Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Элективный курс «Решение генетических задач» (Из опыта работы Муратовой Т.И., учителя биологии МОУ «СОШ №3» г. Алатырь)

Программа

элективного курса по биологии в 11 классе

«Решение генетических задач»

 

Муратова Т.И., учитель биологии МОУ «СОШ№3» г. Алатырь

 

Пояснительная записка

Программа рассчитана на целый учебный год (33 часа), направлена на углубление теоретического и практического материала по данной теме. В данном курсе будут рассмотрены типы задач, которые не рассматриваются базовой программой по биологии. Курс «Решение генетических задач» разбит на отдельные тематические блоки, каждый из которых начинается с изучения теоретического материала. В дальнейшем учащиеся знакомятся с различными способами решения – главное, чтобы он был рациональным и логически последовательным. Решение задач по генетике способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы, расширяет область знаний по биологии, формирует интерес к профессиям, связанным с медициной.

 

Цель курса:

Научить учащихся решать различного типа задачи по генетике и правильно оформлять решение.

 

Задачи курса:

Ознакомить учащихся с общими методическими рекомендациями по решению генетических задач.

Усвоить основные этапы решения задач.

Научить правильному оформлению задач.

 

Формы деятельности учащихся:

1. Изучение общих принципов оформления и решения генетических задач.

2. Самостоятельное решение задач.

3. Самоконтроль и взаимоконтроль.

4. Изучение алгоритма составления и анализа родословных.

5. Создание электронной презентации проекта «Родословная моей семьи».

 

Методы обучения:

Лекция, выполнение практических заданий по дидактическим карточкам, разбор схем и рисунков, самостоятельная работа с учебниками, компьютерными дисками, добывание информации в Internet, диалог, защита проектов, демонстрации.

 

Тематическое планирование

Наименование тем курса

Всего часов

Образовательный продукт

I

Введение

 

1.

Основные понятия генетики

 

II

Общие методические рекомендации по решению генетических задач

 

1.

Что нужно знать при решении задач

Генетическая символика

2.

Алгоритм решения генетических задач

алгоритм

3.

Оформление задач

схема

III

Менделеевская генетика

 

16ч

 

1.

Решение генетических задач на применение I и II законов Г. Менделя.

задачи

2.

Решение генетических задач на наследование признаков человека.

задачи

3.

Самоконтроль и самостоятельное решение задач

задачи

4.

Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей.

задачи

5.

Определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков.

задачи

6.

Аутосомно-доминантное наследование.

Конспект лекции

7-8.

Полное доминирование. Признаки человека, связанные с данным типом наследования.

Опорный конспект

9.

 Определение вероятности появления потомства с заданным признаком

задачи

10.

Наследование летальных и сублетальных генов (признаков).

тезисы

11-12.

Аутосомно-рецессивное наследование

Конспект лекции

13.

Дигибридное скрещивание.

Самоконтроль – тест.

14

Решение задач на расщепление признаков

схемы

15.

Самоконтроль и самостоятельное решение задач

задачи

16.

Полигибридное скрещивание.

 

1

Опорный конспект

 

Хромосомная теория наследственности

10ч

 

1.

Закон Моргана. Решение задач

задачи

2

Наследование сцепленных признаков.

Конспект лекции

3.

Определение расстояний между генами и порядка их расположения в хромосоме.

задачи

4.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Конспект лекции

5.

Наследование ограниченных полом и зависимых от пола признаков.

1ч.

задачи

7,8.

Взаимодействие неаллельных генов.

Конспект лекции, задачи

9.

Множественный аллелизм.

задачи

10.

Взаимодействие аллельных генов (кодоминирование).

задачи

 

Генетика человека

 

1.

Составление родословных

Опорный конспект

2.

Анализ родословных

Создание презентации

3.

Демонстрация презентации проектов

Демонстрация

 

ИТОГО:

33ч

 

 

Содержание программы

 

1. Введение (1ч)

Генетика. Основные понятия генетики: признаки и свойства; аллельные и неаллельные гены, локус, геном. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма, кариотип, генофонд. Методы генетики, типы скрещиваний.

 

2. Общие методические рекомендации по решению генетических задач (3ч)

Генетическая терминология и символика. Доминантные и рецессивные признаки, гаметы, определение числа типов гамет, гомологичные и негомологичные хромосомы, анализ генотипа и фенотипа родителей и потомства, символика, используемая при решении генетических задач, основные принципы оформления задач, алгоритм решения генетических задач.

 

3. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем (16ч)

Г. Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Законы Менделя. Полное и неполное доминирование. Аутосомно-рецессивное и аутосомно-доминантное наследование. Наследование летальных и сублетальных генов (признаков).

 

4. Хромосомная теория наследственности (10ч).

Закономерности сцепленного наследования. Хромосомная теория наследственности. Закон Т.Моргана. Сцепленное наследование признаков. Группы сцепления генов. Полное и неполное сцепление генов, кроссинговер, кроссоверные гаметы, рекомбинантные хромосомы, морганида. Определение расстояний между генами, расположенными в одной хромосоме.

Генетическое определение пола, гомо- и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Определение пола. Типы определения пола.

 Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Теория гена. Современные представления о гене и геноме.

 Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз, полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия, множественный аллелизм.

 

5. Генетика человека (3ч)

Методы изучения наследственности человека. Геном человека. Половые хромосомы. Значение генетики для медицины. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Влияние мутагенов на организм человека.

 

Описание планируемых результатов.

учащиеся должны:

Знать: основные термины, законы и понятия генетики.

 

Уметь:

* решать и правильно оформлять решение генетических задач разной сложности;

* анализировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в биологической науке;

* осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

* использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Список литературы для учителя

 

1. Билич, Г.Л., Крыжановский, В.А. Универсальный Атлас. – М.: « Оникс», 2005.

2. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

3. Гончаров, О.В. Генетика, задачи. – Саратов: «Лицей», 2005.

4. Захаров, В.Б., Мамонтов, С.Г., Сонин, Н.И., Биология. Общие закономерности под ред. В.Б. Захарова. 7-е изд. – М.: Дрофа, 2000.

5. Мамонтов, С.Г. Биология для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 2003.

6. Рувинский, А.О. Общая биология. – М.: Просвещение, 1993.

7. Соколовская, Б.Х. Сборник задач по генетике. – Новосибирск: Университет,1968.

8. Филлипович, Ю.Б. ,Севастьянова, Г.А., Щеголева, Л.И., Упражнения и задачи по биологической химии. - М.: Просвещение, 1976.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика