Кузьмина С. Н., учитель химии высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары.
Использование информационных технологий позволяет решить множество проблем. Всем учителям химии знакомы сложности, связанные с постановкой и проведением отдельных опытов, сопровождающихся выделением вредных веществ, а также их безопасностью. В этих случаях целесообразна демонстрация виртуальных опытов. Другая проблема, связана с необходимостью объяснения механизмов протекания тех или иных процессов. На словах – нет наглядности, а показать невозможно. И снова на помощь может прийти демонстрация видеофрагментов. В настоящее время имеется значительное количество электронных учебников, существуют сайты, пользуясь которыми, учителя могут обогатить свои уроки наглядностью и интересным материалом. Помимо этого учителя широко используют на уроках собственные и ученические мультимедиапрезентации. Всё это, в конечном итоге, направлено на активизацию познавательной деятельности учащихся.
На своих уроках в различных классах я использую и электронные учебные пособия, и презентации, и самостоятельную работу учащихся по поиску материала как в сети Интернет, так и работу с электронными учебниками. Порой оказывается целесообразным объединить несколько форм работы и видов деятельности в рамках одного урока. Одним из таких примеров является урок по теме «Электролитическая диссоциация» в 9 классе.
Для урока химии по теме «Электролитическая диссоциация» заранее необходимо подготовить презентацию в Power Point, которая будет сопровождать весь урок. В этой презентации будет и тема урока, и вопросы учащимся перед определёнными этапами работы, и необходимые таблицы, а также видеофрагменты отдельных демонстрационных опытов по механизму электролитической диссоциации. Время, затраченное на подготовку данной презентации, окупится с лихвой. Поскольку позволит, и разнообразить урок, и не объяснять «на пальцах» механизм процесса, и сэкономит время. Т.к.1) весь необходимый к уроку материал можно скомпоновать так, как учителю необходимо, 2) к нужным видеофрагментам переходить по гиперссылке, а не искать необходимые диски на столе или материал в компьютере.
Тема «Электролитическая диссоциация»
Цели и задачи урока:
- рассмотреть поведение веществ с разным типом связи в водных растворах, дать понятие о веществах электролитах и неэлектролитах;
- развитие представлений учащихся о влиянии строения вещества на его свойства;
- совершенствование навыков самостоятельной работы учащихся по приобретению знаний
Используемые реактивы и оборудование: прибор для определения электропроводимости веществ, поваренная соль, вода дистиллированная, растворы гидроксида натрия и соляной кислоты.
Используемые электронные учебные пособия: «Химия, 8-9 кл.», изд-во «Просвещение», «Уроки химии Кирилла и Мефодия, 8-9 классы», изд-во «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.»
Оборудование кабинета: компьютерный класс, мультимедиапроектор.
Ход урока.
1. Организационный момент. Учащимся объясняются цели и задачи урока.
2. Повторяем, какие бывают типы кристаллических решёток и типы химической связи. Затем ученики заполняют таблицу, которая демонстрируется на экране
Вещество |
Тип кристаллической решётки |
Тип химической связи |
Вода |
|
|
NaCl |
|
|
NaOH |
|
|
HCl |
|
|
3. Проверяем правильность заполнения 2 и 3 столбиков таблицы. Вспоминаем, пользуясь знаниями физики, что такое электрический ток и чем обуславливается электропроводность. На следующем слайде выводим ту же таблицу, но с дополнительным 4-ым столбиком. Учащимся предлагается подумать и высказать свои предположения насчёт электропроводности веществ и растворов веществ, т.е. заполнить 4-ый столбик таблицы.
Вещество |
Тип кристаллической решётки |
Тип химической связи |
Проводит ли электрический ток |
Вода |
молекулярная |
ковалентная полярная |
|
NaCl |
ионная |
ионная |
NaCl (кристаллич.) |
NaCl (раствор) |
NaOH |
ионная |
ионная |
NaOH (раствор) |
HCl |
молекулярная |
ковалентная полярная |
HCl (раствор) |
4. Выслушиваем предположения и проверяем на практике правильность этих предположений. Учитель демонстрирует опыт по электропроводности веществ и растворов. Проверяем электропроводность дистиллированной воды, кристаллов поваренной соли, раствора поваренной соли, растворов гидроксида натрия и раствора соляной кислоты. Заполняем таблицу.
Вещество |
Тип кристаллической решётки |
Тип химической связи |
Проводит ли электрический ток |
Вода |
молекулярная |
ковалентная полярная |
не проводит |
NaCl |
ионная |
ионная |
NaCl (кристаллич.)
не проводит |
NaCl (раствор) проводит |
NaOH |
ионная |
ионная |
NaOH (раствор)
проводит |
HCl |
молекулярная |
ковалентная полярная |
HCl (раствор)
проводит |
5. Возникает вопрос, почему вещества с ионной связью не проводят электрический ток в кристаллах, несмотря на то, что заряженные частицы имеются, почему проводит ток раствор соляной кислоты, хотя и сама вода, и HCl не имеют ионов? Вновь выслушиваются предположения учащихся. Затем демонстрируется видеофрагмент, объясняющий механизм диссоциации веществ с ионной связью на примере хлорида натрия и его раствора, а также видеофрагмент, объясняющий механизм образования заряженных частиц в растворе соляной кислоты. Записываем уравнения электролитической диссоциации.
NaCl = Na+ + Cl-
NaOH = Na+ + OH-
HCl = H+ + Cl –
Затем учащиеся занимают места за компьютерами и самостоятельно работают по материалу урока (по электронному пособию «Химия,8,9»), отвечая на вопросы, которые выводятся на экран:
Ø Что такое электролиты? Приведите 2-3 примера
Ø Что такое неэлектролиты? Приведите 2-3 примера.
Ø Какие электролиты относятся к сильным? Приведите 2-3 примера.
Ø Какие электролиты относятся к слабым? Приведите 2-3 примера.
Ø Рассчитайте, сколько моль ионов образуется при диссоциации 19,6 г серной кислоты.
6. После того, как ученики ответили на вопросы, обсуждаем ответы.
7. Закрепление материала проводим по тесту электронного пособия «Уроки химии Кирилла и Мефодия» темы «Электролитическая диссоциация». Задания выводятся на экран.
Вопросы контрольного теста:
A. Электролитом является раствор: 1) сахара в воде, 2) соли в воде, 3) спирта в воде
B. Положительно заряженные ионы называются: 1) катионами, 2) анионами, 3) ионитами
C. К сильным электролитам относятся: 1) нерастворимые соли, 2) вода, 3) щелочи
D. При диссоциации кислот в водных растворах образуются: 1) катионы металла и анионы кислотного остатка, 2) катионы металла и водорода и анионы кислотного остатка, 3) катионы водорода и анионы кислотного остатка
E. При диссоциации средних солей в водных растворах образуются: 1) катионы металла и анионы кислотного остатка, 2) катионы металла и водорода и анионы кислотного остатка, 3) катионы водорода и анионы кислотного остатка
Отвечаем все вместе, нажимаем нужные пункты в ответах, которые выбирают ученики, и в конце ответов получаем электронную оценку на экране. Скорее всего, если работали хорошо, оценка будет «пять». Согласитесь, это приятное завершение урока.
8. Ну и последний момент, - подводим итог урока: достигли ли поставленных задач в начале урока, получили ли новые знания и удовольствие от урока.