Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Н.Ефимова "Толерантное общение как здоровьесберегающая технология"

Толерантное общение как здоровьесберегающая технология

Наталья Ефимова, доцент кафедры психологии и педагогики 

Одним из признаков психологического здоровья является способность к бесконфликтному, толерантному общению. Искусство диалога можно рассматривать как фактор установления толерантных отношений – отношений принятия собеседниками друг друга.
Уровень толерантности в обществе в целом определяется степенью сформированности  коммуникативной культуры людей. Большая ответственность за «воспроизводство» любого компонента культуры в каждом новом поколении возлагается на педагогов, не только «знания дающих», но и воспитывающих личность. Вот почему так важно разрабатывать способы формирования культуры толерантного общения у самих педагогов.
С целью выявления выраженности толерантных качеств у педагогов нашей республики, мы провели  исследования слушателей курсов повышения квалификации при Чувашском республиканском институте образования. Результаты тестирования по методике В.В. Бойко «Коммуникативная толерантность» (39 чел.) показали, что в целом педагоги в большей мере проявляют толерантность, нежели интолерантность. Отметим, что этот тест не включает вопросов, определяющих искренность отвечающего, а потому мы допускаем определенную долю недостоверных данных. Тем не менее, тест позволяет выявить «проблемные зоны» педагогов в общении с другими людьми. Наименьшую толерантность школьные учителя проявляют в категоричности и консервативности при оценивании людей, в стремлении перевоспитать другого, а также в неумении прощать ошибки других. Другой тест В.В. Бойко «Эмпатические способности» дал следующие результаты: 50% обследованных имеют средний и высокий уровни эмпатии (46% и 4% соответственно), а остальные 50% - заниженный и очень низкий уровни (39% и 11%). Поскольку эмпатические способности являются предпосылкой толерантности, то наши данные свидетельствуют о необходимости развития эмпатии у педагогов. В наших исследованиях мы не обнаружили какой-либо зависимости уровня толерантности и эмпатии от педагогического стажа и места работы (город – село).
Мы разработали и апробировали на курсах повышения квалификации педагогов различных специальностей модульную программу «Психология толерантного общения». Основная идея программы  - подвести  участников учебной группы к понятию подлинной толерантности и показать на примере реальных ситуаций, как строить общение с учеником, родителем, коллегой, чтобы это приводило к сохранению и развитию позитивных отношений.
Представим кратко алгоритм  проведения учебных занятий по обозначенной программе:
1. Участникам группы предлагается назвать как можно больше критериев различий между людьми, порождающих нередко нетерпимость между ними. Называются этнические, религиозные, гендерные, профессиональные, психофизиологические и другие области различий.
2. Задаётся на осмысление вопрос: «Толерантность – это всетерпимость по отношению к другому человеку?». Следствие обсуждения  - формула: «Подлинная толерантность = Принятие личности другого в целом как ценности + Непринятие отдельных качеств другого человека, которые противоречат общечеловеческим правам». На конкретных примерах взаимодействий педагогов с учениками, родителями, коллегами участники учатся   соотносить свои реакции непринятия каких-то действий других с общечеловеческими правами – на защиту жизни, на сохранение здоровья, на создание благоприятных условий для работы, на защиту достоинства личности и др.
3. Дается информация о бессознательных установках личности, которые искажают восприятие другого человека и влияют на процесс общения: эффект ореола, стереотипы, предубеждения, настроение.
4. Выполняется практическое задание: выбрать трудного в общении человека из своего окружения, а затем в течение отведенных 2-3 минут записать его позитивные качества. Задаются вопросы, активизирующие рефлексию. В результате группового обсуждения участники приходят к выводу: «Моё восприятие другого человека может быть субъективным, искаженным бессознательными установками. Другой человек, ориентируясь на моё вербальное и особенно невербальное поведение, чувствует, что именно во мне доминирует – принятие его личности в целом или, наоборот, непринятие. Развитие конструктивных отношений с другим человеком возможно при условии доминирования принятия его личности в целом».
5. Предлагаются и отрабатываются способы усиления установки на принятие личности в целом. Например, увидеть чем-то неприятного человека глазами других его знакомых. Предлагается также через систематические наблюдения уточнять и конкретизировать список несовершенств и достоинств этого человека. Желательно, чтобы перечень достоинств «перевешивал» отмечаемые недостатки.
6. Формулируется задача освоения способов подтверждения другому человеку ценности его личности в различных   коммуникативных ситуациях.  Далее следует отработка этих способов: похвалы и комплиментов, благодарностей, эмоциональной и действенной поддержки другому в трудных для него ситуациях (техники слушания), сообщения «обратной связи» в случае некорректных действий со стороны другого (Я-замечание). В этом практикуме мы используем опыт представителей гуманистической психологии, а в особенности – американского психолога Т.Гордона.
Представленная методика развития толерантного общения у педагогических работников, по нашему мнению, может быть названа здоровьесберегающей технологией, так как напрямую связана с сохранением и укреплением психологического здоровья как самих педагогов, так и тех, с кем им приходится взаимодействовать в профессиональной и внепрофессиональной сферах жизни. Накопленный опыт работы по этой методике помог нам осознать и сформулировать новую задачу: необходимо разработать психотехнологию развития подлинно толерантного отношения педагогов к своей личности, то есть сочетания базового самопринятия с непринятием в себе отдельных качеств, «задевающих» общечеловеческое в другом.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика