Чернова Зоя Гавриловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Комсомольская СОШ №1»
В последние годы происходят изменения в практике отечественного образования. Не остается без изменения ни одна сторона школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно- ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Этот метод позволяет решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. Поэтому выбор метода проектов продиктован не только временем, но и стремлением помочь школьникам учиться, самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни.
Проект является действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства учащихся, так как работа над проектом предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путём чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, участия в работе факультативов, лингвистических кружков, клубов любителей русского языка. Воспитание любви к русскому языку – ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо “язык – это жизнь” и “языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”. (К.Г. Паустовский). А любовь к родному языку воспитывается прежде всего через пробуждение у школьников интереса к предмету “Русский язык”, возникающего как на школьном уроке, так и во внеклассной работе.
В основе этого проекта лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся и умение ориентироваться в информационном пространстве, а также умение самостоятельно моделировать практический компьютерный материал для уроков русского языка.
Ознакомившись с имеющимися учебными компьютерными программами по русскому языку, было решено сделать свою программу. Современные коммуникационные технологии, средства информатики позволяют:
- повысить интерес учащихся к сложному предмету;
- самостоятельно при помощи компьютера повторять практический материал;
- с помощью игровых моментов учащиеся могут усвоить знания не по необходимости, а по желанию, заинтересованно;
- правильно, непринужденно уметь себя оценивать.
Известно, что уметь себя правильно оценить – это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.
Выбор темы проекта «Наречие» (пособие- практикум) обусловлен:
· актуальностью проблемы: учащиеся допускают ошибки в написании наречий, особенно слитного и раздельного;
· тем, что не умеют отличать наречия от других частей речи;
· необходимостью оптимизации изучения данной темы на уроках русского языка.
Проблема исследования заключается в том, что все случаи правописания наречий для учащихся трудны, так как нет достаточно четких способов их проверки, много исключений, большой объем материала для запоминания и малое количество времени для изучения в школьной программе. Важнейшим направлением является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические правила, важно добиваться, чтобы учащиеся понимали и запоминали их, могли иллюстрировать собственными примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Исходные теоретические положения:
· теория деятельностного подхода в обучении;
· принципы воспитывающего характера обучения;
· педагогика сотрудничества (работа в парах, в группах);
· системный подход.
Цель проекта: разработать современное пособие – практикум с игровыми заданиями по русскому языку с использованием компьютерных технологий по теме «Наречие».
Задачи: - использовать компьютерные технологии для создания пособия- практикума по русскому языку (тема «Наречие»);
- повысить интерес учащихся к предметам (русский язык, информационные технологии);
- дать возможность заниматься русским языком не только на уроке, но и дома;
- попробовать свои силы в разнообразных творческих заданиях (от увлекательной прогулки по городу Наречие, кроссворда, до практических заданий-тестов и модулей).
Учащиеся увидят результаты своей работы со всеми заданиями и смогут обратиться к своду правил по орфографии.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Результат нацелен на интересы учащихся в лучшем усвоении правил орфографии русского языка.
Ход работы
- Планирование и подбор необходимых источников информации.
- Просмотр компьютерных программ для изучения русского языка и учебника русского языка для 7-го класса.
- Выбор определенной темы и сбор необходимого теоретического материала по русскому языку.
- Обработка и систематизация собранной информации.
- Оформление результатов исследования.
- Апробация результата исследования на уроке русского языка в 7-ом классе.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап
· Выбор учебного предмета.
· Учебный мозговой штурм.
· Обоснование необходимости проведения компьютерного урока по выбранному учебному предмету.
· Выбор программных средств для разработки заданий (Microsoft Office Word, Excel, Power Point, Publisher, Visual Basic).
2. Организационный этап
· Составление плана работы.
3. Поисковый этап
- Сбор информации.
- Формирование банка идей.
4. Практический этап
- Разработка игрового материала.
- Подбор музыкального сопровождения.
- Озвучивание материала.
- Подбор и изготовление иллюстративного материала.
5. Проектно-оформительский этап
- Оформление практического материала.
- Разработка компьютерных заданий с использованием усвоенных программных средств.
6. Апробационный этап (Приложения 1-3)
· Проведение урока русского языка в 7 классе с использованием практического материала.
· Проведение урока информационных технологий в 7 классе с использованием компьютерных модулей и игр по русскому языку.
7. Получение продукта
- Редактирование разработанных компьютерных заданий.
- Занимательное практическое пособие по теме «Наречие».
Заключение
В итоге работы над проектом получилось пособие- практикум «Наречие», содержащее задания, направленные на усвоение морфологических признаков, синтаксической роли и правописания наречий как наиболее сложной темы в курсе русского языка.
Главное достоинство материалов – в доступности и занимательности. Большая часть заданий предложена в игровой, нестандартной форме, что способствует не только усвоению темы, но и развитию внимания, памяти, логического мышления, развивает речь и знакомит с элементами фольклора, строками из лучших произведений русских писателей. Пособие снабжено словарями различных типов: орфографическим, словарем наречий-синонимов, что позволит выработать навыки пользования справочными материалами. Красочные картинки-опоры способствуют формированию образного мышления, логики и развитию лингвистического воображения, являющегося необходимым условием развития творческих способностей учащихся.
Пособие-практикум можно адресовать как ученикам, так и учителям, которые найдут в нем интересный дидактический материал, разнообразные задания: красочно оформленные презентации, кроссворды, ребусы, тесты, контрольные работы, а также рабочую тетрадь. 
Пособие полезно при самостоятельной работе учащихся, желающих лучше изучить тему «Наречие», прочно усвоить основные правила его правописания и употребления, научиться отличать наречия от других частей речи, что подтверждается результатом исследования.
Неоценимую помощь материалы пособия-практикума окажут при подготовке учащихся к успешной сдаче Единого государственного экзамена.
Литература
1. Баранов, М.Т. и др. справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. 4-е издание – М.: 1988. – 288 с.
2. Баранов, М.Т., Григорян, Л.Т. и др. Русский язык 7-й класс.- М.: Просвещение, 1999. - 191с.
3. Березина, С.Н., Борисов Н.Н. Русский язык в схемах и таблицах: Учебное пособие. – М.: 2007. - 112 с.
4. Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: 2003. – 235 с.
5. Войлова, К.А. и др. Сборник диктантов для поступающих в вузы. – М.: 1990. – 287 с.
6. Волина, в. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. 336 с.
7. Волина, В. В. Учимся играя. – М., Новая школа, 1994. – 448 с.
8. Григорян, Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку. 2-е издание. – М.: 1988. – 207с.
9. Громов, С. А. Русский язык: 7 класс: Часть I. Грамматика. – М.: Ковчег, Московский Лицей, 1995. – 112 с.
10. Громов, С. А. Русский язык: 7-й класс: Часть II. Упражнения и контрольные работы. – М.: Ковчег, Московский Лицей, 1995. – 80 с.
11. Данилова, Л.Г., Станькова, А.А. Русский язык. Тесты и задания для поступающих в вузы. – М.: 1997. – 128 с.
12. Иванова, В.А. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. - Л.:Просвещение.1990. – 255 с.
13. Лидман – Орлова, Г.К. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 7 классе. –М.: Просвещение, 1990. – 176 с.
14. Ермакова, Г.А. Русский язык на концентрической основе. Пособие для учителя. – Чебоксары, 2006. – 368 с.
15. Ткаченко, Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. – М.:Рольф, Айрис-пресс. Ч.1.
256 с.
Практический материал
· «Наречие» (текстовый материал; презентационный материал по всем темам).
· Буклеты.
· Тесты.
· Контрольные работы.
· Дидактические материалы.
· Карточки.
· Опорные схемы.
· Алгоритмы.
· Таблицы.
· Кроссворды.
· Ребусы.
· Диктанты.
· Изложения.
· Сочинения по картине.
· Словари.
· Рабочая тетрадь.
Компьютерные модули (И1, И2, П1, П2, П3, К, К1, К2, К3) (Для этого нужно скачать и установить ОМС-плеер)
· Наречие как часть речи.
· Значение наречий.
· Степени сравнения наречий и прилагательного.
· Морфологический разбор наречия.
· Правописание наречий.
· Отрицательная частица НЕ.
· Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е.
· Отрицательные наречия.
· Буква Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.
· Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.
· Употребление наречий в речи.
Компьютерные игры
· Прогулка Винни- Пуха по городу Наречие.
· Пасьянс.
· Путешествие в страну Морфология.