Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Выступление Лаврентьевой Л.М., учителя начальных классов МОУ «СОШ №11» г. Новочебоксарск, "Образовательные технологии, способствующие сохранению физического и психического здоровья учащихся (на примере программы «Школа 2100)"

Образовательные технологии, способствующие сохранению физического и психического здоровья учащихся (на примере программы «Школа 2100)

Лаврентьева Любовь Михайловна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ №3» г. Шумерля

Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4-5 раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у большинства учащихся 1 класса. Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости.  Поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны.
Для сохранения физического и психического здоровья  учащихся в нашей школе  стараются решить такие проблемы, как грамотная организация учебного процесса ( расписание уроков, перемен, режимные моменты группы продленного дня) и внедрение методик преподавания учебных дисциплин, основанных на здоровьесберегающих технологиях, внеурочная занятость детей, организация их досуга, дополнительного образования; создание в коллективе благоприятного психологического микроклимата и формирование сознательного и грамотного отношения к своему здоровью у педагогов; просветительская работа с учащимися и их родителями, так как многие вопросы сохранения и улучшения здоровья можно решить лишь объединенными усилиями школы и родителей.
При реализации образовательной программы «Школа 2100» необходимо определить комплекс мер, организационное, кадровое и финансовое обеспечение реализации задач, направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребенка, охрану и укрепление его здоровья, должен включать среди многих направлений и  два  следующих направления:
1. Нормализация учебной нагрузки:
- отказ от раннего обучения детей дошкольного возраста (4-5 лет);
- разработка методов комплексной психолого-физиологической диагностики «школьной зрелости»;
- приведение образовательных программ и педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на разных этапах развития, создание программ возрастного и личностно-ориентированного развития детей  на основе научных достижений в области возрастной психологии и физиологии;
- разработка и постоянное обновление комплексных методик физиолого-гигиенической и психологической оценки мониторинга педагогических инноваций;
- осуществление строгого государственно-общественного контроля на основе психофизиологических, гигиенических требований.
2. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательных учреждений:
- разработка и реализация вариативных социальных и образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
- коренное изменение содержания и форм физического воспитания, превращение его в действительную меру охраны здоровья и гармонизации личности;  привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.
 Образовательная программа «Школа 2100» построена так, что позволяет учителю, работающему по данной программе, заботиться о физическом и психическом здоровье своих учеников. В основу программы заложен принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Это первоочередная задача; сейчас, по данным Е.А.Ямбурга, около 20% школьников страдают школогенными неврозами! Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника, атмосферы. И, наконец, в-третьих, принцип комфортности требует опоры на внутренние мотивы и, в частности, на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперед.
Курс математики для начальной школы (1-4) (автор Л.Г.Петерсон) создан на базе психолого-педагогических исследований, проведенных в конце 70-х – начале 80-х годов в НИИ ОПП АПН СССР под руководством профессора Н.Я.Виленкина. Вся система заданий построена таким образом, чтобы наряду с развитием вычислительных навыков, навыков черчения и чистописания ученики эффективно продвигались в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков детям предлагаются  задания, которые требуют от них творческого участия ( «придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и т.д.), развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности. При обучении используется деятельный метод, основная особенность которого заключается в том, что новые математические понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде. Дети  «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия  и знакомя с общепринятой системой обозначений. Таким образом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными нес внешней стороны, а по сути.
Число уроков отработки и закрепления знаний в данном курсе меньше, чем в традиционном, из-за значительного расширения спектра изучаемых понятий. Связано это с направленностью программы на развитие детей и на формирование у них познавательных интересов. Детям для полноценного личностного развития  на каждом уроке нужна «пища для ума». Чтобы не терять в уровне отработки навыков и, одновременно, постоянно поддерживать высокий уровень активности детей, используется прием, который можно назвать «опережающей многолинейностью». После введения понятия, которое требует для отработки длительного времени, учащиеся знакомятся с такими математическими фактами, которые не входят на данном возрастном этапе в обязательные результаты обучения, а служат развитию детей, расширению их кругозора, формированию интереса к математике, подготавливают дальнейшее, более глубокое изучение математических понятий. Тренировочные упражнения выполняются параллельно с исследованием новых математических идей, поэтому они не утомляют детей, тем более что им придается, как правило, игровая форма (кодирование и расшифровка, отгадывание загадок и т.д.). Таким образом, каждый ребенок с невысоким уровнем подготовки имеет возможность «не спеша» отработать необходимый навык, а более подготовленные дети постоянно получают «пищу для ума», что делает уроки математики привлекательными для всех детей – и сильных, и слабых.
Обучение ведется в «зоне ближайшего развития ребенка», то есть на высоком уровне трудности. Ребенок с самых первых уроков помещается в ситуацию, требующую от него интеллектуальных усилий, продуктивных действий. Вместе с тем, высокий уровень подачи материала должен сочетаться с созданием в классе атмосферы доверия, доброжелательности, увлеченности, позволяющей по-настоящему «раскрыться» и поверить в свои силы  каждому ученику.
Материал учебника предусматривает возможность работы по нему детей разного уровня подготовки – сильных, средних и слабых. Поэтому выполнение всех заданий учебника не является обязательным для каждого ребенка.
В комплект учебников, включенных в образовательную программу «Школа 2100»,  входят учебники «Русский язык» (авторы  Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева,       О. В.Пронина)  и учебники по чтению (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева): «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света».
Отличие образовательной программы «Школа 2100» от других действующих  в традиционной системе обучения  и развивающих системах заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся в рамках предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.
5) Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.
6) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
7) Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.
8) Выдержан единый методический  подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей правильного типа читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения художественного текста и учебно-научного текста.
Учебный материал Образовательной программы «Школа 2100» подобран и скомпонован так, что позволяет успешно работать по сохранению физического и психического здоровья учащихся, если придерживаться следующих принципов:
- положительная установка на учащихся;
- привлекать учащихся к принятию решения;
- проявлять эмоциональную отзывчивость;
- стимулировать развитие самостоятельности и активности  учеников;
- адекватно оценивать возможности учащихся, успехи и неудачи;
- инструкции давать четко и кратко, предоставлять последовательность (алгоритм) действий;
- в воспитательных целях использовать иронию, шутку, приветливую теплую интонацию;
- ситуативно возможно высказывание своего отношения в жестком и требовательном тоне;
- авансировать ученикам свое хорошее настроение и доверие.
Режим дня, смена видов деятельности, непродолжительность отдельных видов работы, чередование периодов двигательной активности и периодов сосредоточенной работы; смена игр и учебной работы, т.е. ритм организации школьного времени – вот необходимые условия сохранения психического и физического здоровья детей.
Успешный человек счастлив, стремится повторить успех. Это чувство рождает новое творчество и активность, а значит, способствует психическому и физическому  здоровью.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика