С начала 90-х годов в образовании ориентация на более или менее техническое усвоение набора знаний и навыков сменилось ориентацией на развитие личности, сознания, деятельности учения. Линия на воспроизведение материала все больше вытесняется линией на воспитание творчества, активное участие ученика в процессе учения. Место унифицированных программ, учебников, методик заняла вариативность.
Одной из задач нашего исследования было изучение влияния различных образовательных программ на развитие воображения детей. Всего было продиагностировано развитие воображения 1767 детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эти дети обучались по различным образовательным программам, таким как «Воспитание ребенка-дошкольника» под редакцией О.В.Драгуновой, «Радуга», «Развитие» (в дошкольных группах), программа Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова, «Школа 2100», «Начальная школа 21 века», «Сообщество».
Диагностика воображения проводилась по методикам «Дорисовывание фигур» и «Сочинение сказки». В нашем исследовании достоверных различий в уровне развития воображения детей, обучающихся по различным образовательным программам, не обнаружилось.
Почему? Предварительный анализ образовательных программ показал, что некоторые из программ содержат богатые возможности для развития воображения, например, программа «Развитие», разработанная лабораторией Л.А.Венгера, Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. Обучение детей по развивающим, альтернативным программам, видимо, не является достаточным условием для развития их творческого воображения. Мы предположили, что результат работы по той или иной программе зависит от того, как транслирует эту программу педагог.
Следующей задачей нашего исследования было изучение роли педагога в развитии воображения детей. В связи с этим был продиагностирован уровень развития воображения педагогов, работавших с этими детьми. Всего было продиагностировано 30 педагогов. Не все педагоги охотно соглашались на то, чтобы с ними провели такое тестирование: ссылались на отсутствие времени или просто отказывались. Тестирование проводилось теми же методиками, что и тестирование детей. Результаты тестирования показали: педагогов, выполнивших задание на низком уровне было 0%; на среднем уровне – 80,91%; на высоком уровне – 19, 04%. Так как по таким показателям, как продуктивность и гибкость у всех педагогов по обоим тестам были одинаковые баллы, при изучении влияния уровня развития творческого воображения педагогов на развитие воображения детей рассматривался только такой показатель как оригинальность.
Вычисления показали, что корреляция между оригинальностью педагогов и детей очень высокая. Из этого можно сделать вывод, что среди факторов, влияющих на развитие воображения детей, человеческий фактор- педагог – является главным. Образовательная программа – важный компонент, обеспечивающий развитие детей, однако она не гарантирует его. Программа может быть самого высокого качества, но для ее реализации требуются творческие качества педагога.
На развитие каких качеств педагога следует обратить внимание?
Эффективного учителя, по А.Маслоу, отличает тенденция к самоактуализации. Главная задача педагога, по его мнению, состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нем заложено, а не обучать его, «отливая» в определенную форму, придуманную кем-то заранее. Учение, управляемое извне, должно уступать место учению, направляемому «изнутри», благодаря чему открывается путь к самоактуализации личности как ученика, так и учителя.
Творческое поведение педагога может повторяться детьми, и тем самым у них могут развиться творческие способности на основе подражания. Подтверждением служат многолетние наблюдения Е.А. Корсунским за людьми, проявившими способности к литературному творчеству в раннем детстве, его опрос 137 писателей: испытуемые отмечали особую роль наставника и подражания на раннем этапе литературных занятий.
Важно отметить, что у учителя могут быть определенные барьеры для проявления творчества, как внутренние, так и внешние. К внутренним барьерам можно отнести следующие: стереотипы, излишнюю ориентацию на одобрение, заниженную самооценку, недостаточный уровень саморегуляции, к внешним барьерам критику, стрессы, дефицит времени для творческой подготовки к урокам, низкий материальный уровень школы. Нехватка времени у педагога для творческой подготовки к урокам может быть связана ведением занятий по нескольким предметам, работой педагога на дачном участке, в сельской местности – в личном подсобном хозяйстве, что он вынужден делать в связи с низкой заработной платой.
Необходимо, чтобы учитель осознал наличие определенных барьеров у него и работал над их устранением. В этом педагогу могут помочь и тренинги креативности. Апробация этих тренингов на кафедре в свое время состоялась.