Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Электронное пособие-практикум «НАРЕЧИЕ» (Из опыта работы Черновой З.Г., учителя русского языка и литературы МОУ «Комсомольская СОШ №1» Комсомольского района)

Чернова Зоя Гавриловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Комсомольская СОШ №1»

 

В последние годы происходят изменения в практике отечественного образования. Не остается без изменения ни одна сторона школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно- ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Этот метод позволяет решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. Поэтому выбор метода проектов продиктован не только временем, но и стремлением помочь школьникам учиться, самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни.

Проект является действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства учащихся, так как работа над проектом предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путём чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, участия в работе факультативов, лингвистических кружков, клубов любителей русского языка. Воспитание любви к русскому языку – ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо “язык – это жизнь” и “языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”. (К.Г. Паустовский). А любовь к родному языку воспитывается прежде всего через пробуждение у школьников интереса к предмету “Русский язык”, возникающего как на школьном уроке, так и во внеклассной работе.

 В основе этого проекта лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся и умение ориентироваться в информационном пространстве, а также умение самостоятельно моделировать практический компьютерный материал для уроков русского языка.

Ознакомившись с имеющимися учебными компьютерными программами по русскому языку, было решено сделать свою программу. Современные коммуникационные технологии, средства информатики позволяют:

  • повысить интерес учащихся к сложному предмету;
  • самостоятельно при помощи компьютера повторять практический материал;
  • с помощью игровых моментов учащиеся могут усвоить знания не по необходимости, а по желанию, заинтересованно;
  • правильно, непринужденно уметь себя оценивать.

Известно, что уметь себя правильно оценить – это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.

Выбор темы проекта «Наречие» (пособие- практикум) обусловлен:

·         актуальностью проблемы: учащиеся допускают ошибки в написании наречий, особенно слитного и раздельного;

·         тем, что не умеют отличать наречия от других частей речи;

·         необходимостью оптимизации изучения данной темы на уроках русского языка.

Проблема исследования заключается в том, что все случаи правописания наречий для учащихся трудны, так как нет достаточно четких способов их проверки, много исключений, большой объем материала для запоминания и малое количество времени для изучения в школьной программе. Важнейшим направлением является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические правила, важно добиваться, чтобы учащиеся понимали и запоминали их, могли иллюстрировать собственными примерами, овладевали способами применения правил на практике.

Исходные теоретические положения:

·         теория деятельностного подхода в обучении;

·         принципы воспитывающего характера обучения;

·         педагогика сотрудничества (работа в парах, в группах);

·         системный подход.

Цель проекта: разработать современное пособие – практикум с игровыми заданиями по русскому языку с использованием компьютерных технологий по теме «Наречие».

Задачи: - использовать компьютерные технологии для создания пособия- практикума по русскому языку (тема «Наречие»);

- повысить интерес учащихся к предметам (русский язык, информационные технологии);

- дать возможность заниматься русским языком не только на уроке, но и дома;

- попробовать свои силы в разнообразных творческих заданиях (от увлекательной прогулки по городу Наречие, кроссворда, до практических заданий-тестов и модулей).

Учащиеся увидят результаты своей работы со всеми заданиями и смогут обратиться к своду правил по орфографии.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Результат нацелен на интересы учащихся в лучшем усвоении правил орфографии русского языка.

Ход работы

  1. Планирование и подбор необходимых источников информации.
  2. Просмотр компьютерных программ для изучения русского языка и учебника русского языка для 7-го класса.
  3. Выбор определенной темы и сбор необходимого теоретического материала по русскому языку.
  4. Обработка и систематизация собранной информации.
  5. Оформление результатов исследования.
  6. Апробация результата исследования на уроке русского языка в 7-ом классе.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап

·         Выбор учебного предмета.

·         Учебный мозговой штурм.

·         Обоснование необходимости проведения компьютерного урока по выбранному учебному предмету.

·         Выбор программных средств для разработки заданий (Microsoft Office Word, Excel, Power Point, Publisher, Visual Basic).

2. Организационный этап

·         Составление плана работы.

3. Поисковый этап

  • Сбор информации.
  • Формирование банка идей.

4. Практический этап

  • Разработка игрового материала.
  • Подбор музыкального сопровождения.
  • Озвучивание материала.
  • Подбор и изготовление иллюстративного материала.

5. Проектно-оформительский этап

  • Оформление практического материала.
  • Разработка компьютерных заданий с использованием усвоенных программных средств.

6. Апробационный этап (Приложения 1-3)

·         Проведение урока русского языка в 7 классе с использованием практического материала.

·         Проведение урока информационных технологий в 7 классе с использованием компьютерных модулей и игр по русскому языку.

7. Получение продукта

  • Редактирование разработанных компьютерных заданий.
  • Занимательное практическое пособие по теме «Наречие».

Заключение

В итоге работы над проектом получилось пособие- практикум «Наречие», содержащее задания, направленные на усвоение морфологических признаков, синтаксической роли и правописания наречий как наиболее сложной темы в курсе русского языка. Главное достоинство материалов – в доступности и занимательности. Большая часть заданий предложена в игровой, нестандартной форме, что способствует не только усвоению темы, но и развитию внимания, памяти, логического мышления, развивает речь и знакомит с элементами фольклора, строками из лучших произведений русских писателей. Пособие снабжено словарями различных типов: орфографическим, словарем наречий-синонимов, что позволит выработать навыки пользования справочными материалами. Красочные картинки-опоры способствуют формированию образного мышления, логики и развитию лингвистического воображения, являющегося необходимым условием развития творческих способностей учащихся.

Пособие-практикум можно адресовать как ученикам, так и учителям, которые найдут в нем интересный дидактический материал, разнообразные задания: красочно оформленные презентации, кроссворды, ребусы, тесты, контрольные работы, а также рабочую тетрадь.

Пособие полезно при самостоятельной работе учащихся, желающих лучше изучить тему «Наречие», прочно усвоить основные правила его правописания и употребления, научиться отличать наречия от других частей речи, что подтверждается результатом исследования.

 

Неоценимую помощь материалы пособия-практикума окажут при подготовке учащихся к успешной сдаче Единого государственного экзамена.

 

Литература

1.      Баранов, М.Т. и др. справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. 4-е издание – М.: 1988. – 288 с.

2.      Баранов, М.Т., Григорян, Л.Т. и др. Русский язык 7-й класс.- М.: Просвещение, 1999. - 191с.

3.      Березина, С.Н., Борисов Н.Н. Русский язык в схемах и таблицах: Учебное пособие. – М.: 2007. - 112 с.

4.      Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: 2003. – 235 с.

5.      Войлова, К.А. и др. Сборник диктантов для поступающих в вузы. – М.: 1990. – 287 с.

6.      Волина, в. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. 336 с.

7.      Волина, В. В. Учимся играя. – М., Новая школа, 1994. – 448 с.

8.      Григорян, Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку. 2-е издание. – М.: 1988. – 207с.

9.      Громов, С. А. Русский язык: 7 класс: Часть I. Грамматика. – М.: Ковчег, Московский Лицей, 1995. – 112 с.

10.    Громов, С. А. Русский язык: 7-й класс: Часть II. Упражнения и контрольные работы. – М.: Ковчег, Московский Лицей, 1995. – 80 с.

11.    Данилова, Л.Г., Станькова, А.А. Русский язык. Тесты и задания для поступающих в вузы. – М.: 1997. – 128 с.

12.    Иванова, В.А. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. - Л.:Просвещение.1990. – 255 с.

13.    Лидман – Орлова, Г.К. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 7 классе. –М.: Просвещение, 1990. – 176 с.

14.    Ермакова, Г.А. Русский язык на концентрической основе. Пособие для учителя. – Чебоксары, 2006. – 368 с.

15.   Ткаченко, Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. – М.:Рольф, Айрис-пресс. Ч.1.

256 с.

 

Практический материал

·         «Наречие» (текстовый материал; презентационный материал по всем темам).

·         Буклеты.

·         Тесты.

·        Контрольные работы.

·         Дидактические материалы.

·         Карточки.

·         Опорные схемы.

·         Алгоритмы.

·         Таблицы.

·         Кроссворды.

·         Ребусы.

·         Диктанты.

·         Изложения.

·         Сочинения по картине.

·         Словари.

·         Рабочая тетрадь.

 

Компьютерные модули (И1, И2, П1, П2, П3, К, К1, К2, К3) (Для этого нужно скачать и установить ОМС-плеер)

·         Наречие как часть речи.

·         Значение наречий.

·         Степени сравнения наречий и прилагательного.

·         Морфологический разбор наречия.

·         Правописание наречий.

·         Отрицательная частица НЕ.

·         Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е.

·         Отрицательные наречия.

·         Буква Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

·         Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.

·         Употребление наречий в речи.

 

Компьютерные игры

·         Прогулка Винни- Пуха по городу Наречие.

·         Пасьянс.

·         Путешествие в страну Морфология.

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика