Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Н.Андреева "Апробация психологической программы развития межэтнической толерантности учащихся старших классов: опыт Чувашии"

"Апробация психологической программы развития межэтнической толерантности учащихся старших классов: опыт Чувашии" [Выступление Н.Н. Андреевой на международном семинаре 24.11.2005 в г.Москва]

24.11.2005 
Андреева Н.Н., доцент кафедры психологии и педагогики 

Целенаправленно решая задачи нашей республиканской программы «Формирование установок толерантного сознания в Чувашской Республике (2002-2005 годы)», и реализуя идеи федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», педагоги-психологи Чувашии с персональной ответственностью и профессиональной компетентностью создали следующие психокоррекционные и развивающие программы:
1.  «О тебе и твоих друзьях. Формирование установок толерантного сознания и поведения у детей и подростков».
Программа состоит из четырех ступеней: I-я ступень «Радуга толерантности» для детей старшего дошкольного возраста; II-я ступень «Путешествие в страну Толерантность» для учащихся 2-3 классов; III-я ступень « Я и другие» для учащихся 5-7 классов и IV-я ступень «Толерантное общение» для учащихся 8-9 классов. Авторы - Малова Е.Г. и Шашкарова О.И.
2.  
«К миру с миром: тренинг для подростков и их родителей».
Программа включает в себя две части: «Учимся толерантности» (тренинг для подростков и их родителей) и «Уроки общения с ребенком» (тренинг для родителей). Автор - Верховцева Л.А.
3.  
«Киномарафон: от межэтнической нетерпимости к принятию многообразия мира (кино-видеотренинг формирования этнической толерантности учащихся старших классов)».
Автором данной программы являюсь я - Н.Н. Андреева, и хотела бы подробнее рассказать о её задачах и результатах.
Дело в том, что в настоящее время экраны телевизоров и мониторы компьютеров привлекают к себе усиленное внимание молодежи. Возможности влияния кабельного, спутникового ТВ и Интернет на психику современного человека, тем более на сознание и поведение формирующейся личности, сложно однозначно оценить. И всё же наблюдается такая деструктивная тенденция в сегодняшней киноиндустрии, когда её «старые и добрые» и новейшие проводники всё больше действуют по сценарию Mr Second , а не Mr First из знакомого нам фильма Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов».
Действительно, любое телевидение, в частности его жанр - кино, образовательное. Главный вопрос в том, чему оно учит. Возможно, снятию эмоционального напряжения и ослаблению излишней агрессивности, значит повышению толерантности и эмпатийности человека. Или же наоборот, телевидение учит копированию агрессивного поведения киногероев и моделированию собственной нетерпимости, а также формированию отрицательных установок в отношении того, каким нужно быть в жизни и как решать свои или межэтнические, межконфессиональные проблемы.
В данном контексте я сформулировала для себя вопрос «Что же делать: отпустить киноагрессию на произвол судьбы или развивать в подрастающем человеке иммунитет и критическое мышление против неё?». Ответ пришел в виде осознанного вывода: позитивный образовательный результат во взаимодействии «молодежь - кино» возможен в том случае, когда есть целенаправленное управление данным процессом, то есть когда имеется его психолого-педагогическое сопровождение со стороны специалистов. Так родилась идея создания психологического киномарафона, в котором старт - это межэтническая нетерпимость, а финиш - принятие многообразия мира.
Цель киномарафона - развитие межэтнической, коммуникативной толерантности и эмпатических способностей учащихся старшего школьного возраста через снятие их избыточного психологического напряжения и изменение стереотипов интолерантного поведения методом кино-видеотренинга.
Для достижения данной цели каждое занятие киномарафона (всего 7 занятий по 4 часа) содержит в своей структуре:
•  просмотр по теме занятия анимационных и художественных фильмов или значимых эпизодов на основе синопсиса, то есть краткого содержания картины;
•  свободное или направленное обсуждение возникших чувств и полученной в ходе просмотра киноинформации;
•  проверка осознанного на занятии в жизненных ситуациях, то есть на реальном, поведенческом уровне через видеосъёмку;
•  последующий анализ видеоматериалов, созданных участниками киномарафона (именно поэтому данный метод психокоррекционной и развивающей работы называется «кино-видеотренинг», а не «кинотренинг»);
Каждое занятие начинается и заканчивается телесно-ориентированным упражнением «Самый толерантный круг» с использованием функциональной музыки, которое направлено на усиление сплоченности между участниками киномарафона.
С целью обучения специалистов для работы по программе кино-видеотренинга в образовательных учреждениях Чувашии в сентябре, ноябре 2004 года и в ноябре 2005 года на базе нашей кафедры психологии и педагогики Чувашского республиканского института образования были проведены соответствующие семинары-тренинги. На данный момент (в 2004-2005 учебном году и в начале 2005-2006 учебного года) программа киномарафона прошла первый этап апробации в 10 учреждениях образования городов и районов Чувашской Республики. И, хотя апробация находится в стадии сбора и накопления данных, уже удалось собрать предварительные сведения и сделать первые выводы.
I. Исследование уровня коммуникативной толерантности по модифицированному тесту В.В.Бойко 271 респондента старшего школьного возраста в 6 из 7 образовательных округов ЧР показало, что 50,5% испытуемых имеют высокий уровень коммуникативной толерантности, 47,8% - средний и 1,7% - низкий уровень коммуникативной толерантности.
Таким образом, в целом наблюдается благоприятная картина проявления коммуникативной толерантности у учащихся 9-11 классов. Возможно, это естественные показатели миролюбивой Чувашии и традиций семейного воспитания в духе толерантности. Например, результаты анкетирования 412 респондентов по проблеме «Межэтническая толерантность» подтверждают положительное и объективное отношение в их семьях к людям другой национальности (как выяснилось, это характерно для 86% городских и 80% сельских учащихся старших классов Чувашии).
Мы также вполне допускаем, что благоприятная картина коммуникативной толерантности учащихся – это все же результаты целенаправленной психолого-педагогической работы образовательных учреждений и психологических служб образования районов и городов Чувашии, реализующих с 2002 года республиканскую программу «Формирование установок толерантного сознания в Чувашской Республике».
И, конечно же, внимание специалистов направлено на респондентов «группы риска», имеющих низкий уровень коммуникативной толерантности (1,7%); с ними проводится психокоррекционно-развивающая деятельность, в том числе по программе киномарафона «От межэтнической нетерпимости к принятию многообразия мира». Также участие в кино-видеотренинге рекомендовано учащимся старших классов, имеющим очень низкий уровень эмпатии – это 23,7% респондентов. (Предварительные данные 435 респондентов 9-11 классов по модифицированной методике В.В.Бойко «Ваши эмпатические способности»: 47,8% - заниженный уровень эмпатии, 26,4% - средний, 23,7% - очень низкий и 2,1% - очень высокий уровень эмпатических способностей).
II. Позитивная тенденция, которая наблюдается по диагностическим данным двух экспериментальных школ городов Чебоксары и Шумерля, подтверждает эффективность коррекционно-развивающих занятий по программе киномарафона с учащимися «группы риска»: процент участников кино-видеотренинга с низким уровнем коммуникативной толерантности уменьшается с 25% до 12,5%, а с низким уровнем эмпатических способностей – с 14,2% до 3,5%. Пусть и небольшая динамика, но это показатели испытуемых, отнесенных по результатам констатирующего этапа эксперимента по апробации киномарафона, к «группе риска». Надеюсь, что данная позитивная тенденция подтвердится и в других образовательных учреждениях.
III. В городе Чебоксары также имеется опыт работы с воспитателями и родителями дошкольных учреждений по адаптированной версии программы киномарафона. Качественный анализ результатов показывает, что киномарафон способствовал выработке позитивного, эмпатийного мышления участников и формированию их толерантного поведения через актуализированное умение бесконфликтно общаться и конструктивно взаимодействовать как в семье, так и в трудовом коллективе.
Многие педагоги-психологи Чувашии используют в своей деятельности отдельные элементы киномарафона по формированию межэтнической толерантности учащихся. Данная программа является одной из форм внеклассной работы и рекомендована также в качестве элективного курса в предпрофильной подготовке учащихся старшей школы. С текущего 2005-2006 учебного года она включена в учебную программу курсов повышения квалификации работников образования как межкафедральный модуль по выбору с целью освоения учителями разных специальностей и классными руководителями такого психологического инструментария, как кино-видеотренинг по формированию межэтнической толерантности старшеклассников. Также мы планируем проблему развития межэтнической толерантности личности шире рассматривать в учебной дисциплине «Этнопсихология чувашского народа», которая ведется на курсах профессиональной переподготовки по специальности «Психология» на базе нашей кафедры психологии и педагогики Чувашского республиканского института образования.
Уверена, у коллег – участников семинара «Межкультурный и межконфессиональный диалог через образование: психолого-педагогическая поддержка» обязательно есть опыт работы в данном направлении, то есть в использовании метода кинотренинга. Хотелось бы осуществить обмен опытом. Что касается меня, то в настоящее время я готовлю к печати методическое пособие «Киномарафон: от межэтнической нетерпимости к принятию многообразия мира», которое адресуется практическим психологам и специалистам, владеющим технологией проведения тренингов. Следовательно, я готова к сотрудничеству с участниками нашего семинара.

 Место  
Международный семинар «Международный и межконфессиональный диалог через образование»

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика