Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Выступление Гладковой О.Е., учителя информатики МОУ «СОШ №3» г. Шумерля, "Раннее обучение информатике"

Раннее обучение информатике


Гладкова Олеся Евгеньевна
учитель  информатики
первой квалификационной категории
МОУ «СОШ №3» г. Шумерля

 Информатика – это наука, о которой мы, учась в школе, даже не подозревали. А реалии сегодняшней жизни таковы, что этот учебный предмет уже прочно обосновался не только в старшей школе, но и в начальном звене.
 Всего лишь немногим более пятнадцати лет тому назад задача "информатического" образования была поставлена перед школой. Задача подготовки людей с новым стилем мышления не могла ставиться раньше, поскольку для формирования перечисленных выше умений и навыков не существовало никаких научно обоснованных методик, рекомендаций, программ.
Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу  и синтезу.
 Рассматривая в качестве одной из целей обучения развитие логического мышления, мы  помнили о мнении психологов, которые  утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5—11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Задачи обучения информатике в начальной школе:    
- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
     - дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
     - дать представления о современном информационном обществе.
Основная цель: Научить нестандартно мыслить, решать нетиповые задачи и проблемы.
Мы начали преподавание информатики со 2 класса по УМК «Информатика в играх и задачах» авторский коллектив А.В. Горячев.
Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависели от  наличия или отсутствия компьютерного класса.
Комплект «Информатика в играх и задачах» по курсу для начальной школы имеет полный комплект для учителя и обучающихся, состоящий из учебников-тетрадей для учеников, контрольного материала и подробных поурочных разработок для учителя.
Материалы комплекта для 2 класса  позволили нам подготовиться к предстоящим в дальнейшем занятиям.
При проведении занятий  мы максимально использовали  занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередовались  в течение одного урока.
Обучение логическим основам информатики в 3 классе проводилось по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть:
1 четверть — алгоритмы
II четверть — объекты:
Ш четверть — логические рассуждения;
IV четверть — модели в информатике.
Таким образом, изучение материала происходило  «по спирали» — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Каждая учебная четверть заканчивалась контрольной работой.
 Целью изучения   курса в начальной школе  стало:
1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности.
• применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если... то», «и», «или», «не» и их комбинаций («если…и,…то...»).
• алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход—рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом;
• объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал.
3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и т.д.)
 Проводя параллель между основными умениями и навыками операционного стиля мышления и математического развития школьников, привело нас к    выводу о том, что формирование навыков операционного стиля мышления должно начинаться одновременно с выработкой основных математических понятий и представлений, то есть в младших классах начальной школы. Такая организационная схема позволяет естественно ввести операционный стиль мышления в систему умений и навыков, формируемых школой.
Изучение основ информатики в более позднем возрасте оказывается связанным с необходимостью ломать установившиеся взгляды и привычки, что существенно осложняет и замедляет процесс обучения и воспитания.
 
В своей работе мы использовали различные  формы организации обучения.
     1-й вариант. Бескомпьютерное изучение информатики. Занятия по курсу не предполагали использование компьютера.
    2-й вариант. Урок информатики в рамках одного урока без деления на группы.    
     При таком обучении информатике  мы использовали интегрированный подход по схеме первого с использованием 15-минутного компьютерного практикума. В этом случае использовались в обучении и  компьютерные программы из перечня электронных средств.     Компьютерный практикум был индивидуальным (один ученик за одним компьютером). При этом один компьютер учителя в классе использовался  как "электронная" доска.
     3-й вариант. Урок информатики с делением на группы в кабинетах информатики школы в рамках 1 урока. Сейчас в  нашей школе хорошая материально-техническая база,  позволяющая вести полноценно уроки данной формы.
Используя компьютеры на уроке, мы помним и о здоровьесберегающих технологиях. Оптимальная продолжительность   непрерывных занятий с компьютером  для учащихся II-IV классов  должна быть не более 15 минут. С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз.
Примерный перечень электронных средств учебного назначения, которые мы использовали в обучении:
 Основу учебного программного обеспечения составляет система программных исполнителей, каждый из которых предназначается для формирования, тренировки или закрепления того или иного навыка. Учительские пособия рекомендовали нам использовать не более одной программы на уроке. В этой рекомендации выражены стремления  не перегружать внимание младшего школьника.
       На урок информационной культуры у малышей подобно любому другому уроку в начальной школе использовали многочисленные формы: беседу, опрос, игры и инсценировки, конкурсы, вернисажи. Однако каждая из традиционных форм проведения урока кроме своего частного назначения, предусмотренного планом урока, служит подготовкой к кульминационному моменту занятия - компьютерному упражнению или лабораторной работе.
Компьютерная поддержка осуществилась электронными средствами учебного назначения сообразно планированию курса.    
 Развивающие логические игры «Учимся мыслить логически».
 Клавиатурные тренажеры.
  Компьютерные раскраски и геометрические конструкторы.          
 Компьютерные энциклопедии.
 Компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями «Мир информатики для 1-2 и 3-4 годов обучения», «Незнайкина грамота».
  Компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические Среды и  Компьютерные Среды управления исполнителем «Роботландия».

Большинство программ-исполнителей облечены в форму развивающих программ: в начальной школе игровая форма деятельности сохраняет для детей огромное значение. При этом из арсенала игр полностью исключаются сражения, битвы, вампиры.     В программе  практически отсутствовало постраничное чтение текстов с экрана; с каждой программой связывался большой набор графических файлов-иллюстраций. Многие экранные картинки анимированы, некоторые программы имели звуковое (музыкальное) сопровождение.     Большинство программ многофункциональны и выполняли в курсе несколько разных педагогических задач.
Например, программа Конюх может служить для:
•  решения сложной (для третьеклассников) комбинаторной задачи на перестановку шахматных коней;
•  формирования представлений о системе координат и ее элементах;
•  закрепления навыков установки начальных условий задачи;
•  формирования первичных навыков набора на латинском регистре клавиатуры;
•  закрепления навыков работы со строковым редактором;
•  освоения типового интерфейса программных исполнителей (операторский протокол, поле команды, откатка, накатка).
 В своей работе мы использовали дифференцированный подход к обучению. Не все дети имеют дома компьютеры и уровень владения у каждого разный. Большинство детей убеждены в том, что компьютеры созданы исключительно для игр. И задача учителя состоит в том, чтобы разрушить данный стереотип.
Каковы же базовые умения, которыми овладели  обучающиеся в курсе  информатики:
• Системный подход: рассмотрение предметов в виде набора более простых элементов.
• Алгоритмический подход к решению задач: умение планировать и проверять последовательности действий для достижения какой-либо цели, умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий.
• Объектно-ориентированный подход: работа с объектами, объединение отдельных объектов в группу с общим названием, выделение общих признаков предметов этой группы и действий, выполняемых над этими предметами.
• Применение формальной логики при решении задач: операции над простыми суждениями, построение сложных суждений с помощью логических операций и правил вывода.

Плюсы и минусы раннего обучения
 В своей работе мы столкнулись и с трудностями, связанными с недостаточным количеством электронных средств и взаимосвязью теоретического и практического материалов. Учителю самому приходилось разрабатывать уроки, используя форму обучения тетрадь на печатной основе плюс   развивающие компьютерные программы.
Предлагаем:
не только оснащать школы УМК, но и программным обеспечиванием, для решения поставленных задач.
 Безусловно, раннее обучение информатике оказывает положительное  влияние на формирование мышления школьников. Мы могли убедиться в этом, проанализировав  итоги первой четверти. Дети, принявшие участие в эксперименте и изучающие информатику по системе развивающего обучения показали более  высокие  результаты обучения по сравнению с классом из параллели. 
   Однако особой эйфории этот факт вызывать не должен. Наряду с полезными для развития мышления моментами информатизация образования привносит и негативные моменты, связанные с виртуализацией деятельности. Так, безусловно, при раннем обучении информатике формируется зависимость от компьютера, сохраняются предпочтительные условия для проявления импульсивного когнитивного стиля, появляется замкнутость.
 Проделанная работа, позволила нам увидеть положительные и отрицательные моменты, которые дали возможность дальнейшего использования данного УМК.

Презентация

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика