Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

"Яковлевский час в математике" (Из опыта работы Петровой М.И., учителя начальных классов МОУ «СОШ № 39» г.Чебоксары)

Яковлевский час в математике

Открытый урок с использованием ИКТ, проведённый во 2 Ю классе в рамках Всероссийских Яковлевских чтений для завучей школ г.Чебоксары, слушателей курсов ЧРИО, преподавателей и студентов ЧГПУ имени И.Я.Яковлева

 

Петрова Марина Ивановна, учитель начальных классов I категории МОУ «СОШ № 39» г.Чебоксары

 

Ныне в Чувашии вряд ли найдётся человек, который не знал бы выдающегося педагога – просветителя Ивана Яковлевича Яковлева. С малых лет имя этого великого человека на слуху у живущих в нашей республике и даже за её пределами.

И.Я.Яковлеву было немногим более 15 лет, когда он впервые задумался над тем, как сохранить, отстоять и развить культуру и язык чувашского народа. Его дальнейшая жизнь была посвящена просвещению чувашского народа, формированию национальной интеллигенции, развитию культуры и росту национального самосознания чувашей.

Благодаря И.Я.Яковлеву открывались новые школы даже в дальних деревнях, для обучения в которых он создал чувашский алфавит и издал первый чувашский букварь. Разъезжая по глухим деревням, Яковлев набирал ребят из бедных семей для дальнейшего их обучения в школе.

В настоящее время, спустя 100 с лишним лет, когда обучение доступно всем, мы глубоко чтим память этого великого человека. В связи с этим, задача современных педагогов - привитие ученикам уважения, любви и интереса к творчеству И.Я.Яковлева. Начиная с 3 класса, ребята начинают знакомиться с жизнью и творчеством педагога – просветителя: читают его сказки, учат наизусть стихи, написанные для букваря. Большая работа проводится во внеурочное время. Это и классные часы, литературные вечера, диспуты и КВНы на Яковлевскую тематику. Во многих школах становится традицией проведение открытых уроков к юбилейным датам, связанным с И.Я.Яковлевым.

В апреле 2008 года в рамках проведения Всероссийских Яковлевских чтений, посвящённых 160-летию со дня рождения И.Я.Яковлева, в МОУ «СОШ № 39» г.Чебоксары был дан мастер-класс во 2 классе на тему «Яковлевский час в математике» для преподавателей и студентов ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я.Яковлева», заместителей директоров школ города, курсантов Республиканского института образования. Гости высоко оценили профессионализм учителя и оставили много положительных отзывов об уроке.

Прилагаем развёрнутый план- конспект данного урока.

 

Цели урока:

1.Познакомить детей с великим педагогом- просветителем И. Я. Яковлевым.

2.Повторить табличные случаи умножения и деления, случаи умножения и деления на 10 и 100.

3.Отработать навыки решения задач изученных видов.

4.Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, навыки конструирования, воображение.

До начала урока, на перемене звучит песня «Таван хуламар», на слайде панорама г. Чебоксары.

 

Ход урока.

Слайд- Тема урока «Яковлевский час в математике».

1. Орг. момент.

 - Ребята, сегодня у нас необычный день. В нашу школу пришло много гостей. Некоторые из вас у меня уже спрашивали: « В чём необычность сегодняшнего дня? Зачем в школе так много гостей?» Ответы на эти вопросы мы найдём на уроке математики. Так как день сегодня необычный, то и урок у нас будет отличаться от привычных нам уроков. Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями. А теперь садитесь, мы начинаем наш урок.

2. Устный счёт.

- Какая музыка звучала перед началом урока? (Чувашская). Звучала чувашская песня. Наш сегодняшний урок будет посвящён одному из известных сынов чувашского народа. А кто он, узнаете выполнив задание.

 На доске таблицы с ответами и примеры с буквами в ответах. Надо определить, какой букве соответствует числовое значение и под этим числом написать нужную букву.

Слайд с таблицами

Таблица 1.

 12

 18

 28

 42

 И

 В

 А

 Н

 

7 • 4 = А 9 • 2 = В

6 • 7 = Н 4 • 3 = И

- Получившееся слово записать в тетради.

Проверка:

- Какое слово получилось? (ИВАН)

- Какую закономерность заметили в расположении ответов в таблице?

(Числа расположены в порядке возрастания).

- Следующая таблица.

Таблица 2.

 50

 20

 40

 30

 10

 60

 80

 70

 90

 Я

 К

 О

 В

 Л

 Е

 В

 И

 Ч

 

20 • 1 = К 100 – 40 = Е 8 • 5 = О

 2 • 5 = Л 45 – 15 = В 70 : 1 = И

5 • 10 = Я 0 + 90 = Ч 40 • 2 = В

- Получившееся слово запишите в тетради.

Проверка:

- Какое слово получилось? (ЯКОВЛЕВИЧ).

- Что интересного увидели в полученных ответах? ( Круглые числа).

- Следующая таблица…

 

Таблица 3.

160

145

139

100

95

81

36

 Я

 К

 О

 В

 Л

 Е

 В

 

4 • 9 = В 80 + 15 = Л 139 : 1 = О

9 • 9 = Е 210 - 65 = К 50 • 2 = В

 200 - 40= Я

- Запишите слово в тетради.

Проверка:

- Какое слово получилось?

- Какую закономерность заметили в расположении ответов в таблице? (Числа расположены в порядке убывания).

- Прочитайте все 3 полученных слова. ( Дети называют слова).

Открывается запись на доске: Иван Яковлевич Яковлев и слайд – портрет Яковлева с надписью.

 -Сегодня наш урок буден посвящён этому человеку. Кто он такой? Кто слышал это имя? ( Соображения детей).

- Подробнее об этом человеке нам расскажут наши ученики. А мы внимательно их послушаем.

 

3. Сообщение детей о жизни и деятельности И. Я. Яковлева в сопровождении слайдов. (У доски рассказывают 4 ученика).

Иван Яковлевич Яковлев- один из выдающихся деятелей культуры и просвещения, талантливый педагог, учёный, мыслитель, организатор народного просвещения. Вся его жизнь была посвящена просвещению чувашского народа, формированию национальной интеллигенции, развитию культуры и росту национального самосознания чувашей.

 

Родился Иван Яковлевич Яковлев в деревне Кошки- Ново- Тимбаево Буинского уезда Симбирской губернии. Он рано лишился родителей и воспитывался в чужой семье.

В 1856 году его отправили учиться в Буинское удельное училище для подготовки конторщика. После его окончания, как лучший ученик, был направлен в Симбирское землемерное училище.

В 1867 году поступил в Симбирскую гимназию. Во время учёбы в гимназии он решил обучать мальчиков из деревни. Таким образом 135 лет тому назад было заложено начало Симбирской чувашской учительской школе.

Слайд - Симбирская учительская школа.

В 1870 году окончив гимназию золотой медалью Иван Яковлевич Яковлев поступил в Казанский университет. А в 1875 году, после окончания университета он был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа.

Благодаря Ивану Яковлевичу Яковлеву открывались новые школы даже в дальних деревнях, для обучения в которых он создал чувашский алфавит и издал первый чувашский букварь, а также сотни книг учебной, религиозной, художественной, музыкальной и другой литературы на чувашском языке.

Слайд – первый чувашский букварь.

-Чувашский народ глубоко чтит память выдающегося педагога-просветителя И. Я. Яковлева. Ныне в столице Чувашии в г. Чебоксары около национальной библиотеки воздвигнут памятник И.Я, Яковлеву. ( Слайд – Памятник И.Я.Яковлеву) Его имя носит Чувашский Государственный педагогический университет, в котором открыт мемориальный музей просветителя.(Слайд – ЧГПУ )

 Именем И.Я.Яковлева назван один из главных проспектов нашего города.

Слайд- Проспект И.Я.Яковлева.

 

4.Решение задачи.

-А почему сегодня мы так много говорим об этом выдающемся человеке вы узнаете решив задачу, которая записана у вас на листочках.

Чтение и коллективный разбор задачи.

Задача: « Ученики мужской гимназии, где в 1860 году обучался И.Я.Яковлев, решили озеленить участок вокруг гимназии. Они посадили 30 сосен, ёлочек на20 больше, а кедра столько, сколько сосен и ёлочек вместе. Сколько всего хвойных деревьев посадили ученики мужской гимназии?

-Выбрать с доски соответствующую схему. (Ребята находят нужную схему, после чего учитель лишнее убирает.)

- Почему вы выбрали именно эту схему?

- Начертите схему в тетради, решите задачу и напишите ответ.

 

Решение: 1) 30+20= 50 (ёл.)

2) 30+50= 80 (ёл.)

3) 30+50+80= 160 (д.)

Ответ: 160 деревьев посадили ученики мужской гимназии.

- Назовите ещё раз число, которое получилось в ответе задачи. (160)

- Именно с этим числом связаны все мероприятия, которые проходят сегодня в нашей школе. Может быть кто-нибудь догадался, что это за число?

- Именно 160- летие со дня рождения И.Я.Яковлева отмечают в этом году в нашей стране. Это юбилейная дата.

Слайд- 160 лет со дня рождения Ивана Яковлевича Яковлева и портрет.

 

5. Решение примеров с именованными числами.

- В младших классах одной из чувашских школ, основателем которой был И.Я.Яковлев, ребята очень любили решать вот такие примеры с

именованными числами.

Открывается запись, у доски работают 3 ученика.

а) 2м 4см + 69дм – 3дм 8см = м  дм  см

Решение:

204 + 690 - 38 = 586см = 5м 8дм 6см

- Сколько примерно метров это будет, если мы округлим это число? (6м )

6м - ширина одной из дорог проспекта имени Яковлева в нашем городе.

Слайд- проспект Яковлева.

б)8м – 4дм 7см +1м 43см =м дм см

Решение:

800 – 47 + 143 =896см = 8м 9дм 6см

- Сколько это округлённых метров? (9м)

9м – высота памятника И.Я.Яковлеву перед Национальной библиотекой.

Слайд- памятник Яковлеву.

в)5м 3см + 7дм 7см – 3м 9дм =м дм см

Решение:

503 + 77 – 390 = 190см = 8м 9дм 6см

- Сколько это округлённых метров? (2м)

2м-высота окон на 1 этаже главного корпуса Ч.Г.П.У им. И.Я.Яковлева

Слайд - Педуниверситет им.И.Я.Яковлева.

 

6.Физминутка. Слайды – Чебоксары.

Упражнения под чувашскую песню. (1ученик показывает у доски, остальные повторяют).

Слайд – Портрет и 160 лет со дня рождения И.Я.Яковлева.

 

7. Анаграммы.

-Имя И.Я.Яковлева известна во многих городах нашей страны. Решив анаграммы, которые лежат на ваших партах, мы узнаем, какие города связаны с именем этого педагога более тесно.

Ведётся работа в парах. Задания раздать заранее.

КАЗЬ + НА = КАЗАНЬ

РИМ + СИБСК = СИМБИРСК

НОЛЬ + ВЯСКУ = УЛЬЯНОВСК

БОКС + ЕРЫЧА = ЧЕБОКСАРЫ

Задание: из каждой пары приведённых слов путём перестановки букв нужно составить названия городов, которые тесно связаны именем И.Я.Яковлева. Кто на уроке был внимательным, тот легко справиться с этим заданием и правильно ответит на дополнительный вопрос.

Проверка: - Назовите полученные слова.

(Названия городов вывешиваются на доску по ходу отгадывания анаграмм).

- Как связаны эти города с И.Я.Яковлевым?

Казань - в 1870 г. поступил учиться в Казанский университет.

Симбирск - в Симбирской губернии он родился, с золотой медалью закончил Симбирскую классическую гимназию, в Симбирске открыл чувашскую учительскую школу.

Ульяновск - современное название Симбирска, был переименован в 1924 году.

Чебоксары – столица Чувашии. Чувашский народ глубоко уважает и чтит память этого выдающегося педагога. ( Памятник, проспект, ЧГПУ).

 

9. Конструирование.

- Много труда вложил И.Я.Яковлев в приобщение чувашского народа к русской культуре. И прожив сложную и кипучую жизнь, скончавшись в возрасте 82 лет, И.Я. Яковлев оставил завещание чувашскому народу, в котором желает соплеменникам стать высокообразованной, культурной, деятельной и преданной России нацией. А какую птицу принято считать вестницей мира и дружбы между народами? (Голубь).

Слайд - Голуби в сопровождении песни « Летите голуби».

- И.Я.Яковлев является своего рода «голубем мира» между чувашским и русским народом. У вас на партах лежат листочки, и мы попробуем сейчас сделать голубя.

Оригами «Голубь».

Проверка: раздать «узоры» всем детям, ученики, у кого лучшие работы выходят к доске с голубями.

- Ребята, на дни рождения, а тем более на юбилеи. Принято дарить подарки. Давайте и мы преподнесём нашим гостям в подарок наших голубей.

Звучит «Летите голуби», дети дарят голубей гостям.

10. Итог урока. Выставление оценок.

- Что нового узнали сегодня на уроке? Какие правила повторили?

- Что для вас было самым интересным? Что вызвало трудность?

- Сегодня на уроке вы хорошо работали, и самым активным я ставлю «5».(Назвать фамилии).

Слайд – Молодцы! Всем спасибо! Звучит та же песня.

 

Скачать презентацию

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика