Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается телевизору, в лучшем случае т.н. «сидячим» играм (мозаика, лото и т.д.). При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребенок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении: дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой. Следовательно, одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности как по содержанию, так и по составу движений. А для этого необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.
Работа по созданию целостной системы физического воспитания начинается с работы с родителями, которая включает следующее.
· Дни открытых дверей (родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии, занятии в бассейне, наблюдать организацию питания, сна, закаливающих мероприятий).
· Домашние задания (позволяют решить сразу несколько задач: повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающих, помочь организовать содержательное общение родителей с детьми. Они должны быть обязательно индивидуальными, небольшими по объему, конкретными по содержанию).
· Показ кинофильмов;
· Встречи с родителями, конференции.
· Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы.
Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, которое мать и отец посвящают ребенку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.
В нашем детском саду ежегодно в начале апреля проводится спортивный праздник для детей старших групп и их родителей. Взрослые заранее готовят конкурсы, задания, дети разучивают песни, стихи о спорте и дружбе. Зрителей и болельщиков тоже приглашаем на праздник: их ждут интересные конкурсы и призы. Любой праздник - всегда радостное событие, его ждут, к нему долго готовятся, он надолго запоминается, тем более если в нем участвуют самые близкие люди - папа и мама.
Предлагаем вашему вниманию сценарий семейного спортивного праздника для детей старшей и подготовительной к школе групп.
Мы умеем дружно жить
Проводится на спортивной площадке или в спортивном зале.
Ведущий. Добрый вечер! Мы рады видеть всех на нашем спортивном празднике «Мы умеем дружно жить», в котором будут участвовать дружные семьи. Встречайте их!
Под марш появляются дети, они строятся полукругом лицом к зрителям.
1-й ребенок.
Родители - народ такой:
На занятость спешат сослаться.
Но мы-то знаем: они не правы.
Всем надо спортом заниматься.
2-й ребенок.
А чтобы все побить рекорды
И о болезнях всех забыть,
Со взрослыми вопросы спорта
Сегодня мы хотим решить!
Под марш появляются мамы и папы, встают парами за своим ребенком.
Ведущий. Сегодня эти дружные, веселые, находчивые семьи примут участие в соревнованиях. Команды вместо очков будут зарабатывать звания, титулы. А раз их ждут соревнования, должно быть и жюри, строгое и справедливое.
Представляет членов жюри.
Ведущий. Слово жюри.
Член жюри. Заниматься физкультурой полезно, а веселой - вдвойне. Каждая минута, посвященная спорту, продлевает жизнь человека на час, а веселому спорту - на два. Не верите? Убедитесь сами! Итак, в добрый путь!
Ведущий. Предлагаю считать наши веселые семейные соревнования открытыми. Хочется пожелать всем командам успехов. Первый конкурс - «Давайте познакомимся».
Команды-участницы (дети и родители) по очереди рассказывают о себе в необычной форме (стихи, частушки, песни и т.д.).
К этому конкурсу дети и родители готовятся заранее.
Ведущий. А сейчас конкурс на самую ловкую команду - эстафета «Прыгают кузнечики». Ребенок, встав за стартовой чертой, прыгает в длину с места, отталкиваясь двумя ногами. Приземление -положение пяток - фиксируется. С этого места прыгает мама, за ней папа. У кого цепочка прыжков окажется длиннее - тот победитель.
Команды выполняют задание. Член жюри объявляет победителя.
Ведущий. Следующее задание -для самой смекалистой команды: «Мудрости-премудрости»...
Ведущий не успевает договорить: под музыку на велосипеде появляется почтальон Печкин.
Печкин. Это детский сад? У меня для вас важное послание: задания для команд-участниц конкурса на смекалку. Прошу получить и расписаться.
Команды разбирают конверты с заданиями-вопросами типа: под каким кустом в дождь сидит заяц? (Под мокрым.) Что легче - килограмм ваты или килограмм гвоздей? (Они весят одинаково.) У матери шестеро сыновей, у каждого сына родная сестра. Сколько всего детей в семье? (Семь.)
Печкин. Ох, и уморился же я! Присяду, отдохну, ведь мне дальше ехать надо.
Ведущий. Команды выполняют задания, а дети-зрители примут участие в конкурсе «Кто быстрее к платочку?».
На пол кладут четыре обруча и один платочек. В два обруча складывают игрушки (в каждый по пять-шесть штук). Двое детей встают около них. Звучитмузыка - дети по одной переносят игрушки в другие обручи. Кто первым перенесет все игрушки, бежит к платочку и высоко поднимает его. Конкурс проводится три-четыре раза, победителям вручают призы.
Печкин. Какие все смышленые! Отлично справились с заданиями! А мне надо дальше ехать. До свидания!
Ведущий. Объявляется конкурс «Цветные карандаши». Я буду читать стихотворение, а вы - выполнять задания (рисовать) в соответствии с текстом. Начинают рисовать мамы, продолжают дети, заканчивают папы.
Нарисуйте круг большой (рисуют мамы).
Сверху - маленький такой,
На макушке ушка два -
Это будет голова,
Нарисуем для красы
Попышней ему усы (рисуют дети).
Вот красивый хвост готов -
Ты прекрасней всех котов (рисуют папы).
(Журнал «Педсовет». 1999. № 1).
Ведущий. Следующее задание - эстафета «Посади и собери картошку». Первым бежит ребенок, он раскладывает «лунки», обегает их и бежит обратно, передавая эстафету маме. Она бежит с ведром картошки и раскладывает ее в лунки, обегает их и передает эстафету папе. Он собирает картошку в ведро, обегает лунки и возвращается на место.
Жюри подводит итоги.
Ведущий. Сейчас мы узнаем, какая команда у нас самая музыкальная. Участники конкурса «Дружные нотки» исполняют песни, в которых встречаются разные имена.
Дети вместе с родителями поют заранее выученные песни.
Ведущий. Сейчас команды отдохнут, а мы проведем конкурс для мам-зрителей «Стройная талия»: кто дольше сможет удержать обруч.
После определения мам-победительниц и вручения им призов ведущий объявляет танцевальный конкурс и читает стихи.
Все весною расцветает,
И ликует, и играет.
Вот танцует ветерок,
Пляшет первый лепесток,
В танце кружатся капели,
Успевая еле-еле.
Как же нам здесь устоять?
Тоже надо танцевать.
(Захарова СП. Праздники в детском саду. М, 2000).
Проводится танцевальный конкурс.
Ведущий.
Все покружимся немножко,
А поможет нам... картошка.
Выходит под музыку Картошка (взрослый).
Картошка.
Слышу и, конечно, помогу.
С огорода я картошку принесу.
Проводится конкурс «Танец с картошкой». Взрослые, зажав лбами картошку, парами танцуют рок-н-ролл.
Картошка. Мне так понравилось у вас! Я бы хотела остаться на празднике болельщиком.
Ведущий. Оставайся! Наш праздник продолжается.
Картошка садится среди зрителей. Звучит веселая музыка, вбегает запыхавшаяся Ириска изЛБВГДейки.
Ириска {вбегает, без умолку тараторя). Ой! Успела? Праздник еще не закончился? Я встретила почтальона Печ-кина, он мне рассказал, как у вас тут весело и интересно, проводятся конкурсы, раздаются призы. Я тоже хочу принять участие в соревнованиях.
Ведущий. Ириска, здравствуй!
Ириска. Ой, здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Ну что, я могу стать участницей соревнований?
Ведущий. Нет, Ириска, участницей ты быть не можешь. У нас уже есть команды. Они заранее подали заявки на участие, выполняли домашнее задание, прошли конкурсы, эстафеты.
Ириска. Как жаль, как жаль! Мне так хочется принять участие в празднике.
Ведущий. Ириска, ты ходишь в школу АБВГДейки? Знаешь много интересных игр, конкурсов? Мы можем поручить тебе провести интересный конкурс «Сказочное лото». Согласна?
Ириска {радостно). Конечно со-гласна! {Важно) Команды, внимание! Я I буду называть первую часть имени или I названия, а вы продолжаете.
Ириска обращается по очереди к каждой команде с заданием: Конек (горбунок), Гуси (лебеди), Красная (Шапочка), Мороз (Иванович), Аленький I (цветочек), Бременские (музыканты), Заюшкина (избушка), Лис и (мышонок), Гадкий (утенок), Крошечка (Хаврошеч-ка), Цветик (Семицветик), Доктор (Айболит), Мальчик (с пальчик), Царевна (лягушка), Кот (в сапогах), Белоснежка и (семь гномов).
Ириска. Все хорошо знают сказки! Потрудились вы на славу, пора и отдохнуть. Объявляю музыкальную паузу.
Звучит веселая музыка. Дети-зрители и болельщики старшей и подготовительной к школе групп танцуют.
Ириска (испуганно). Ой, мне так хорошо с вами, что я обо всем забыла. Так и в школу опоздать можно. До свидания!
Можно организовать спортивную эстафету (трое взрослых и трое детей) «Тачка». Ребенок опирается на руки, взрослый держит его за ноги, так они передвигаются до условного места и обратно. Другой вариант эстафеты - «Змейка». Взрослые становятся в шеренгу, ноги широко расставлены. Первый участник (ребенок) ползком огибает ноги взрослых. Когда он заканчивает движение и встает на ноги, в игру включается следующий участник эстафеты и т.д. Выигрывает команда, которая справится с ним раньше всех других.
Ведущий. Жюри будет подводить итоги, а у нас заключительный конкурс на самую хозяйственную команду «Умелые руки не знают скуки»: папы пришивают пуговицы, мамы забивают гвозди, ребенок вешает полотенце при помощи трех прищепок на веревку, которую держат родители. Теперь музыкальная пауза - «Песня про семью».
Исполняют дети старшей группы.
Ведущий. Слово жюри.
Члены жюри отмечают победителей, награждают их дипломами и подарками.