Возможности использования электронного пособия «Материалы по НРК в школьном курсе биологии»
Н.В.Борисова, доцент кафедры ЕНД ЧРИО, к.п.н.,
Н.В.Бакшаева, доцент кафедры информатики
и вычислительной техники ЧГПУ, к.п.н.
Введение в школы Чувашии национально-регионального компонента по биологии выявило недостаточное количество учебно-методических материалов для работы учителей и учащихся. Исходя из этого, нами была предпринята попытка создания электронного пособия «Материалы НРК в школьном курсе биологии», соединившего содержательную сторону предмета с возможностями использования ИКТ.
В разработанном пособии отражена общая характеристика предмета изучения и выделены следующие содержательные линии:
· биологическое разнообразие природы Чувашской Республики;
· современное состояние этноздоровья;
· экологические проблемы ЧР и рациональное природопользование.
Материалы пособия по НРК представлены по следующим разделам в соответствии с федеральным стандартом основного общего образования по биологии: «Система органического мира. Многообразие и эволюция живой природы»; «Человек и его здоровье»; «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»; «Общая биология». Изучению НРК предопределен обязательный минимум содержания, отражены требования к знаниям, умениям и использованию их на практике.
По соответствующим темам и разделам в пособии представлен обширный информационный и справочный материал, размещенный в 23 приложениях, в том числе 14 таблиц, отражающих 1982 информационные позиции. В пособие включен полезный, интересный для учителей и учащихся материал, представленный следующими рубриками: «Знаете ли вы что…», «Из книги рекордов…», «Свидетели эпох…», «Это интересно…», «Самые, самые…» и др. В работе представлены оригинальные авторские тесты, отражающие содержание по шести разделам: «Отдел Растения. Грибы. Лишайники», «Во саду ли, в огороде...», «Животные», «Сельскохозяйственные животные», «Охрана растительного и животного мира», «Человек и его здоровье». В целом предлагается 143 теста с четырьмя вариантами ответов для каждого вопроса. Тесты могут быть использованы в качестве проверочных материалов при изучении биоразнообразия природы родного края. Возможно их использование при проведении тематических викторин, школьных олимпиад и т.д.
Впервые в регионе нами составлен оригинальный интерактивный определитель-тренажер растений в зимнее время по побегам, что значительно облегчает проведение практической работы на уроке с использованием ИКТ. При этом у учащихся одновременно отрабатываются навыки работы с определителем и компьютером. В процессе определения побегов дерева или кустарника (выбрано 5 наиболее известных в нашей местности) ученику предстоит установить значения по восьми параметрам. Выбор значений осуществляется из многих вариантов, указанных в каждом параметре, при последовательном переходе от одного параметра к другому с отображением результатов каждого действия в соответствующих окнах. Одно окно предназначено для отражения множества названий растений или кустарников из имеющейся базы, соответствующих одному или нескольким выбранным параметрам (в итоге окончательного выбора в окне остается название только одного растения или кустарника); второе окно содержит всю цепочку правильно определяемых значений параметров. Дополнением к полученному результату является изображение полученного растения или кустарника из имеющейся базы изображений, подготовленных для определителя.
Практическое задание для учащихся сформулировано следующим образом: «Рассмотрите ветки деревьев и кустарников, предложенных учителем. Определите 2-3 видовых названий растений по почкам, пользуясь программой интерактивного определителя. Название определенных растений запишите в тетрадь».
Реализация занимательных тестов и определителя-тренажера осуществлена на языке программирования JavaScript, что позволяет использовать интерактивный режим для обучения и контроля учащихся на разных этапах урока.
Для активизации познавательной деятельности учащихся по биологии в электронное пособие включены игры и викторины (шесть различных игр и викторин), содержательно опирающиеся на материалы краеведческой направленности. Приведем примеры некоторых вопросов из викторины «Занимательные вопросы»: 1) «Что это за «водяную свинью» разводят в некоторых хозяйствах Чувашии и как ее оставили без чешуи и костей?» 2) «В случае гибели первенца последующим детям чуваши давали имена по названиям животных, птиц и даже деревьев, например, Курак (грач), Упи (медведь), Юман (дуб) и др. Как вы думаете, с чем это было связано?».
В игре-викторине «Хвойные растения» учащимся следует найти соответствие между несколькими рисунками деревьев,
произрастающих в Чувашии, и приведенными к ним описаниями. В других заданиях с помощью подсказок предложено отгадать названия биологических объектов, встречающихся на территории республики и являющимися многозначными словами и др.
Учебно-методическое пособие содержит коллекцию фотоматериалов в количестве 60 авторских цифровых изображений растений и животных Чувашии, собранных в 2007 году. Некоторые из изображенных объектов занесены в Красную книгу ЧР. Все они могут быть использованы по усмотрению учителя как на уроке, так и во внеурочное время с целью повышения интереса к предмету.
Предлагаемое пособие выполнено в виде гипертекстового программного продукта учебного назначения, содержащее: 196 страниц в формате .html; 2 файла в формате .css; 143 файла иллюстраций (помимо фотоколлекции) в формате .jpeg , а также сопровождающие тексты. В конструировании страниц использован принцип «резинового» дизайна, что позволяет просматривать материалы на дисплеях с различным разрешением без разрушения целостного восприятия материала. Навигационные ссылки размещены на каждой странице в начале и конце текстовых материалов. Реализована постраничная и рубрикаторная навигация, а также возможен переход с любой страницы на главную страницу (index.html). По многочисленным отзывам учителей навигация является удобной и достаточной для работы.
На главной странице (index.html) размещены следующие гиперссылки:
- Левое меню:
· Содержание
· Пояснительная записка.
· Обязательный уровень.
· Требования к знаниям.
· Фотоальбом.
· Республиканские программы.
- Центральное меню:
· Содержание.
- Верхнее меню:
· Знаете ли вы что…
· Это интересно …
· Охраняемые территории ЧР.
· Тесты.
· Игры, викторины.
- Нижнее меню:
· Приложения.
· Самые, самые…
· Учителю на заметку.
· Птица- символ года.
· Определитель-тренажер растений по побегам.
Используемые технические средства
Системные требования:
Windows 95\98\ME\NT\2000\XP
Pentium III
IE 5.0 и выше с поддержкой HTML 4.0, CSS, Java Script
RAM 128 Мб
Разрешение монитора SVGA 1280*1024
CD-ROM, мышь
Файл запуска – index.html
Доступ к программному продукту может быть организован как к локальному ресурсу (размещен на компьютере учащегося), так и к сетевому (размещен на компьютере учителя с организацией доступа к сетевой папке с компьютеров учащихся) без инсталляции продукта, что, несомненно, облегчает его использование.
Материалы электронного пособия могут использоваться на уроках биологии при изучении конкретных тем, дополнительно, например, в кружковой работе и при подготовке к олимпиадам, конкурсам, выполнении ученических проектов.
Пособие «Материалы по НРК в школьном курсе биологии» прошло апробацию в школах Чувашской Республики и в настоящее время широко используется учителями-предметниками.