Выпускники школ Чувашской Республики с 2001 года сдают единый государственный экзамен, поэтому у педагогов республики уже накопился определенный опыт подготовки учащихся к этому серьезному испытанию. Одним из предметов, который можно выбрать для сдачи экзамена, является ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Этот предмет является обязательным при поступлении на экономические, юридические и исторические специальности ВУЗов. А конкурс на эти специальности стабильно высок. Поэтому от качества подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию зависит их конкурентоспособность и возможность учиться, не затрачивая больших средств.
Сравнивая цифры результатов, можно уловить закономерность: растет количество неудовлетворительных оценок (0,5% в 2002 г. и 2,7 % в 2004 г., по России – 6,7%). Число «троек» составило соответственно 26,4%, 29,9%, 27,38%. По России – 36,6%. Оценку «4» получили 56,0%, 52,7%, 39,39%. По России – 36,5% учащихся. Оценку «5» поставили 17,1%, 24,9%; 30,53%; по России – 20,2% учащимся. В 2005 году количество учеников, сдававших ЕГЭ по обществознанию в Чувашии, уменьшилось. Всего было 1934 работы. Из них на «5» сдали 975 человек, на «4» - 1227 человек, на «3» - 820 человек и на «2» - 122 . Нужно учесть, что оценку «5» в 2005 году получали уже за 59 баллов, тогда как в 2004 году этот порог был – 71 балл. В 2006 году оценку «5» можно было получить, набрав 61 балл, «4» - за 48-60 баллов, «3» за 34-47 баллов, то есть планка повысилась, условия усложнились. В 2007 году качество выполнения заданий блока С в целом и написание эссе, в частности понизилось, что сказалось и на итоговых результатах экзамена. Но, тем не менее, в целом можно сделать вывод, что качество знаний наших выпускников понемногу растет и оно выше, чем в среднем по стране. Но настораживает и растущая цифра неудовлетворительных оценок, так как данный предмет выпускники сдают по выбору, но, очевидно, по разным причинам необъективно оценивают свои возможности или недостаточно уделяют внимания подготовке к экзамену. В 2008 году анализ работ выпускников в части С-8 показал, что многие при подготовке к экзамену используют имеющиеся пособия, в том числе и первое издание данной брошюры, и пособие Т.Н. Ивановой и М.Н. Красновой. К сожалению, некоторые учащиеся во многом повторяют в своих работах те эссе, что представлены в качестве примеров и пособиях, забывая, что эссе – это творческая работа, отражающая уровень знаний и широту кругозора ученика. В нём должно быть высказано мнение выпускника, а не авторов учебно-методических пособий. Это, конечно, влияет на оценку данного задания. Выводы, прежде всего, должны сделать учителя, чьи ученики показали такие слабые знания, но и будущим выпускникам имеет смысл более серьезно готовиться к нему.
Анализ работ учащихся показывает, что наиболее сложными становятся задания группы «С», а больше всего затруднений они испытывают при выполнении задания С-8, которое обозначено так: «Задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас наиболее привлекательно. С этой целью выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции». Задание (С – 8) не обозначено каким-либо названием и не содержит указание, в каком жанре выпускник должен его писать, но в преподавательской практике за этим заданием закрепилось название «ЭССЕ», кто-то называет его мини-сочинением, сочинением-размышлением и т.д.
Анализ экзаменационных работ и опросы учащихся, проводившиеся после экзамена показывают, что, несмотря на то, что в подобном виде контрольно-измерительные материалы существуют уже несколько лет, многие экзаменующиеся с ними не были знакомы и поэтому качество выполнения ими задания С-8 было крайне низким, а многие вообще с ним не справились или даже не приступали к работе. Некоторые выпускники, очевидно, не только специально не готовились к экзамену, но и невнимательно прочитывали задания. Только так можно объяснить то, что было несколько работ, где задание С-8 было понято, как необходимость дать определения философии, экономики и др. наук, по которым нужно было писать эссе. Это говорит о том, что школьные учителя недостаточно уделяли внимания подготовке учащихся к экзамену, что может быть связано с разными причинами (нехватка учебных часов, отсутствие факультативов, нежелание учителей, низкий уровень их собственных знаний). Кроме того, большое количество абитуриентов поступали в ВУЗы и сдавали ЕГЭ, не имея представления об экзамене вообще, так как они заканчивали школы тогда, когда подобной формы экзаменационных испытаний не было. А в результате – низкие результаты, полученные абитуриентами на экзамене и невозможность поступить в выбранный ВУЗ.
Использование заданий, связанных с написанием эссе будет приносить большую пользу, если при их создании использовать национально-региональный компонент. Изучение вопросов обществознания на местном материале способствует более глубокому пониманию проблем политики, экономики, права, социологии и т.д. Примеры, приводимые из местной прессы, из жизни городов и населённых пунктов Чувашии будут способствовать и более качественному запоминанию учебного материала, так как он будет отражать то, что близко и понятно учащимся. Неоценимую помощь в процессе обучения написанию эссе может оказать историческое краеведение – использование экспонатов музеев (школьных, районных, городских), материалов социологических опросов, наблюдений за ходом избирательных кампаний, анализа экономических показателей, изучения потребительского рынка Чувашской Республики и т.д. Практика показывает, что хороших результатов в подготовке учащихся можно достичь, если соответствующим образом организовать эту подготовку, учитывая опыт прошлых лет и возможности современной методики. Кроме того, известно, что в тех школах, где давно и серьезно ведется работа по интегрированному обучению, то есть там, где учителя обществознания работают в тесном контакте с учителями русского языка и литературы (а ведь именно филологи являются специалистами в области написания сочинений) – учащиеся показывают очень хорошие результаты при написании эссе. Немалую роль играет уровень грамотности выпускников. Часто случается, что невозможно понять смысл текста, потому, что ученик наделал в нем массу орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. (Подобные примеры будут разобраны ниже).
Цель настоящего издания – помочь учителям и выпускникам в подготовке к экзамену при отработке навыков выполнения задания (С-8) – написания эссе.