Программа
элективного курса по биологии в 11 классе
«Решение генетических задач»
Муратова Т.И., учитель биологии МОУ «СОШ№3» г. Алатырь
Пояснительная записка
Программа рассчитана на целый учебный год (33 часа), направлена на углубление теоретического и практического материала по данной теме. В данном курсе будут рассмотрены типы задач, которые не рассматриваются базовой программой по биологии. Курс «Решение генетических задач» разбит на отдельные тематические блоки, каждый из которых начинается с изучения теоретического материала. В дальнейшем учащиеся знакомятся с различными способами решения – главное, чтобы он был рациональным и логически последовательным. Решение задач по генетике способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы, расширяет область знаний по биологии, формирует интерес к профессиям, связанным с медициной.
Цель курса:
Научить учащихся решать различного типа задачи по генетике и правильно оформлять решение.
Задачи курса:
Ознакомить учащихся с общими методическими рекомендациями по решению генетических задач.
Усвоить основные этапы решения задач.
Научить правильному оформлению задач.
Формы деятельности учащихся:
1. Изучение общих принципов оформления и решения генетических задач.
2. Самостоятельное решение задач.
3. Самоконтроль и взаимоконтроль.
4. Изучение алгоритма составления и анализа родословных.
5. Создание электронной презентации проекта «Родословная моей семьи».
Методы обучения:
Лекция, выполнение практических заданий по дидактическим карточкам, разбор схем и рисунков, самостоятельная работа с учебниками, компьютерными дисками, добывание информации в Internet, диалог, защита проектов, демонстрации.
Тематическое планирование
№ |
Наименование тем курса |
Всего часов |
Образовательный продукт |
I |
Введение |
1ч |
|
1. |
Основные понятия генетики |
1ч |
|
II |
Общие методические рекомендации по решению генетических задач |
3ч |
|
1. |
Что нужно знать при решении задач |
1ч |
Генетическая символика |
2. |
Алгоритм решения генетических задач |
1ч |
алгоритм |
3. |
Оформление задач |
1ч |
схема |
III |
Менделеевская генетика
|
16ч |
|
1. |
Решение генетических задач на применение I и II законов Г. Менделя. |
1ч |
задачи |
2. |
Решение генетических задач на наследование признаков человека. |
1ч |
задачи |
3. |
Самоконтроль и самостоятельное решение задач |
1ч |
задачи |
4. |
Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей. |
1ч |
задачи |
5. |
Определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков. |
1ч |
задачи |
6. |
Аутосомно-доминантное наследование. |
1ч |
Конспект лекции |
7-8. |
Полное доминирование. Признаки человека, связанные с данным типом наследования. |
2ч |
Опорный конспект |
9. |
Определение вероятности появления потомства с заданным признаком |
1ч |
задачи |
10. |
Наследование летальных и сублетальных генов (признаков). |
1ч |
тезисы |
11-12. |
Аутосомно-рецессивное наследование |
2ч |
Конспект лекции |
13. |
Дигибридное скрещивание. |
1ч |
Самоконтроль – тест. |
14 |
Решение задач на расщепление признаков |
1ч |
схемы |
15. |
Самоконтроль и самостоятельное решение задач |
1ч |
задачи |
16. |
Полигибридное скрещивание.
|
1 |
Опорный конспект |
|
Хромосомная теория наследственности |
10ч |
|
1. |
Закон Моргана. Решение задач |
1ч |
задачи |
2 |
Наследование сцепленных признаков. |
1ч |
Конспект лекции |
3. |
Определение расстояний между генами и порядка их расположения в хромосоме. |
1ч |
задачи |
4. |
Наследование признаков, сцепленных с полом. |
1ч |
Конспект лекции |
5. |
Наследование ограниченных полом и зависимых от пола признаков. |
1ч. |
задачи |
7,8. |
Взаимодействие неаллельных генов. |
2ч |
Конспект лекции, задачи |
9. |
Множественный аллелизм. |
1ч |
задачи |
10. |
Взаимодействие аллельных генов (кодоминирование). |
1ч |
задачи |
|
Генетика человека |
3ч |
|
1. |
Составление родословных |
1ч |
Опорный конспект |
2. |
Анализ родословных |
1ч |
Создание презентации |
3. |
Демонстрация презентации проектов |
1ч |
Демонстрация |
|
ИТОГО: |
33ч |
|
Содержание программы
1. Введение (1ч)
Генетика. Основные понятия генетики: признаки и свойства; аллельные и неаллельные гены, локус, геном. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма, кариотип, генофонд. Методы генетики, типы скрещиваний.
2. Общие методические рекомендации по решению генетических задач (3ч)
Генетическая терминология и символика. Доминантные и рецессивные признаки, гаметы, определение числа типов гамет, гомологичные и негомологичные хромосомы, анализ генотипа и фенотипа родителей и потомства, символика, используемая при решении генетических задач, основные принципы оформления задач, алгоритм решения генетических задач.
3. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем (16ч)
Г. Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Законы Менделя. Полное и неполное доминирование. Аутосомно-рецессивное и аутосомно-доминантное наследование. Наследование летальных и сублетальных генов (признаков).
4. Хромосомная теория наследственности (10ч).
Закономерности сцепленного наследования. Хромосомная теория наследственности. Закон Т.Моргана. Сцепленное наследование признаков. Группы сцепления генов. Полное и неполное сцепление генов, кроссинговер, кроссоверные гаметы, рекомбинантные хромосомы, морганида. Определение расстояний между генами, расположенными в одной хромосоме.
Генетическое определение пола, гомо- и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Определение пола. Типы определения пола.
Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Теория гена. Современные представления о гене и геноме.
Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз, полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия, множественный аллелизм.
5. Генетика человека (3ч)
Методы изучения наследственности человека. Геном человека. Половые хромосомы. Значение генетики для медицины. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Влияние мутагенов на организм человека.
Описание планируемых результатов.
учащиеся должны:
Знать: основные термины, законы и понятия генетики.
Уметь:
* решать и правильно оформлять решение генетических задач разной сложности;
* анализировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в биологической науке;
* осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
* использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Список литературы для учителя
1. Билич, Г.Л., Крыжановский, В.А. Универсальный Атлас. – М.: « Оникс», 2005.
2. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
3. Гончаров, О.В. Генетика, задачи. – Саратов: «Лицей», 2005.
4. Захаров, В.Б., Мамонтов, С.Г., Сонин, Н.И., Биология. Общие закономерности под ред. В.Б. Захарова. 7-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
5. Мамонтов, С.Г. Биология для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 2003.
6. Рувинский, А.О. Общая биология. – М.: Просвещение, 1993.
7. Соколовская, Б.Х. Сборник задач по генетике. – Новосибирск: Университет,1968.
8. Филлипович, Ю.Б. ,Севастьянова, Г.А., Щеголева, Л.И., Упражнения и задачи по биологической химии. - М.: Просвещение, 1976.