деревень, большие и красивые леса Марийской Республики, великолепные горы Кавказа… Можно перечислять долго красоту России. Вот за это я люблю её!..».
А некоторым ребятам Родина представляется маленьким уголком, там, где он родился. Вот еще о чем они пишут в своих сочинениях:
«…У каждого человека есть место, где он родился, и оно ему особенно дорого. Таким местом для меня является город Новочебоксарск. Это молодой, красивый город, город химиков и гидростроителей. Со всех сторон нашей необъятной страны съехались сюда люди, чтобы построить город и жить в нём. Им удалось соорудить гигант химической промышленности «Химпром», перекрыть одну из величайших рек в мире – Волгу. Чебоксарская ГЭС соединила теперь левый берег с правым, и на другом берегу вырос маленький городок дачных домиков. Осенью каждого года наш город отмечает свой день рождения. В этом году ему исполнится 47 лет. И все жители Новочебоксарска, всегда с чувством глубокой гордости, готовятся к этому радостному событию. Поздравить нас приедут и наши соседи – чебоксарцы. Чебоксары - столица Чувашии. Сегодня Чебоксары – большой красивый город. А по Волге важно плывут белоснежные теплоходы, снуют яркие катера. Я люблю свою землю, люблю её дороги и реки, поля и луга, изрезанные глубокими оврагами, люблю холмы, на которых растут одинокие дубы, липы и берёзы. И чтобы выразить свою любовь к своей земле, надо просто честно трудиться на ней…»
Любовь к своей Родине начинается всегда в процессе познания. Это познание складывается по частичкам: с первого упоминания о месте, где родился маленький человек, с первой школьной экскурсии, с первой практической работы по составлению схемы школьного двора, воспитания навыков поведения в природе и роли человека в ней.
В курсе географии 6-го класса, ребятам при изучении темы «Природные комплексы нашей местности», предлагается задание: пройти по экологической тропе Ельниковской рощи и выписать себе в тетрадь « Правила поведения человека в природе». Далее в классе разворачивается дискуссия на эту тему. Будьте, уверены, ни одной таблички дети не пропустили; как близок для каждого из них этот разговор на уроке. И вот в такие минуты рождается уверенность, что вот эти ребята не разорят птичьего гнезда, не включат на всю мощь радиоприёмника, не нарвут в охапку цветы, а будут любоваться ими, так как с этого урока ребята унесли самую суть касающихся цветов: «самые лучшие цветы не в вазе, а на лесной полянке!».
В восьмом классе при изучении темы «Охрана природы», где разговор идёт о заповедниках, заказниках, национальных и природных парках, ребятам предлагается задание пройти по природному парку «Ельниковская роща» и ответить на следующие вопросы: когда и кем была заложена роща, её площадь, преобладающие растения, птицы, животные. А также растения и животные, подлежащие охране. Проследить, изменяется ли природа рощи, если да, то найти причины и объяснения этому явлению. Предложить проекты, как изменить в лучшую сторону неблагоприятную тенденцию, а это уже чувство ответственности за происходящее, т.е. формируется гражданская позиция молодого человека. Самое главное уроки географии могут повлиять на то, чтобы ребенок не был равнодушным к происходящему, а это уже проявление человека как личности, которая много знает, умеет, хочет и может сделать не так, как того хочется кому-либо, а так как это нужно в данный момент для дела. А это уже личностный подход.
В 10-м классе, при изучении тем «Мировые природные ресурсы» и «Энергетика мира» ребята рано или поздно сталкиваются с таким явлением, как стремительное обеднение природы, предел ее топливно-энергетических ресурсов, особенно это касается нефти. И обязательно они задают вопрос «А как же быть? Что делать нашему поколению?». То есть проявляется. один из двух существующих подходов к данной проблеме: один из них пессимистический. Именно эта нота присутствует у ребят в начале изучения этой темы. Задача педагогов в этот момент состоит в том, чтобы вывести ребят на другой уровень понимания проблемы - оптимистический. Суть его заключается в том , что человек – существо разумное и обязательно может и должен найти выход из временных трудностей. Для этого ребятам предлагается отыскать специальную литературу и написать реферат « Нетрадиционные (альтернативные) источники энергии». На это отводится 1 месяц и один из уроков отводится дискуссионному клубу «Мир будущего», где обменяться представленными знаниями и более того, услышать собственные, пусть гипотетические проекты. А квинтэссенцией урока сделать следующее, то, что стало бы личным кредо каждого молодого человека: «Человек отвечает за себя, окружающий мир, всю планету целиком !!!», т.е. человек родился на земле для того, чтобы прожить жизнь не для себя, а изменить Мир к Лучшему! А это уже глобальный подход. А все глобальное начинается с маленькой клеточки – человека, который призван стать личностью. А чтобы стать этой самой личностью, от которой очень много зависит, надо воспитать в молодом человеке очень много нужных качеств. Одно из них товарищество и уважение к другому человеку. Это все, как правило, очень пригодится в жизни человеку. Эти качества воспитываются в походах и экспедициях по родному краю. Сколько здесь новых впечатлений и открытий. Вот где всесторонне раскрывается и формируется личность. В разновозрастных туристских группах, прослеживаются взаимоотношения по линии «старший – младший». Здесь воспитывается одновременно и вежливость, и уважение к старшему, и товарищество. Ведь в походе мы, товарищи, более того – друзья, отвечающие один за другого. И мы учимся с ребятами уважать личность в другом человеке. И все это не просто проформы ради, а для того, чтобы на этих уроках, в этих походах ребята увидели свою Родину, то, с чего мы начали сегодняшний разговор, увидели ее величие и одновременно ее трудности и проблемы, поняли свое место в жизни, смело набирались опыта для того, чтобы сделать землю чуточку краше, став при этом чуточку краше самим!