Толерантное отношение руководителя образовательного учреждения к учителю – условие сохранения психологического здоровья учащихся.
Лариса Соловей, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики
В настоящее время здоровье школьников в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. Известно, что в основе многих физических заболеваний человека лежит его психологическое нездоровье. Приведем некоторые данные относительно психологического здоровья школьников: 2/3 старшеклассников в целом пессимистически оценивают свое будущее, только 16% выпускников школ имеют оптимальный уровень самосознания, который поможет им успешно социализироваться. Вызывает обеспокоенность рост числа суицидов и суицидальных попыток. Клинический анализ показал, что все обследованные дети, решившие покончить с жизнью, обнаружили признаки депрессии не только непосредственно перед тем, как совершить подобную попытку, но и значительно ранее. Уже 75% детей дошкольного и младшего школьного могут быть отнесены к группе психологического риска (в том числе и по склонности к депрессивным состояниям).
А.С.Макаренко отмечал, что воспитать человека - это значит воспитать у него « перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость как истинный стимул в жизни человека». Способен ли сегодняшний педагог воспитать эти перспективные пути?
Профессия педагога, являясь помогающей, коммуникативной профессией, способствует эмоциональному выгоранию педагогов. Эмоциональное выгорание включает в себя три компонента: эмоциональное и физическое истощение, снижение рабочей продуктивности, дегуманизацию межличностных отношений. Среди факторов, приводящих к эмоциональному выгоранию, выделяют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относят чрезмерную эмоциональность, агрессивность человека, слабую мотивацию к профессиональной деятельности, трудоголизм и др. К внешним факторам относят высокую насыщенность рабочего дня общением, высокую ответственность за результат общения, низкое материальное вознаграждение, связанную с этим неудовлетворенность качеством жизни, дефицит административной поддержки, отсутствие необходимой обратной связи от руководства, жесткий контроль, мешающий инициативности и творчеству, беспрестанный поток инноваций и т. д.
По данным наших исследований 38% педагогов, повышавших свою квалификацию в 2003-2004 учебном году в Чувашском республиканском институте образования, имели высокий уровень эмоционального выгорания по шкале редукции личных достижений. Соответственно, этим педагогам сложно осуществлять гуманистический учебно-воспитательный процесс. Учитывая, что эмоциональному выгоранию педагога может способствовать интолерантное отношение к нему руководителя образовательного учреждения, нами была изучена оценка, которую дают педагоги своему руководителю. Выборка составляла 115 человек. Вопросник включал следующие утверждения:
1. Я оцениваю психологический климат в нашем коллективе как благоприятный.
2. Руководитель интересуется проблемами своих работников.
3. Эмоциональное состояние руководителя влияет на работу сотрудников.
4. Руководитель умело разрешает конфликтные ситуации.
5. Руководитель заботится о здоровье своих сотрудников.
В зависимости от того, как часто наблюдается то или иное проявление со стороны руководителя, испытуемые напротив утверждений делали следующие пометки: никогда, редко, иногда, часто, всегда. Полученные результаты отражены в гистограммах.
Как видно из гистограмм, руководители образовательных учреждений редко проявляют толерантное отношение к своим педагогам. Ведь толерантное отношение проявляется в чуткости, доброжелательности, гуманизме, умении владеть собой и т.д. В свою очередь, педагоги не проявляют толерантное отношение к детям. В конечном итоге, в цепочке руководитель образовательного учреждения – педагог – учащиеся страдают дети. Как отмечает доктор медицинских наук В.Ф.Базарнов, у доброжелательно настроенных педагогов дети меньше болеют.
В настоящее время важно говорить о психологической поддержке педагога. Здоровый учитель еще становится для своих учеников учителем здорового образа жизни. Профессиональное долголетие педагогов необходимо сделать приоритетной задачей руководителей школ. Необходимо создавать для учителей комнаты психологической разгрузки, которые практически во всех школах сейчас отсутствуют. Мы предлагаем включить в систему аттестации руководителей образовательных учреждений пункт – оценка деятельности руководителя по сохранению профессионального здоровья педагогов, куда также будет отнесена толерантность руководителя по отношению к педагогу.