Аттестация педагога - один из способов личностного роста. Она несет в себе огромную мобилизующую функцию. В ходе подготовки и проведения мероприятий в рамках аттестации происходит обобщение передового педагогического опыта учителей общеобразовательных учреждений и повышение методической грамотности педагогов. Аттестация призвана дать учителю импульс к совершенствованию его профессиональной деятельности, повышать планку требований к себе, искать и находить в своей профессии оптимальные решения профессиональных задач.
Введение новой формы аттестации учителей обусловлено участием Чувашии в комплексном проекте модернизации образования и внедрением новой системы оплаты труда учителей.
Целью аттестации является определение уровня профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников. Она проводится на основе обобщения итогов деятельности педагогических работников, экспертной оценки уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества педагогической деятельности работников. Квалификационные категории присваиваются педагогическим работникам сроком на пять лет.
Новый государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности “Иностранный язык, квалификация: учитель иностранного языка” вводит новые требования к уровню подготовки педагогических кадров. Современный учитель должен обладать определенным уровнем билингвальной коммуникативной компетенции, включающей лингвистическую, социолингвистическую, социокультурную, дискурсивную; знать язык реалий, связанных с важнейшими историческими событиями, культурно-историческими ассоциациями и т.д.; выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений.
В 2007-2008 учебном году в Чувашии введена новая трехэтапная процедура аттестации учителей и руководящих работников школ:
- на первом этапе проводится проверка предметной компетентности учителя в форме ЕГЭ,
- на втором этапе у учителей проверяются знания информационных и коммуникационных технологий,
- на заключительной стадии оценивается результативность работы педагогического работника.
Для облегчения прохождения процедуры аттестации целесообразным является оказание учителям консультационной и методической помощи в институтах повышения квалификации. При этом методическое сопровождение важно на всех ступенях аттестационного процесса. С целью оказания помощи аттестующимся учителям иностранных языков общеобразовательных учреждений Чувашской Республики сотрудниками кафедры иностранных языков Чувашского республиканского института образования было разработано данное методическое пособие.