Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Уссурийск: Издательство УГПИ, 2008. – 232 с.
А.В.Рыбакова
Модель национальной школы первой ступени с модульным обучением в образовательной области “Словесность” (родной и русский языки).
С. 150-159
Начальное образование в национальной школе (в школе с родным (нерусским) языком обучения) осуществляется в соответствии с базовыми государственными документами. Основные направления развития начального образования, в том числе и национального, сформулированы в следующих документах: “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” (2001 г.), “Концепция структуры и содержания общего образования в 12-летней школе” (2001 г.), “Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации” (2006 г.).
В число приоритетов, требующих экспериментального исследования в национальной начальной школе, входят:
1. Оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья учащихся;
2. Реализация общеобразовательных программ с этнокультурным (национально-региональным) компонентом, в том числе на родном (нерусском) языке;
3. Разработка и апробация для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, специальных программ, выстроенных на бикультурной, билингвальной основах, с использованием диалога культур в школе первой ступени;
4. Разработка и апробация предложений по совершенствованию качества национального начального образования в образовательной области “Словесность” (родной и русский языки).
Необходимо выявить пути выхода национальной начальной школы на новую модель массовой школы, обеспечивающей новое качество начального образования, в том числе в образовательной области “Словесность”. А то, что в этой области у России есть большие проблемы, показали результаты Международного проекта “Изучение качества чтения и понимания текста”, проведенного в 2000 году.
Как отмечается в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, “приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения” [7; 16]. Родной и русский языки в национальной школе являются языками обучения по всем учебным предметам. Следующий приоритет диктуется многонациональностью российского народа. Это воспитание уважения к культуре и языку другого народа.
Предстоит выявить эффективные способы достижения нового качества образования в национальной школе первой ступени, что может включать:
- введение образовательных технологий, способствующих развитию и сохранению физического, психического и нравственного здоровья учащихся (на примере образовательной области “Словесность”);
- развитие личности ребёнка, его речевых и умственных способностей;
- формирование коммуникативных, социальных, предметных компетенций учащихся 1-4 классов национальной школы;
- овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ожидаются следующие результаты:
- обеспечение условий, способствующих развитию и сохранению физического, психического и нравственного здоровья учащихся;
- построение базисного учебного плана для школ с родным (нерусским) языком обучения, позволяющего реализовать поставленные цели;
- выявление модели организации образовательного процесса, соответствующей современным задачам модернизации начального образования;
- совершенствование структуры и содержания дополнительного образования (шестой развивающий день: индивидуальные и групповые консультации, занятия активно - двигательного характера, проектная деятельность, музейная педагогика, творческие мастерские, экскурсии, полевой практикум - в целях развития речевых и умственных способностей учащихся);
- формирование комплекта учебников по русскому языку и литературному чтению и разработка национально- регионального компонента содержания по родному языку и литературному чтению;
- создание комплекта научно-методических разработок по организации и проведению образовательного процесса в национальной начальной школе в образовательной области “Словесность”, авторских программ для проведения занятий в шестой развивающий день;
- описание основных компонентов образовательных стандартов, направленных на формирование ключевых компетенций, в образовательной области “Словесность”;
- совершенствование системы дополнительной профессиональной подготовки учителей к работе по новой модели национальной начальной школы;
- обоснование предложений по материально-техническому обеспечению образовательного процесса.
Для работы предлагаются два варианта примерных учебных планов (годовой и недельный) для образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения [5; 7, 8]. Совмещение двух вариантов учебных планов позволяет реализовать иную концепцию развития начального образования. Вариант 1 (недельный) предполагает, что новое качество начального образования может быть достигнуто, если:
- обеспечен фундаментальный характер образования, предполагающий обучение на родном (чувашском) языке, русский язык изучается как государственный язык Чувашской Республики в том же объёме, что и родной (по 5 или 6 часов в неделю);
- обеспечена системность и функциональная полнота содержания, преемственность между ступенями обучения как основа эффективного формирования ключевых компетенций практической направленности обучения;
- введён предмет “информатика” как условие развития коммуникативной и информационной культуры, условие успешной социализации личности;
Снижение уровня учебной нагрузки будет осуществлено за счёт оптимизации структуры и сокращения объёмов содержания предметов образовательной области “Словесность”, а также за счёт физиолого – гигиенических, психолого – педагогических факторов, влияющих на уровень нагрузки обучаемых.
Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II – IV классы – не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса – 35 минут, для II – IV классов – 35 – 45 минут. В соответствии с Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. № 1178 – 02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, при 35 – минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6 – дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5 – дневной учебной неделе – 25 часов [6; 8].
Получают развитие новые формы организации деятельности учащихся, современные педагогические технологии, новые формы оценивания учебных достижений, создаются необходимые условия для формирования здорового образа жизни обучающихся.
Более эффективное развитие личности школьников в процессе обучения достигается средствами структуры и содержания образования:
- индивидуализации и личностной направленности обучения;
- использования освободившегося времени для индивидуализации и развития познавательной самостоятельности учащихся;
- введения образовательных стандартов (федеральных и региональных в образовательной области “Словесность”), которые благодаря ориентации инвариантной части содержания обучения на обязательные минимумы создают временной ресурс для перераспределения в освоении учебного материала.
Вариант второй учебного плана отличается от предшествующего варианта тем, что эффект достигается путём совершенствования форм организации и технологий образования. Здесь представлены учебные курсы (при предметном варианте преподавания) и модули. Указывается общий объём федерального компонента содержания образования в часах, количество часов в неделю на предмет. Данное количество часов может быть реализовано модульно. Рекомендуются модули по развитию речи при изучении родного языка, модули на игровой и деятельностной основе при изучении иностранного языка, что возможно ввести при обучении русскому языку и литературному чтению. Включение в образовательный процесс учебных модулей рассматривается как один из возможных механизмов модернизации традиционного содержания образования и нормализации учебной нагрузки. Модульная структура плана позволяет вести поэтапную разработку и внедрение в учебный процесс не целостных курсов, а их законченных частей, что может способствовать разработке новых модульных курсов и переходу на новое содержание.
Часы школьного компонента во всех вариантах учебного плана используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях, на введение новых учебных курсов или модулей, проведение индивидуальных и групповых занятий.
За счёт часов ученического компонента реализуются новые формы и приёмы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково – исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся. Эти часы лучше использовать в шестой развивающий день. Занятия, проводимые в шестой развивающий день, не относятся к максимальной учебной нагрузке и могут не использоваться обучающимися. Занятия шестого развивающего дня способствуют нормализации нагрузки учащихся, активизируют их познавательную деятельность.
Не исключается создание единого вариативного базисного учебного плана на основе синтеза двух вариантов. За общеобразовательным учреждением остаётся право выбора того или иного варианта учебного плана и построения школой собственного рабочего учебного плана.
Предлагаем краткое описание модуля по развитию речи для 1 класса чувашской школы. Программа и учебное пособие разработаны к.п.н. Волковым М.К. Название модуля – “Добукварный устный курс”. Рассчитан на первое полугодие первого года обучения. Объем программы – 84 часа. Параллельно на родном языке идет обучение грамоте. Задача добукварного устного курса – обеспечить элементарное овладение устной русской речью. Для выполнения этой задачи предлагается ввести 500 русских слов (включая 110 слов, общих с родным языком, таких как школа, класс и т.д.); учащиеся учатся употреблять их в речи, усваивают основы грамматической системы русского языка (категории рода, числа, падежа имени существительного, лица, времени глагола). Все это делается практически, в форме разговоров по указанным в программе темам. Для использования на этих уроках разработаны сюжетные картины [5]. Предлагаем краткое описание одного из уроков добукварного устного курса.
Урок 58.
Тема: “Домашние животные”, “Одежда”, “Обувь”. Слова, называющие предметы и отвечающие на вопросы кто? что?
Цель: Совершенствование навыков диалогической и монологической речи по темам “Домашние животные”, “Одежда”, “Обувь”.
Задачи:
1. Повторение слов, называющих домашних животных, одежду, обувь и ввод слова кормить.
2. Совершенствование навыков употребления в речи грамматических форм: согласование формы прилагательного с формой существительного, употребление глагольных конструкций с прямым дополнением, разграничение слов, называющих одушевлённые и неодушевлённые существительные
3. Активизация введённого речевого материала в диалогах “У нас во дворе”, “В магазине”.
4. Совершенствование произносительных навыков.
Характерная особенность урока добукварного устного курса в том, что идёт говорение по нескольким разговорным темам, наиболее близким детям по жизненному опыту. Пройдены следующие разговорные темы: “Дом”, “Семья”, “Двор”, “Сад и огород”, “Школа”, “Класс и дети”, “Учебные вещи”, “Лес”, “Дети в лесу”, “Деревья”, “Игрушки”, “Посуда”, “Мебель”, “Фрукты и овощи”, “Продукты питания”, “Режим дня”, “Части тела”, “Домашние животные” и другие. В перспективе изучаются эти же темы, но с более усложнёнными грамматическими конструкциями. Вводятся новые разговорные темы: “Мы живём в деревне”, “Домашние животные - птицы”, “Семья вечером”, “В магазине игрушек”, “Покупки в магазине”, “ Летом”, “Осенью”, “Зимой”, “Ёлка в школе”, “Зимние забавы” и другие.
Уже с первых уроков вводится обучение ведению диалога и монологической речи. Дети владеют навыками использования речевых конструкций со следующими типовыми значениями: Субъект и его действие.
А) Сущ. им.п. + глагол: Папа работает. Б) Сущ. им.п. + глагол + сущ. вин.п.: Девочка читает книгу. Субъект и его признак. А) Сущ. им.п. + прил.: Трава зелёная. Б) У + сущ. род.п. + сущ.им.п.: У Маши ручка. В) У + сущ. род. п. +есть + сущ. им. п.: У Кати есть лейка. Г) У + сущ. род.п. + нет + сущ. род. п.: У Вани нет карандаша. Дети будут знакомиться со следующими конструкциями: Субъект и его действие.) Сущ. им. п. + глагол + в + сущ. вин.п.: Девочка идёт в школу. Б) Сущ. им.п.+ глагол + к, по + сущ.дат.п.: Мама идёт по дороге. В) Сущ. им.п. + глагол + за, перед, над, под + сущ. тв.п.: Ученик сидит за партой. Г) Сущ.им.п. + глагол + из, с, со + сущ. род.п.: Дети идут из школы. Субъект и его квалификация: Сущ. им. п. + сущ им. п. : Папа тракторист.
За прошедшие 57 уроков были введены в активный словарный запас учащихся 125 имён существительных, 53 глагола, 15 имён прилагательных, 7 местоимений, 3 предлога.
Ход урока.
I. Организация детей на урок.
1.1. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата (выполняют, глядя в зеркало).
- Сейчас урок русского языка. Вначале проведём зарядку для языка. На уроке нам поможет язык.
а) упражнение “часики”
б упражнение “лошадка”
в) упражнение “вкусное варенье”
Каждое упражнение делается 10 – 15 раз.
Язык у нас проснулся. А глазки проснулись?
1. 2. Минутка радости.
- С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
- Мы проснулись!
- С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
- Мы проснулись!
- С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
- Мы проснулись!
II. Ввод новых слов.
2.1. Ввод слова кормить.
2.1.1.Работа по картине.
- Кто ещё проснулся вместе с нами? Давайте посмотрим на картину.
Тут что?
- Тут двор.
- Кто во дворе?
- Во дворе свинья.
- А тут кто?
- Тут овца.
- А тут овца или овцы?
- Тут овцы.
- А там кто? Там корова?
- Там корова.
- А тут кто?
- Тут мама.
- Кого кормит мама?
- Мама кормит корову.
- Кормит – çитерет (перевод на родной язык). Все вместе скажем: “кормит”.
(Отработка произношения слова кормит.)
Продолжение диалога с включением слова кормит.
2.1.2. Диалог – цепочка ”Кто у тебя? Кого ты кормишь?”
- У меня корова. Я кормлю корову. Корова ест сено. А ты, Люба, кого кормишь?
- У меня коза. Я кормлю козу. Коза ест сено. А ты, Ваня, кого кормишь?
2.1.3. Подведение видовых понятий под родовые.
- Скажите, где живут корова, овца, коза, свинья?
- Они живут дома.
- Правильно. Поэтому их называют домашними животными – килти выльǎхсем. (Отработка произношения сочетания домашние животные).
- Корова – это домашнее животное?
- Да, корова домашнее животное.
- А лиса?
(продолжение диалога).
На наш взгляд, модульное обучение особенно эффективно в первом классе. Нами планируется разработка модуля на основе игровой деятельности по предмету “литературное чтение” для национальной школы для знакомства с малыми фольклорными жанрами.
Выводы.
В национальной начальной школе планируется изучить:
- отработку образовательных технологий, способствующих развитию и сохранению физического, психического и нравственного здоровья учащихся на примере образовательной области “Словесность”, например, технологию организации учебного сотрудничества [8, 33];
- отработку базисных учебных планов для школ с родным (нерусским) языком обучения, позволяющих введение модулей по развитию речи, а также модулей на игровой и деятельностной основе для первого класса по предметам “русский язык” и “литературное чтение”;
- отработку системы оценивания учебных достижений в условиях безотметочного обучения [1, 227; 8, 53];
- овладение элементами информационной культуры в школе первой ступени; - структуру и содержание дополнительного образования (шестой развивающий день: индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного характера, проектная деятельность, музейная педагогика, творческие мастерские, экскурсии, полевой практикум - в целях развития речевых и умственных способностей учащихся);
- становление коммуникативных ключевых компетенций младших школьников;
- выявление модели организации образовательного процесса в национальной начальной школе, соответствующей современным задачам модернизации начального образования;
На локальном уровне возможно исследовать следующие проблемы:
- организацию учебного процесса при 35 – минутной продолжительности урока;
- модульную организацию учебного процесса;
- использование метода проектов в начальной школе.
- организацию учебного процесса в малокомплектной школе.
Литература:
1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). М., 1998.
2. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школ. Под ред. А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2004.
3. О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации. Приказ Минобрнауки России от 3 августа 2006 г.
4. Программа по русскому языку для чувашской школы. Составители М.К.Волков, Р.П.Бескоровайная, А.В. Рыбакова. Чебоксары, 2000.
5. Рыбакова А. В., Желтова С.Ф. Художник Немцева Т.И.Сюжетные картины для проведения уроков добукварного устного курса. Чувашское книжное издательство, 2006.
6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. М., 2004.
7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. М., 2004.
8. Цукерман Г.А. , Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. Томск: “Пеленг”, 1992.
9. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: “Пеленг”, 1993.