Чувашский язык и литература: теория и методика: сб. науч. cт. - Вып. V /Чув. Гос. Пед. Ун-т: науч. Ред. В.В. Павлов. – Чебоксары: Чуваш. Гос. Пед. Ун-т. 2007. – 143 с.
Сборник посвящен 110–летию со дня рождения профессора Горского С.П. освещаются проблемы чувашского языка, литературы и методики их преподавания.
А.В. Рыбакова
Отбор моделей предложений для обучения элементарному общению на русском языке в чувашской школе
С. 119-123
В статье ставится задача описать принципы отбора моделей предложений для добукварного устного курса к программе М.К.Волкова. Материал программы обобщённо представлен по темам : “Дом, семья”, “Школа, класс”, “Игрушки”, “Овощи и фрукты”, “Домашние и дикие животные”, “Посуда”, “Одежда, обувь”, “Деревня, село”, “Лес”, “Времена года”, “Профессии”. Каждая тема имеет свою структуру текста, изображенную в схемах (мнемокартах) [3]. К схемам дается лексический минимум, а также модели предложений с тем или иным типовым значением. Предстоит выделить модели предложений, общие для всех тем, и описать их. Модель предложения понимается как минимально достаточное сочетание взаимообусловленных синтаксических форм, образующее коммуникативную единицу с определенным типовым значением. [1, 124]. Например, типовое значение с посессивным наличием представлено в предложениях типа У деда сад, У Маши кошка. Модель с типовым значением локализованного наличия (пространственной соотнесенности предметов) наблюдается в предложениях типа У ворот скамья, У стены диван. [1. 125].
Для определения содержания говорения в период добукварного устного курса предлагаем составить список областей действительности, а далее определить места “скрещения” этих областей. Для получения всех возможных скрещений следует написать список областей на оси ординат и тот же список на оси абсцисс. На пересечениях как раз и образуются искомые “скрещения” областей [6, 96].
1.Дом. Семья.
2. Школа. Класс.
3. Игрушки.
4. Овощи. Фрукты.
5. Домашние и дикие животные.
6. Посуда.
7. Одежда. Обувь.
8. Деревня. Село.
9. Лес.
10.Времена года.
11. Профессии.
По этой таблице легко определить, что об игрушках можно говорить в таких связях:
игрушки дома, в семье; игрушки в школе, классе; игрушки, изображающие овощи и фрукты; игрушки, изображающие домашних и диких животных; игрушки наборов посуды; игрушки, изображающие одежду и обувь; игрушки, представляющие макет деревни или села; игрушки, изображающие людей по профессии. Таким образом, к теме “Игрушки” можно вернуться на 8 уроках (см. таблицу 1).
Предложение может быть организовано в синтаксическое поле. Синтаксическое поле предложения – это система, объединяющая вокруг исходной структуры предложения её регулярные грамматические и структурно-семантические модификации и синонимические преобразования [1, 201].
Грамматические модификации. В вариантных предложениях, представляющих грамматические модификации модели, изменяются переменные признаки, избирается одна из форм заданного набора форм синтаксического времени, модальности, синтаксического лица, которые в совокупности своей служат выразителями предикативности, но эти изменения не касаются постоянных признаков предложения, состава синтаксических форм, сопряженных в модели [1, 203]. В период добукварного устного курса это предложения с глаголами в форме настоящего времени (Дети учатся в школе. Лампа висит над столом), прошедшего времени (Мама поставила тарелку на стол. Дети вышли из школы), будущего времени (У нас в школе будет ёлка. К нам придёт Дед Мороз. На ёлке я буду петь). Каждое из этих предложений может быть преобразовано в другую грамматическую модификацию: настоящее время – в прошедшее или будущее время и наоборот.
Структурно – семантические модификации вносят в предложение новый семантический элемент. Сюда относятся модальная и фазисная модификация. Модальная модификация выражает модальное отношение субъекта действия к действию: значения желательности, возможности действия, способности, склонности, расположенности к действию. При этом предложения способны изменяться по грамматической парадигме. В программу добукварного устного курса входят предложения типа Я хочу выйти на улицу. В букварный период они усложняются глагольными конструкциями “мочь (хотеть, уметь, любить) + неопр.ф.гл.” (Катя не может кататься на коньках), а также конструкциями “глагол движения + неопр. ф. гл”: идём кататься, пришли учиться, пошли ловить рыбу [4. 32, 39].
Способность предложений к регулярным фазисным модификациям основана на том, что действие или состояние предмета, выраженное в той или иной структурной схеме, может быть зафиксировано на одном из этапов, фаз своего развития: в начальной точке, в продолжении или в конечной точке. В моделях с глаголами несовершенного вида фазисные значения реализуются с помощью полузнаменательных глаголов начать, стать, продолжать, кончить, прекратить. Для глаголов совершенного вида способом выражения начинательных и финитивных значений служат приставки. Не принимают фазисных модификаций двусоставные именные модели, сообщающие о постоянном, неизменном признаке предмета: Дом из камня, Дом каменный.
Он запел.
Он начал петь.
Он поёт. Он кончил петь. [1,211-212].
Для добукварного устного курса чувашской школы наиболее приемлемыми считаем отбор моделей с учётом возможностей грамматической модификации. Заслуживают внимания некоторые случаи модальных модификаций со словами хочу, могу, умею и фазисные модификации со значением начала, продолжения и конца.
Для русского языка характерна синонимия односоставных и двусоставных предложений. Нередко синонимизируются и разные типы односоставных предложений, например, определенно-личные – безличные: Дыши последней свободой (Ахм.) . – Надо дышать последней свободой. [5, 344]
В научной литературе выделяются 3 аспекта описания простого предложения: формальный - разбор по членам предложения, семантический – выделение компонентов предложения на основании их роли в реальной ситуации (субъект, предикат, инструмент, объект, локатив, темпоратив, адресат и др.) и коммуникативный – темо - рематическое членение [2, 214]. Для обучения языку наиболее значимыми являются семантический и коммуникативный аспект. С точки зрения семантического аспекта выделяются предложения со значением действия (Петя читает), состояния (Коля болеет), качества живых существ (Катя – хорошая подруга), свойств неживой природы (Калина – кустарник), указания количества предметов (Учеников двое), оценки конкретных событий и фактов и т.д. Семантический аспект – это рассмотрение предложения с точки зрения выражения внеязыковой действительности, ответ на вопрос “Что выражает?”. Рассмотрение предложения с точки зрения его роли в конкретном тексте, ответ на вопрос “Как сделано?”, “Для чего используется?” – это рассматривается коммуникативным синтаксисом [2, 211].
В каждой из представленных тем можно выбрать модели с указанными значениями. Например, в теме “Школа. Класс” модель со значением “предмет и его признак(и)” в предложениях Школа большая, новая, кирпичная. Она двухэтажная. Класс светлый, чистый. Эти предложения могут быть заменены синонимичными конструкциями: Школа (построена) из кирпича. В школе два этажа. По этой же теме представлены модели со значением “предмет и его действие”: Мальчик сидит. Эта модель может быть дополнена указанием объекта действия: Вова сидит с Иваном. Может иметь грамматические модификации Я сижу с Верой, Ты сидишь с Сашей. Возможны модальные модификации типа Я хочу сидеть с Вовой. Мы умеем читать. Таким образом предложение Мальчик сидит может быть представлено в виде небольшого синтаксического поля Мальчик сидит за партой (уточнение места действия, локатив), Мальчик сидит с девочкой Любой (уточнение объекта действия), Мальчик будет сидеть (сидел) с девочкой (грамматические модификации), Мальчик хочет сидеть с девочкой (модальное значение), Он сидит с девочкой (синонимичная конструкция с заменой имени существительного на местоимение. На упражнения с подбором модификативных конструкций необходимо уделять на уроке особое время. Такая методика работы в период добукварного устного курса должна дать положительные результаты в обучении говорению на неродном языке. Необходимое условие успешного усвоения русского языка - работа на всех уровнях: лексическом, грамматическом, на уровне текста. Необходимо упомянуть, что в период добукварного устного курса запланировано усвоение учеником 191 существительного, 87 глаголов, 27 прилагательных, 12 местоимения, 30 наречий, 4 числительных, 4 частиц, 11 предлогов, 3 союзов, 4 слов-обращений. С учётом словоформ это количество намного увеличится: например, существительные имеют 2 формы числа и 6 падежных форм; глаголы изменяются по временам, по лицам, по числам, у них есть видовые пары; прилагательные имеют формы рода, числа и падежа. Таким образом, если описать хотя бы 11 указанных тем с учётом синтаксического поля предложения и со всем лексическим минимумом по теме и включить всё это в текст-монолог и в текст-диалог, то для учителя это была бы большая помощь, а для учащихся – условием успешного овладения языком.
Таблица 1.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
4 |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
- Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М, 1973.
- Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М: Просвещение, 1993.
- Рыбакова А.В., Желтова С.Ф. Сюжетные картины для проведения уроков добукварного устного курса. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2006.
- Волков М.К., Бескоровайная Р.П., Рыбакова А.В. Программа по русскому языку для начальных классов чувашской школы. Чебоксары: Клио, 2000.
- Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М: Айрис Пресс, 2006.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1985.