Николаева Е. В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №50»
С сентября 2008-2009 учебного года мы начали экспериментальную работу по апробации учебника Г. Граник, Н. Борисенко «Русский язык 5 класс». Хотелось бы рассказать об особенностях программы и нового учебника, столь непохожего на все существующие традиционные учебники по русскому языку, прежде всего по лингвистическому содержанию, психолого-дидактическому фундаменту и форме подачи материала. Это учебники нового типа.
Основными целями обучения русскому языку по данной программе являются пробуждение у учащихся осознанной любви к школьному предмету «Русский язык», воспитание культурного человека, свободно владеющего грамотной устной и письменной речью, понимание школьниками лингвистических понятий, законов лингвистики.
Предлагаемый курс обеспечивает программа, новый тип учебников и «Спутники учебников», содержащие дополнительный тренировочный материал. Для учителя разработаны концепция курса «Русский язык», а также методические рекомендации по параллелям. Эти материалы позволят учителю свободно работать по данной программе без специального переучивания.
Необходимость создания учебников нового типа вызвана потребностью строить обучение русскому языку на основе современных лингвистических, дидактических, психологических знаний, а также с учётом знаний возрастной физиологии.
Разный уровень подготовки школьников и необходимость учитывать их основные индивидуальные различия, существование разных типов школ, возрастающее число учащихся, которые по состоянию здоровья вынуждены пропускать школьные занятия или обучаться дома, также требуют создания учебников нового типа.
Принципиальные особенности курса
1. Изменена последовательность изучения материала.
2. Фундаментом всего курса является синтаксис. На его основе даны другие разделы лингвистики.
3. Части речи рассматриваются как грамматические классы слов.
4. Фундаментом курса орфографии является фонемно-морфемный принцип.
5. Введено понятие «блоки»: орфографические блоки при изучении морфемики, морфологии и орфографии и семантико-синтаксические блоки при изучении синтаксиса и пунктуации.
6. Решается проблема возбуждения и поддержания познавательного интереса к предмету.
7. Разработаны новые принципы создания текста учебников.
8. Решается задача овладения приемами работы с книгой.
9. Даются ответы-ключи, позволяющие формировать самоконтроль.
Остановимся подробнее на этих отличиях.
1. Изменение последовательности материала. До последнего времени основным критерием последовательности изучения разделов курса считалось следование логике предмета. Это позволяло думать, что существует некоторое стабильное расположение тем курса в программах и учебниках. Однако сопоставление программ и учебников, по которым работали в разные годы школы, показало, что последовательность изучения материала постоянно менялась и нередко определялась не объективными, а субъективными факторами — представлениями авторов программ о построении курса.
Вместе с тем в работах психологов, посвященных этой проблеме, было показано: последовательность введения тем курса зависит и от психологии усвоения предмета.
Результаты исследований психологов во многом и определили последовательность предложенного материала курса в программе и учебниках нового типа. Так, единицы языка даются в такой последовательности: текст — предложение — слово — морфема — фонема.
2. Построение курса на синтаксической основе. В предлагаемой программе фундаментом курса, цементирующим его разделы, является синтаксис. Синтаксис и другие разделы лингвистики органически переплетены.
Курс построен так, чтобы школьник шёл от речи к слову и на новом, более высоком уровне овладевал речью. Слово же для него на всех этапах выступает как составной элемент речи. Иными словами, усвоение языка идёт через речь. Благодаря этому пополняется словарный запас, появляется основа для ведения диалога и т. д.
3. Части речи рассматриваются как грамматические классы слов. В основу определения частей речи положен единый принцип —грамматическая форма слов (связь грамматического значения с грамматическим способом его выражения). Иными словами, принцип их изменяемости по родам, числам, падежам, лицам, наклонениям, временам и т. п.
В классификации частей речи авторы опирались на лингвистическую концепцию учёных Института русского языка им. В. В. Виноградова. В этой концепции части речи рассматриваются как грамматические классы слов.
Так, существительные — это слова, которые изменяются по падежам и числам. Этими формами словоизменения передаётся значение существительных — грамматическое значение предметности. Глаголы — это слова, которые изменяются по наклонениям и временам. Этими формами словоизменения передаётся общее значение глаголов — в них грамматически выражено значение процессуального признака.
Классификация частей речи, принятая в данном курсе, не во всём совпадает с традиционной школьной грамматикой. В тех случаях, когда мы имеем дело со спорными лингвистическими категориями, в учебнике всегда приводятся обе точки зрения. Приведём примеры очевидных расхождений.
Так, слова первый, второй, сто восемнадцатый выделяются в особый разряд порядковых прилагательных. Основанием для этого служат грамматические признаки этих слов — их изменяемость по падежам, числам и родам, способность согласовываться с существительными, к которым они относятся.
В отдельный грамматический класс не выделяются местоимения, поскольку у них нет общих грамматических признаков. Грамматически они все разные: одни местоимения изменяются как имена существительные (я, ты, кто, что, никто), другие — как прилагательные (мой, твой, этот, такой, каждый), третьи — как числительные (несколько, столько, сколько-нибудь). Местоименные слова разделены на местоименные существительные, местоименные прилагательные и местоименные числительные.
4. Фундаментом курса орфографии является фонемно-морфемный принцип. Фонема вводится прежде всего потому, что большинство правил, изучаемых в школе, фонемные. Фонемный принцип позволяет проверить 80 % орфографических трудностей в русском языке. На нём основано «главное» правило, отвечающее за правописание гласных и согласных в корне, правописание мягкого знака для обозначения мягкости согласных и т. п. Этот подход даёт учащимся возможность воспринимать русскую орфографию не как неупорядоченное нагромождение множества разных правил, а как систему правил, объединённых одним принципом — «буквой записываем фонему в сильной позиции». А так как фонема «живёт» в морфеме, сам принцип правильнее назвать фонемно-морфемным.
5. Введено понятие блока. К важнейшим понятиям, связанным с усвоением орфографии, относится понятие орфографического блока, т. е. буквосочетания, которое сохраняется в памяти как целостная единица, запоминается, распознаётся и воспроизводится на письме как целое. Например: жи-ши, ча-ща, оро-ра, оло-ла. Примерами семантико-синтаксических блоков являются причастные и деепричастные обороты.
6. Возбуждение познавательного интереса к предмету. Как известно, язык — это знаковая система, и преподаваемый в школе предмет адресован в основном левому полушарию. Вместе с тем в психологических исследованиях было показано, что, если обучение языку опирается только на абстрактно-логическое мышление, а эмоционально-образное мышление подавляется, это ведёт к расстройству нервного и физического здоровья. Усвоение абстрактного грамматического материала требует от ребёнка немалых усилий. Отсюда психологический барьер между возможностями школьника и «сухой», абстрактной системой изучения языка.
Своеобразие же информации, получаемой на уроке русского языка, состоит в том, что грамматические правила не захватывают эмоционально, не дают пищи для воображения. Объём новой информации, вводимой за один урок, невелик. Но на небольшой объём информации приходится значительное количество тренировочной работы, в результате чего возникает «информационный голод», ведущий к скуке.
Преодолеть эти трудности можно, только найдя пути мотивации обучения. Наиболее действенным из всех мотивов является познавательный интерес. В предлагаемом курсе заложены условия не только для возбуждения познавательного интереса, но и для его поддержания. Это тем более важно ещё и потому, что без решения проблемы познавательного интереса нельзя решить и проблему понимания.
В учебниках предусмотрены разные возможности создания интереса к обучению русскому языку, одной из которых является форма изложения материала, одновременно адресованная и к эмоционально-образному, и к абстрактно-логическому мышлению. «Сухие» грамматические понятия гораздо эффективнее усваиваются детьми, если их лингвистическое содержание воплощено в образной форме. Примерами «образной грамматики» являются образы предложений-«гусей» и предложений-«матрёшек», синтаксических «карликов» и «великанов», «границ» и «пограничников» между частями сложного предложения, «ошибкоопасного места» и многие др.
Лингвистические тексты в учебниках нового типа более объёмны, чем в традиционных. Это связано с психологическими закономерностями понимания и запоминания изучаемого материала. В психологических исследованиях показано, что для понимания того или иного учебного материала в тексте должна быть заложена не только существенная, но и избыточная информация. Эта информация, располагаясь вокруг существенной, должна также помогать созданию возбуждения и поддержания познавательного интереса. Познавательные тексты об истории письменности, экскурсы в историю слов, биографические рассказы о писателях и лингвистах, различные «лирические отступления», а также введение в учебник «перемен», позволяющих ребёнку отдохнуть и переключить деятельность, помогают решать эти задачи. Если в учебнике не учитываются закономерности понимания, школьники просто запоминают изучаемый материал, многократно читая его и пересказывая. В результате в их памяти остаётся «пустотелая словесная оболочка» учебного материала, а не его понимание. Кроме того, избыточная информация способствует лучшему запоминанию. Дело в том, что слишком сжатая экспресс-информация противоречит нормативам памяти: запоминание также требует избыточной информации.
Особую роль при работе с текстом играет развитие воображения (не только творческого, но и воссоздающего). Без него невозможно понимание и запоминание текста. Цель, которую ставили перед собой авторы курса, состоит в том, чтобы разбудить воображение у одних детей, развить, не дать ему угаснуть у других. Для этого в учебники вводятся специальные задания типа «Включите воображение», «Включите свой мысленный экран». (Подробнее о развитии воображения см. раздел «Основные требования к умениям и навыкам учащихся».)
7. Разработаны новые принципы создания текста учебника: во-первых, объяснительных текстов, включающих не только существенную, но и избыточную информацию; во-вторых, познавательных и художественных текстов заданий.
Тексты учебников позволяют решать следующие задачи:
- продолжить работу по совершенствованию навыков чтения;
- подготовить школьника-читателя, понимающего познавательные и художественные тексты, открытого к их эмоциональному и эстетическому восприятию, способного решать нравственные задачи собственными силами;
- закреплять лингвистические, пунктуационные и орфографические навыки;
- совершенствовать устную и письменную речь учащихся.
8. Обучение приемам работы с книгой. Построение курса на текстовой основе позволило решить одну из основных проблем современного образования — проблему понимания как учебного, так и художественного текста. В учебнике заложено обучение приёмам работы с книгой: работа с заголовком, умение выделять главную мысль (концепт) текста, составление плана, обучение различным видам пересказа, ведение диалога с текстом и т. д.
Вводятся ответы-ключи. Принципиально новой особенностью учебника является наличие ответов-ключей (приводятся в приложении к учебнику), к вопросам и заданиям. Ответы, таким образом, выполняют две функции:
1) позволяют школьнику, не дожидаясь учительского контроля, оценить качество своей работы. Это поддерживает интерес и формирует один из важнейших навыков, необходимых при выполнении любой работы — самоконтроль;
2) если же школьник самостоятельно не справился с заданием, то ответ помогает ему получить знания в готовом виде.
В данной программе изучение языка строится не по концентрам, а по принципу расширяющейся спирали. Спираль, в отличие от концентрических кругов, не прерывается, и именно в этом её преимущество и залог подлинной преемственности в передаче знаний. Это позволило создать систематический, целостный курс русского языка с 1-го по 9-й классы, состоящий из двух ступеней (1—4 кл., 5—9 кл.) Однако работу по новой программе можно начинать не только после прохождения курса начальной школы, но и с 5 класса, независимо от того, по какой программе шло обучение в 1—4 классах: учебники построены таким образом, что в них введена рубрика «В Стране Воспоминаний», в которой повторяется всё необходимое для изучения систематического курса русского языка в средней школе.
Структура курса определяется его целями и задачами, а также психолого-дидактическими закономерностями усвоения предмета.
Начало 5 класса рассматривается как переходный этап от младшего звена школы к среднему (основы синтаксиса простого и сложного предложения повторяются путём введения образов предложений-«гусей» и предложений-«матрёшек», синтаксических «карликов» и «великанов»). Поскольку в построении курса авторы идут от речи (синтаксиса) к слову, сразу после повторения пройденного учащиеся знакомятся с видами сказуемого. Это позволяет строить обучение языку на текстах, включающих предложения не только с простыми глагольными, но и составными глагольными и составными именными сказуемыми.
В 5 классе изучаются две основные единицы языка: фонема и морфема. Введение фонемы в школьный курс русского языка объясняет учащимся, «почему звуков — бесконечное множество, а букв гораздо меньше, почему не для всех звуков люди придумали буквы». Затем вводится понятие морфемы, изучаются правила написания корней и приставок. Большое внимание уделяется развитию видов памяти и развитию воображения.
В 6 классе представления учащихся о строении слова обогащаются обращением к разделу «Словообразование». В этом же разделе даётся правописание суффиксов разных частей речи. На новой ступени (новом витке спирали) изучаются такие части речи, как глагол, существительное и прилагательное, вводятся постоянные и непостоянные признаки этих частей речи, а также новые грамматические понятия (безличные глаголы, разносклоняемые существительные и др.). В разделе «Синтаксис и пунктуация» изучается словосочетание, виды подчинительной связи и второстепенные члены предложения.
В 7 классе после изучения простого предложения дается раздел «Слово в грамматике» (имя числительное, местоимение (местоименные существительные, местоименные прилагательные, местоименные числительные), наречие, категория состояния, причастие и деепричастие (последние рассматриваются как особые глагольные формы). Поскольку синтаксис и морфология в данном курсе органически переплетены, параллельно с изучением причастия и деепричастия вводится понятие обособления и изучаются (практически в полном объёме) обособленные члены предложения.
Традиционно сложный курс 7 класса разгружён за счёт перенесения в курс 8 класса раздела «Служебные части речи», органически связанного с синтаксисом.
Основа программы 8 класса — изучение сложного предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, классификация видов придаточных, типы подчинения).
В 9 классе содержание и структура программы определяются особым местом данного класса в системе лингвистического образования. Это завершающий основное общее образование этап, поэтому здесь повторяются, систематизируются и обобщаются все изученные ранее разделы русского языка, а кроме того, изучается самый трудный вид сложных предложений — бессоюзное предложение и сложные предложения с разными видами связи. Высвобожденное от изучения других видов сложных предложений время отводится на подготовку к итоговой аттестации, усиливается речевая направленность курса.
Структура и содержание программы предполагают гибкое её использование учителем. Распределение часов по разделам и темам примерное, поэтому оно может корректироваться учителем в зависимости от уровня обученности класса и хода усвоения учебного материала учащимися.