Исследование коммуникативной толерантности и эмпатических способностей учащихся Чувашской Республики: результаты и выводы
Надежда Андреева, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры психологии и педагогики
Как известно, понятие «толерантность» имеет множество определений и значений. В частности, одно из них утверждает, что толерантность – это условие и форма успешной адаптации человека (по Безюлевой Г.В., Шеламовой Г.М.). В этом случае толерантность очень близка понятию «здоровье», которое определяется ВОЗ как физическое, психическое и социальное благополучие человека и его способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения.
Таким образом, понятия «толерантность» и «психологическое здоровье» взаимосвязаны. Во-первых, толерантность является важной характеристикой самоактуализирующейся и психологически здоровой личности, во-вторых, толерантность человека – это необходимое условие для сохранения и укрепления его здоровья – физического, психического и духовного.
С целью исследования уровня коммуникативной толерантности личности, как одного из критериев ее психологического здоровья кафедрой психологии и педагогики ЧРИО совместно с психологами образования ЧР в октябре-ноябре 2005 года проведено диагностирование по модифицированному тесту коммуникативной толерантности В.В.Бойко. В нашем исследовании приняло участие 460 респондентов старшего школьного возраста из всех образовательных округов ЧР, кроме Северо-Восточного. Количественный анализ данных 271 респондента Канашского, Красноармейского, Марпосадского, Моргаушского районов и городов Чебоксары, Шумерля позволил сделать следующие предварительные выводы:
I. 34% учащихся старших классов Канашского района, представляющих Центральный образовательный округ, имеют высокий уровень коммуникативной толерантности (КТ); 64% - средний уровень и 2% - низкий уровень КТ, то есть высокую интолерантность, в частности, по такому признаку, как «неумение сдерживать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров». Данный признак коммуникативной интолерантности был выражен у респондентов как мужского, так и женского пола. Далее, гендерная специфика результатов выражается в том, что каждый четвертый юноша имеет низкий уровень КТ по признаку «неумение понимать и принимать индивидуальность других людей», а у девушек высокие показатели интолерантности по признаку «стремление переделать, перевоспитать партнера по общению».
II. Результаты по Красноармейскому району (Северный о/о): 70% респондентов имеют высокий уровень коммуникативной толерантности и 30% - средний.
Правда, дифференциация уровней КТ по баллам в данном случае отличается от нашего представления. Мы считаем, что высокий уровень КТ расположен в диапазоне от 0 до 45 баллов (а не от 0 до 50), средний – от 46 до 90 баллов (а не от 50 до 100) и низкий уровень КТ – от 91 до 135 баллов (а не от 100 до 135).
III. 63,4% респондентов Марпосадского района ( Восточный о/о) имеют высокий уровень коммуникативной толерантности, 30% - средний и 6,6% - низкий уровень КТ, особенно по признаку «неумение сдерживать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров», как и у респондентов Канашского района.
Также выяснилось, что учащиеся городской школы имеют более высокий уровень КТ по сравнению с учащимися сельских школ.
IV. У 52% учащихся старших классов Моргаушского района (Северный о/о) высокий уровень коммуникативной толерантности и у 48% - средний. Высокая интолерантность, то есть низкая КТ не выражена, как и у респондентов Красноармейского района.
V. Данные по г.Чебоксары (Столичный о/о): высокий уровень коммуникативной толерантности у 41,5% респондентов и средний – у 58,5%.
VI. 42% респондентов г.Шумерля (Западный о/о) учащиеся созданных профильных классов - имеют высокую коммуникативную толерантность, 56% - среднюю и 2% - низкую КТ.
VII. Общие показатели (предварительные данные) коммуникативной толерантности учащихся старших классов ЧР на выборке из 271 респондента подтверждают их высокий уровень – 50,5%. Средний уровень КТ у 47,8% респондентов и низкий уровень КТ у 1,76% респондентов.
Итак, в целом, наблюдается благоприятная картина коммуникативной толерантности учащихся старшего школьного возраста в Чувашии, за которую, несомненно, следует порадоваться. Возможно, это естественные показатели миролюбивой Чувашии и семейного воспитания в духе терпимости. И вполне допустимо, что это результаты целенаправленной психолого-педагогической работы образовательных учреждений, реализующих с 2002 года республиканскую программу «Формирование установок толерантного сознания в Чувашской Республике».
И, конечно же, все профессиональные усилия и особое внимание специалистов следует направить на учащихся «группы риска» с высоким уровнем интолерантности, то есть с низким уровнем коммуникативной толерантности, которые содержатся в показателе «1,76%». Вы согласны со мной?
Следующим психологическим составляющим толерантности, кроме коммуникативного аспекта, является эмпатия.
С целью исследования уровня выраженности эмпатических способностей личности, как еще одного критерия ее толерантности и здоровья, психологическими службами образования районов и городов ЧР осуществлено диагностирование 485 респондентов старшего школьного возраста по модифицированной методике В.В.Бойко «Ваши эмпатические способности».
Сбор и анализ данных 435 респондентов по шести образовательным округам ЧР (из 7) выдают следующие предварительные результаты:
I. 46% учащихся 15-17 лет Канашского района (Центральный о/о) имеют заниженный уровень эмпатии, 28% - средний уровень эмпатии, 26% - очень низкий уровень выраженности эмпатических способностей. Очень высокий уровень эмпатии у респондентов не наблюдается: 0%.
В ходе исследования специалистами Канашского района выявлена следующая половозрастная тенденция: по мере взросления (от 15 до 17 лет) уровень эмпатических способностей учащихся повышается (то есть увеличивается количество респондентов со средним уровнем эмпатии по сравнению с заниженным уровнем на предыдущем возрастном этапе). При этом у девушек этот показатель возрастает плавно (от 11,2% в 15 лет до 23% в 16 лет и до 50% в 17 лет), а у юношей – скачкообразно (37,5% в 15 лет, 11,2% в 16 лет и 66,7% в 17 лет).
II. Результаты по Красноармейскому району (Северный о/о): у 58% респондентов учащихся «группы риска» - очень низкий уровень эмпатии, у 31% - заниженный и у 11% - средний уровень выраженности эмпатических способностей. Очень высокий уровень эмпатии у респондентов не наблюдается: 0%.
III. 53% респондентов Марпосадского района (Восточный о/о) имеют заниженный уровень эмпатии, 27% - очень низкий уровень и 20% - средний уровень выраженности эмпатических способностей. 0% по показателю «очень высокий уровень эмпатии».
IV. 58% учащихся старших классов Моргаушского района (Северный о/о) имеют заниженный уровень эмпатии, 22% - средний и 20% - очень низкий уровень эмпатии. 0% по показателю «очень высокий уровень эмпатии».
V. Результаты по Шемуршинскому району (Южный о/о) следующие: 70% респондентов общеобразовательной школы имеют заниженный уровень эмпатии и 30% - средний уровень. 0% по очень высокому и очень низкому уровню выраженности эмпатических способностей.
VI. У 61% учащихся старших классов Яльчикского района (Южный о/о) заниженный уровень эмпатии, у 37% - очень низкий уровень эмпатии, 2% респондента имеют средний уровень выраженности эмпатических способностей.
VII. Результаты выраженности эмпатических способностей учащихся старшего школьного возраста г.Чебоксары (Столичный о/о): 47,5% респондента имеют заниженный уровень, 29,3% - средний уровень, 18,8% - очень низкий уровень и 4,3% - очень высокий уровень эмпатии.
VIII. По городу Шумерля (Западный о/о) наблюдаются следующие результаты: 66% учащихся сформированных профильных классов старшего школьного возраста имеют средний уровень эмпатии, 16% - заниженный, 10% - очень высокий и 8% - очень низкий уровень проявления эмпатических способностей.
IX. Таким образом, общие показатели (предварительные данные) по ЧР на выборке из 435 респондентов следующие: 47,8% учащихся 9-11 классов имеют заниженный уровень эмпатии, 26,4% - средний уровень выраженности эмпатических способностей, 23,7% - очень низкий уровень эмпатии и 2,1% - очень высокий уровень эмпатических способностей.
Выводы:
Как показывают результаты предварительных исследований в ходе подготовки к круглому столу «Толерантность как критерий психологического здоровья и условие его сохранения», необходимо обращение к методам активного и интерактивного социально-психологического обучения учащихся, включающего тренинги и деловые игры по развитию способности к эмпатии и сопереживанию. В целом, вновь актуализированной становится объективная востребонность разработки и введения в образовательный процесс новых и обновленных, то есть модернизированных психолого-педагогических программ, проектов и технологий по целенаправленному развитию и формированию толерантной, эмпатийной и здоровой личности. При этом, я убеждена, в этой деятельности недостаточно сил только практических психологов образовательных учреждений ЧР. Необходима профессиональная поддержка и совместная деятельность со стороны эффективных учителей-фасилитаторов, имеющих гуманистическую направленность на личность учащегося. Именно эффективные и успешные, а не проблемные и невротизированные учителя являются нашими первыми помощниками в деле формирования толерантного сознания и поведения учащихся, а значит, в целом, активными участниками оздоровления системы образования и сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса.
Я предлагаю обратить ваше внимание на характеристики эффективного учителя с гуманистической направленностью на учащихся по А.Маслоу.
Итак, эффективный учитель:
• психически здоров, то есть психические функции полноценно развиты и отсутствуют отклонения;
• направлен на самоактуализацию, то есть на реализацию своих возможностей в полной мере;
• творчески настроен и креативно подходит к делу, имеет творческое отношение к жизни в целом;
• позитивно относится к себе и высоко себя оценивает, то есть имеет хорошо осознаваемую позитивную Я-концепцию;
• спонтанен, естественен, сохраняет детскую непосредственность;
• автономен и независим, свободен для творчества;
• принимает других такими, какие они есть – объективно и адекватно;
• демократичен и ориентирован на доброжелательное общение;
• обладает позитивным влиянием на ученика и классный коллектив;
• может побудить живой интерес к преподаваемому предмету;
• верит в способности своих учащихся;
• укрепляет в учащихся чувство самоуважения;
• искренне сорадуется и сопереживает учащимся.
И в конце своего выступления я хочу выразить благодарность от имени ректората ЧРИО, нашей кафедры психологии и педагогики и от себя лично за предоставленную информацию в ходе подготовки к круглому столу «Толерантность как критерий психологического здоровья и условие его сохранения»:
1. По Северному о/о:
-Центру диагностики и консультирования Моргаушского района и лично Верховцевой Людмиле Александровне;
-Центру диагностики и консультирования Красноармейского РУО в лице Ивановой Татьяны Вячеславовны.
2. По Южному о/о:
-Шемуршинской СОШ Шемуршинского района и педагогу-психологу Николаевой Таисии Геннадьевне;
-Центру диагностики и консультирования Яльчикского района и Судаковой Людмиле Александровне.
3. По Столичному о/о:
-Педагогу-психологу СОШ №33 г.Чебоксары Даниловой Татьяне Александровне;
-Педагогу-психологу гимназии № 4 г.Чебоксары Уразовой Альфии Рафаиловне.
4. По Восточному о/о:
-Центру диагностики и консультирования при отделе образования администрации Урмарского района в лице Ананьевой Татьяны Игоревны;
-Психолого-педагогическому центру диагностики и консультирования Мариинско-Посадского района и лично Шиверовой Любови Анатольевне.
5. По Центральному о/о:
-Управлению образования администрации Канашского района в лице его начальника Юрия Серафимовича Алексеева и лично Михайловой Ирине Вячеславовне;
6. По Западному о/о:
-Педагогу-психологу гимназии № 8 г.Шумерля Тарасиной Ольге Владимировне.
Еще хочу сообщить вам, что анализ результатов вашего анкетирования учащихся начальной, основной и старшей школы по проблеме «Межэтническая толерантность» будет представлен мною на международном семинаре «Межкультурный и межконфессиональный диалог через образование: психолого-педагогическая поддержка», который состоится 24-25 ноября 2005 года в Москве на базе Российского университета дружбы народов.