Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

В.Мурзакова "Все мы родом из детства: толерантное общение в семье"

Все мы родом из детства: толерантное общение в семье

В. Мурзакова, МДОУ «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи», г.Чебоксары

Откровения и мысли взрослого:
«Если наше детство было полно страхов и столкновений, то мы, повзрослев,
уже не можем отказаться от прежней модели поведения»
Луиза Хей «Сила внутри нас».

И вопросы ребенка:
А что мне делать, если с малых лет только брань и презренье?
Если холод души тех, кто рядом?
А что мне делать, если ласки не знал ни словом, ни прикосновеньем?
А разве без ласки есть жизнь?
Л.М.Зюбин «Все равно я к тебе приду».

Мы формируем свои убеждения в детстве, а потом движемся по жизни, воссоздавая ситуации, которые подошли бы нашим убеждениям. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно и бессознательно запечатлевается в психике ребенка. И это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте. Мы относимся к себе так же, как наши родители относились к нам. Мы ругаем и наказываем себя так же, как ругали и наказывали нас родители. Мы почти слышим слова, которые они употребляли в таких случаях. Если нас любили, когда мы были детьми, то, став взрослыми, мы любим себя тоже и таким же образом. Взрослый человек воспроизводит в своей семейной жизни толерантный родительский стиль общения как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля семейного общения. Все мы родом из детства.
Оказалось, что большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания; и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Самодостаточность и эмоциональное благополучие человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет и работает, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. Мы постигаем мир, наблюдая за жизнью наших родителей, копируя их поведение, принимая их убеждения. Родители порой ужасаются поступкам своих детей, не понимая, что их поведение – зеркальное отражение их собственных поступков и скрытых чувств. Справившись с собственными проблемами, освободившись от отрицательных эмоций, вы наверняка обнаружите чудесную перемену, произошедшую с вашими детьми.
Работая в особом дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением речи, наши педагоги сталкиваются зачастую с проблемами отвержения, непринятия родителями своего ребенка, т.к. он «нежеланный», нелюбимый и не такой «как все». Родители проявляют физическую и словесную (вербальную) агрессию к своим детям, а те в свою очередь направляют свой негатив на сверстников, становятся неуступчивыми, конфликтными, не умеют сотрудничать, уступать, поставить себя на место другого. Часто педагогам приходится быть свидетелями ущемления прав ребенка со стороны взрослых, унижения его человеческого достоинства: «Мой ребенок – что хочу, то и делаю», - говорят они.
Назрела необходимость формирования в педагогах активной жизненной позиции и толерантных установок, помогающих защитить права человека, не допускать любое проявление нетерпимости и насилия к детям.
Именно активная, зрелая, толерантная личность педагога призвана изменить искаженные семейные взаимоотношения родителей с детьми. Чтобы понять, принять и полюбить другого, надо понять и принять самого себя, изменить свои предубеждения, стереотипы и выработать устойчивые внутренние моральные нормы, помогающие жить в ладу с самим собой и окружающим миром.
Наиболее действенным и эффективным методом формирования толерантного сознания и поведения педагогов является, на наш взгляд, кинотренинг. Главная цель – формирование толерантного общения в семье – решается через следующие задачи:
• развитие коммуникативной толерантности и эмпатических способностей посредством изменения стереотипов интолерантного поведения;
• формирование установок толерантного сознания и бесконфликтного взаимодействия в семье и обществе.
За основу кинотренинга взята авторская программа Андреевой Н.Н. «Киномарафон: от межэтнической нетерпимости к принятию многообразия мира». Работа проводилась с ноября 2004 года по май 2005 года в несколько этапов.
 На первом – подготовительный - этапе обсуждались законы о правах человека и ребенка, принципы толерантности, создавался образ толерантной и интолерантной личности, проводилась диагностика. Мы определяли уровень «коммуникативной толерантности»  педагогов по тесту В.В.Бойко, их отношение к национальной принадлежности, к межнациональным бракам.
Результаты таковы:
• 74% педагогов не видят принципиальных отличий своей национальности от других;
• 89% - положительно относятся к людям других национальностей;
• 53% педагогов раздражает, когда люди одной национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают, что в многонациональной республике (стране) желательно говорить на доступном для всех языке;
• 90% респондентов придерживаются мнения, что национальность в браке не имеет никакого значения;
• 10% сотрудников предпочли бы брак с человеком своей национальности.
В ходе тестирования «Коммуникативная толерантность» (В.В.Бойко) были выявлены такие черты интолерантной личности, как:
• Категоричность и консервативность в оценке людей;
• Неумение понимать и принимать индивидуальность других людей;
• Стремление переделать, перевоспитать другого;
• Подогнать партнера по общению под себя, сделать его удобным.
У 25% педагогов отмечался низкий уровень коммуникативной толерантности. После проведенной работы – 10%. У 45% респондентов эмпатические способности (тест В.В.Бойко) были заниженные и очень низкие. В конце кинотренинга у 25% воспитателей эмпатические способности остались заниженными. Причины: эмоциональное выгорание (симптом экономии эмоций), т.к. стаж работы этих педагогов составляет 20 лет и выше; одиночество (нет своей семьи) и вследствие этого искажение личностных черт: замкнутость, недоверие, подозрительность, нетерпимость.
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (авторы Г.Солдатова, О.Кравцова, О.Хухлаев, Л.Шайгерова) показал низкий уровень индекса толерантности у 21% педагогов. К концу года таких людей не оказалось: у большинства воспитателей (84%) характерно сочетание толерантных и интолерантных черт. В одних случаях они ведут себя толерантно, в других ситуациях могут проявить интолерантность. Лишь 16% респондентов обладают выраженными чертами толерантной личности.
На втором этапе – развивающем – происходило осознание и усвоение норм толерантного поведения и общения в семье. Через понимание, принятие себя, выстраивание своих собственных жизненных ценностей педагоги вырабатывали активную жизненную позицию и толерантное отношение к другим людям. Для этой цели мы использовали художественную литературу и ролевую игру. Очень хороши для этого притчи, сказки, рассказы, такие, например, как:
• «Две лягушки» (сказка-басня);
• «У каждого свое прекрасное место в мире» (сказка О.А.Амбросимовой, журнал «Дошкольная педагогика», № 1,2, 2003, с. 39);
• «Плюшевая война» Бориса Минаева;
• «Про кошку и про мышку» (Уйгурская сказка);
• «Маленькая Баба-Яга» (Сказка Отфрида Пройслера);
• «Гадкий утенок» и т.д.
В условиях детского сада просмотр целиком 3-х часовых художественных фильмов весьма затруднителен, поэтому мы воспользовались услугами Центрального TV и педагоги смотрели фильмы дома. При этом свои наблюдения, метафоры, поразившие их фразы и эпизоды фиксировали в карте наблюдений «Толерантное взаимодействие и общение киногероев» (см. приложение). Воспитатели смотрели самостоятельно такие киноленты как «Форрест Гамп» (реж. Роберт Земекис), «Моя большая греческая свадьба» (реж. Джоэл Цвик, США).  Художественный фильм «Форрест Гамп» - уникальный фильм по своим воспитательным возможностям и коррекции родительско-детских отношений, с помощью которого можно решить такие проблемы, как:
• Воспитание ребенка с проблемами в развитии;
• Взаимоотношения между матерью и сыном;
• Отношение общества к ребенку с физическими и интеллектуальными недостатками;
• Влияние семейных установок (толерантных/интолерантных) на дальнейшую судьбу ребенка, его жизненный сценарий;
• Освобождение от интолерантных установок и формирование толерантного поведения;
• Сохранения психического здоровья в сложном и противоречивом мире;
• И т.д.
После домашнего просмотра педагоги на тренинге в дошкольном учреждении вновь просматривали эпизоды, значимые для них, описывали свои чувства и ощущения, обсуждались метафоры и поразившие их фразы. Каждый из участников кинотренинга психологически присоединялся с кем-либо из героев, который наиболее близок ему по эмоциональным, поведенческим реакциям, жизненным ценностям. В последней работе участники называли ситуации, в которых они наиболее сильно сопереживали героям, ощущали себя на их месте. Анализировались те личностные ценности, которые способствовали конструктивному разрешению ситуации. Если возникал спор, к какой категории отнести киногероя: к толерантной или интолерантной личности, вновь обращались к фактам и эпизодам фильма. На заключительном этапе работы над фильмам педагогам предлагалось соединиться эмпатически с абсолютно противоположным киногероем, который может быть эмоционально и поведенчески совершенно противоположным участнику кинотренинга, найти в нем что-то эмоционально близкое своим жизненным принципам, положительное, хорошее. Участники кинотренинга предлагают как можно больше альтернативных вариантов поведения в той или иной конфликтной, спорной ситуации. В процессе такого соединения происходит идентификация с образами героев и подсознательное включение в свой ролевой жизненный репертуар желательных стереотипов поведения, расширяются представления о вариантах поведения в различных семейных конфликтных ситуациях и способах их конструктивного решения. Таким образом, у педагогов формируются модели толерантного поведения, объективного рассмотрения ситуации, принятия противоположной точки зрения.
На третьем этапе, закрепляющем полученный опыт, педагоги просматривали такие фильмы, как:
• х/ф «Заплати другому» (реж. Милли Ледер, США);
• х/ф «Белый олеандр» (реж. Д.Уэлс и Х.Лоури);
• х/ф «Спартак и Калашников» (Россия);
• мультфильмы «Самый, самый», «Маугли», «Гадкий утенок», «Эй, на том берегу».
На кинотренинге были затронуты следующие темы:
1. Толерантность – принятие, терпимость, взаимоуважение.
2. «Все мы родом из детства… Познав самого себя, никто не останется тем, кем он был» (Томас Манн).
3. Толерантное общение в семье и способы разрешения конфликтов.
4. Взаимоотношения в бинациональной семье.
5. Толерантность – модель экологичного взаимоотношения в обществе. Уверенность в себе.
Мы придерживались такой структуры занятий, встреч-тренингов:
1. Ритуал встречи  «Самый толерантный круг».
2. Введение в тему.
3. Упражнения и игры на снятие напряжения, коммуникативные игры, ролевые игры, телесноориентированные, танцедвигательные упражнения.
4. Просмотр киноматериала.
5. Оценка киногероев по карте наблюдения.
6. Групповое обсуждение просмотренного материала
7. Рефлексия
8. Визуализация по теме.
9. Ритуал прощания «Самый толерантный круг».
Всего было проведено 8 встреч-тренингов.
Участники кинотренига прошли путь от начального уровня толерантности до признания разнообразия мировоззрений, принятия убеждений другого человека и терпимого отношения к нему как к свободной личности. Педагоги получили возможность проанализировать собственную жизненную семейную ситуацию, проживая вместе с экранным киногероем. У многих участников решались собственные проблемы (личностные и семейные), внутренние переживания, напряжение и подсознательные конфликты.
Итак, кинотренинг способствовал:
1. выработке позитивного мышления;
2.  формированию бесконфликтного, эмпатийного общения в семейных отношениях на разных уровнях: материнско-детских, отцовско-детских, родительско-детских, детско-родительских, детско-детских;
3. сохранению психологического здоровья педагогов через снятие напряжения и устранение внутренних конфликтов;
4. развитию эмпатических навыков взаимодействия друг с другом;
5. формированию толерантного поведения на основе конструктивного коммуникативного диалога;
6. и т.д.
Об эффективности проделанной работы свидетельствуют результаты диагностики «индекса толерантности», который повысился на 21% в конце учебного года.
В заключение, хочется присоединиться к призыву Найшюте, которое он приводит в книге Куклы, сделанные своими руками»:
«Берегите нити любви!
Пусть дети живут, ощущая защиту, ласку нежных родительских рук!
Берегите детей, их солнечное детство и смех!
Любите детей от всей души: щедро, мудро, свято!».

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика