Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Конструирование урока биологии с использованием информационных технологий (Из опыта работы Тихоновой Л.А., учителя биологии МОУ «Лицей №2» г. Чебоксары)

Тихонова Л.А., учитель биологии МОУ «Лицей №2» г. Чебоксары

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры

учителя, мерило его интеллектуального богатства,

 показатель его кругозора и эрудиции.

В. Сухомлинский.

В книге американского ученого Филлипа С. Шлехти «Школа для 21 века. Приоритеты реформирования образования» есть такой диалог:

·                   Что вы хотите от школы?

·                   Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно.

Ученик должен выносить из школы не просто объем знаний, а умение учиться. Мир изменился. Сегодня для того, чтобы стать профессионалом, надо ежедневно перечитывать журналы и газеты, смотреть передачи, знакомиться с ресурсами Интернета и многое другое. Поэтому крайне необходимо владеть навыками сбора, систематизации и обработки, анализа информационного массива. Им и нужно обучать в школе, а компьютер и ресурсы Интернета могут стать отличным тренажером для их развития.

Это очень важно, когда не один человек, как бы он не старался, но все же – субъективно, преподносит ученикам материал, а множество источников подтверждают и опровергают твои предположения, когда ты можешь пообщаться с профессионалами и со сверстниками. И тогда на смену пассивной позиции потребителя информации учащийся становится исследователем.

Еще хочется вспомнить такое искусство – умение сравнивать, сопоставлять, выбирать и конструктивно критиковать. Именно для работы с вариативной информацией можно использовать ресурсы Интернет.

Наш «Лицей №2» представляет все возможности и учителю, и ученику использовать ИКТ как необходимый и доступный инструментарий при подготовке к уроку и в ходе него. Для этого в лицее имеются три компьютерных класса, компьютеры на рабочем столе каждого учителя, локальная сеть, доступный Интернет, современная медиатехника, интерактивные доски, ЦОРы и электронные учебники. На базе лицея два года назад был открыт ММЦ расширенной комплектации, который обеспечивает мощную поддержку педагогов в области освоения ИКТ. Я, являясь активным членом школьного информационного сообщества, сегодня рассматриваю информационные технологии как неотъемлемую часть учебного процесса и предлагаю некоторые варианты использования Интернета на уроке биологии, так как при имеющихся возможностях нельзя ограничиваться только использованием презентаций на уроке и электронными учебниками.  

Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться:

·                   не как цель, а как еще один инструмент исследования;

·                   как источник дополнительной информации по предмету;

·                   как способ самоорганизации труда и самообразования;

·                   как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя;

·                   как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.

Каждый урок – это сложный процесс. Рассмотрим этапы урока по теме «Деление клетки» («Общая биология», 10 класс) применительно к использованию ИКТ:

Этапы урока

Показатели выполнения психологической и учебно-воспитательной  задачи этапа

Методическиеприемы использования ИКТ

Комментарии

1. Организационный момент

- Доброжелательный настрой;

- быстрое включение класса в деловой ритм;

- кратковременность.

Ролевая игра «Дежурный системный администратор»

На данном этапе важно, чтобы не «отнималось» время на ввод пароля и логина, на загрузку учебного сайта и инсталляцию программы. Здесь учителю может помочь дежурный системный администратор, который выбирается из числа учеников, хорошо разбирающихся в компьютерных хитростях. Он и готовит компьютерный класс к уроку.

 

2. Проверка домашнего задания

- Выявление факта выполнения домашнего задания за короткий промежуток времени (5-7 мин);

- формирования понимания у учащихся целостности учебного процесса;

- использование различных форм контроля.

1. Электронное домашнее задание: сочинение от имени соматической (половой) клетки на тему «Что происходит со мной во время деления» или интерактивную схему «Способы деления» (в зависимости от уровня ИКТ-компетентности ребенка).

2. «Разминочные тесты»  (ЦОРы, электронные учебники)

Для выполнения электронного домашнего задания можно использовать мощности школьного компьютерного класса, поэтому его не обязательно выполнять дома, т.к. не у всех есть компьютеры. Сохранение таких работ занимает мало времени. Одновременно можно предложить ребятам некоторые дополнительные «критерии для сохранения такого домашнего задания»: самооценка (папки «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно»), интерес («Интересно», «Неинтересно») и т.п. Для этого достаточно создать на рабочем столе учителя систему дополнительных папок и получить интересные результаты. Можно воспользоваться и электронной почтой.

«Разминочные тесты» создаются с помощью панели инструментов «Формы» или другим способом. Кстати, дети сами могут принять активное участие в создании таких тестов-упражнений.

 

3. Всесторонняя проверка знаний

- Проверка глубины, осознанности знаний, умения использовать их на практике;

- рецензирование ответов;

- активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

1. Творческое оформление темы «Способы деления клеток» – 1-3 ученика (индивидуально или групповой проект).

2. Электронные отзывы о работах своих одноклассников после прослушивания творческого отчета (все остальные).  

На данном этапе можно также предложить «творческое оформление» темы с использованием компьютерных технологий. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций, звуков могут показать, как ребенок видит и слышит тему.

Проверять необходимо не только знания, сколько мышление ребенка, ведь в этом и есть суть обучения. Опрос должен быть интересен ученикам. Здесь я важным приемом считаю организацию рецензирования своих товарищей учащимися, которое может быть проведено с использованием возможностей локальной сети и заранее подготовленной папкой с общим доступом.

 

 

4. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

- Развитие самостоятельной познавательной активности;

- демонстрация практической значимости изучаемого материала.

1. Рецензии Интернет-сайтов по биологии

2. Создание CD-библиотеки (ЦОРов)

Тематические и предметные Интернет-ресурсы – один из способов повышения интереса учеников. Такие ресурсы важно собирать и формировать «CD-библиотеку для учителя». На данном этапе дети получают задание одновременно от трех учителей (биология+информатика+русский язык): составить рецензию 5 сайтов по биологии. В результате учитель имеет коллекцию работ по своему предмету, а ученик – три отметки и свободный доступ к Интернет-библиотеке при подготовке к уроку.

 

5. Усвоение новых знаний и их закрепления

- Активизация мыслительной деятельности, максимальное творческое участие детей;

- систематизация новых для учащихся знаний и, как следствие, качество ответов на следующих этапах урока;

- воспитание навыков рациональной учебы.

1. Поисковая работа в Интернете  по вопросам, выходящим за рамки программы: «Апоптоз», «Клонирование – за и против», «Загадки опухолевых клеток», «Стволовые клетки – их возможности» и др.

2. Словарная работа - термины из Интернет-справочников.

 

Поисковая работа – достаточно сложная задача. Такую работу лучше проводить в сменных диалогических парах. У ребят должен быть доступ к библиотеке Интернет-сайтов по биологии. В течении определенного времени они должны найти материал по данному вопросу.  

Проведение словарной работы возможно по справочникам и энциклопедиям Интернета (КМ-школа, Википедия и др.). Обозначив 3-5 справочных ресурса, дать детям подобрать те определения к терминам, которые понятны и удобны им самим.

 

6. Информация о домашнем задании

- Направляет внимание учеников;

- превращает знания в инструмент познания;

- гармонично связывает несколько уроков в единую систему;

- помогает в сплочении класса.

Проекты с использованием того материала, который сами нашли в Интернете.

С учетом того, что домашние задания по предметам увеличиваются и усложняются, стоит все же поставить вопрос о разгрузке детей. Как вариант – межпредметные проекты: одно задание зачитывается по двум и более предметам. Таким образом мы еще и воспитываем в ребенке понятие целостности мира.

Примеры межпредметных проектов:

·                   Дневник одного открытия (биология+…)

·                   Экономная клумба (экология + экономика)

·                   Природа Чувашии и химическое производство (экология + химия)

·                   Карта мира на моем столе (биология + география)

·                   Улица моей мечты (экология + информатика)

·                   Рецензия  Интернет-сайтов (биология+литература)

Мне очень симпатична ещё одна Интернет возможность – организация Чат – общения. Такой виртуальный разговор «по душам» дает возможность появления  отношений нового уровня. В них возможно задействовать как можно больше участников, которые могут быть и из разных школ. Роль учителя здесь очень велика, он должен задавать ход и направление дискуссии, может провоцировать, соглашаться, давать советы, выступая в разных ролях (оптимист – пессимист, романтик – практик).

Революционным преобразованием считаю в настоящее время  интеграцию в электронное обучение  Web 2.0 технологий  и возможностей виртуальных миров. При этом образовательный потенциал еще более повышается, обусловленный возможностями моделирования реальных процессов.

И еще один очень важный момент. При постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, учителю необходимо самому, хотя бы эскизно, попытаться выполнить ту работу, которую он хочет предложить ученикам. В результате более ясно можно увидеть критерии оценки и трудоёмкость выполнения работы, а также «подводные камни», которые могут встретиться ученику.

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения…

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика