Чернова Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Комсомольская СОШ №2» Чувашской Республики
Урок русской литературы в 11 классе «Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась» по повести В.Распутина «Нежданно- негаданно».
В повести В.Распутина «Нежданно - негаданно» разговор пойдет о гуманности в обществе, в нашем государстве. «Природа людей рождает братьями и душа у всех одинакова». Нельзя общество считать гуманным, если в людях мало человечности, любви, простоты. Гуманность – это, прежде всего, человечность, отзывчивость.
Припасть к окну в чужую маету
И полюбить ее, пронзиться ею.
Иную жизнь почувствовать своею,
Ее восторг, и боль, и суету.
В.Кузьмина-Караваева.
Цели:
общие – побудить учащихся к размышлению над взаимоотношениями чужих друг другу людей по рассказу В.Распутина «Нежданно-негаданно», активизировать учащихся, вызвав интерес к теме;
частные – ответить на вопросы:
1) что вы вкладываете в понятие «гуманность»;
2) почему антигуманные отношения проявляются в обществе?
3) может ли гуманное отношение друг к другу принести счастье?
Структура урока:
1. Фаза: «Вызов интереса».
2. Фаза: «Осмысление» через погружение в текст.
3. Фаза: «Размышление». «Вывод».
Оформление урока:
1. Реквизит для инсценировки эпизода «Первая встреча с девочкой».
2. Стихотворения: Г.Горбовский «На вокзале», Ю.Друнина «Почему у одних жизнь прекрасна…», П.Реутский «Христиане».
Ход урока:
I.Фаза: «Вызов интереса».
1. Инсценировка эпизода «Первая встреча с девочкой».
Учитель представляет действующие лица: девочка 5-6 лет с ангельским личиком, «точно слетевшая из сказки», Сеня Поздняков – старый человек из деревни Заморы, Людмила – его дочь.
Стихотворение Ю. Друниной читается подготовлены учеником, последнюю строфу читает учитель:
Почему для одних жизнь прекрасна
И полна утешительных слов?
Для других тяжела и ужасна
И полна только горя и слез?
Почему же одним удается
Все удары судьбы обойти?
А другим ничего не дается
Без упорной и трудной борьбы?
Почему же судьба так жестока,
Что блаженство дает одному,
А другому страданье и горе,
Отчего ж это так? Почему?
3. Объявление темы и задачи урока.
- Несправедливо, правда? Ведь Сенека говорил: « Природа людей рожает братьями и душа у всех одинакова» . Хотелось бы сегодня на уроке найти причину такой несправедливости, жесткости. А может, и не судьба вовсе виновата, а мы сами?
- Скажите, можно ли назвать отношения между людьми в обществе нормальными?
Нет, так как нарушен закон гуманности.
- Поставим перед собой задачу – выяснить, что мешает людям наладить гуманные отношения между собой. Тема нашего урока: «Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась… » Поговорим сегодня о гуманности в обществе, в нашем государстве. Цель наша будет считаться выполненной, если анализ рассказа В. Распутина « Неожиданно- негаданно» поможет нам.
II. Фаза урока: « Погружение в тему. Осмысление» .
1.Работа над термином « гуманизм»
- Что такое гуманизм?
Гуманизм: - 1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности от идейного застоя феодализма и капитализма.
- Назовите черты гуманной личности:
Умение владеть собой
Доверие
Чуткость
Способность к сопереживанию
Снисходительность
Расположенность к другим
Доброжелательность
Милосердие
Способность к эмпатии ( сочуствие)
Ответственность
Готовность понять другого человека
Отзывчивость
Культура поведения
2. Аналитическая беседа по тексту.
- Кого из персонажей можно назвать в рассказе гуманным? Почему?
Гуманным человеком можно назвать Сеню Позднякова:
- для него характерно гуманное отношение к окружающим;
- его беспокоит то, что творится в городе, в обществе, в государстве;
- Сеня всегда и во всем проявляет чуткость (выбрасывает телевизор ради спасения комнатных растений);
- с добром относится к чужому, совершенно незнакомому ребенку, стараясь «растопить» в нем «застывшее сердечко».
Гуманным человеком можно назвать и жену Сени Позднякова – Галю, которая страдает вместе с Катей, переживает за нее, не зная, чем помочь девочке. Расставшись с Катей, «сдавленно, страшно, чужеголосо выкрикивает:
- Сеня! Сеня! Сеня!»
- А кого из героев рассказа нельзя считать гуманным?
Антигуманными людьми можно назвать: 1) многих жителей города, которые с равнодушием проходят мимо друг друга, не задумываются о несчастье других, о детях, которые остались без родителей; 2) мужика «в толстой кожаной куртке и с короткой стрижкой на голой голове…из горлохватов, из тех, кто любит идти напролом»; 3) Олега…Ахмета…»Там много было. Приезжали и уезжали», которые приносили горе другим, которые «стреляли в тетю Люсю…».
3. Разбор художественных приемов, используемых автором, которые помогают читателю увидеть гуманные и антигуманные отношения в обществе:
1) антигуманное отношение людей друг к другу в обществе автор показывает через описание местности, пейзажа. Докажите это примерами из текста.
2) Определение смысла названия рассказа.
Продолжение беседы.
Страшно, что в этом безумном мире можно предложить купить живого человека, беззащитного ребенка и делать вид, что ничего не произошло.
На вокзале.
Потерялась (или вовсе брошена?)
девочка притихшая, хорошая.
Личико чумазое, серьезное.
Белый день. Вокзал. Дитя бесхозное.
На груди у потеряшки – девочки
тряпочная кукла - самоделочка.
Рядовой милиции застенчиво
за руку, как мама, держит птенчика.
Он и сам еще не шибко взрослый – то,
страж румяный, свыше ей ниспосланный.
Водит по вокзалу, озирается:
может кто опомнится – признается?
…Но никто не вспомнил, к сожалению.
На вокзале люди – ошалелые.
Да и ни при чем тут люди – граждане:
есть свои ребеночки у каждого.
Глядя на беспомощную рожицу,
кто вздохнет, кто вздрогнет, кто поежится…
…Можно после виденного – здравствовать.
Пить в купе коньяк. Листать Некрасова.
Чтобы смочь до совести дотронуться –
перечислить сотню для детдомовцев.
Душ принять, Ругать себя по батюшке.
Можно все… Но чистым - не бывать уже.
… Колеблет тело зыбь рессорная.
Снится мне малышка беспризорная.
В душу мне глядит глазами сонными
на руках у мальчика с погонами…
- Разве человек может быть предметом купли-продажи? Почему тетя Люся «взялась детишками торговать? Коммерцию, что - ли, такую открыла?»
- Оправдываете ли вы этот поступок тети Люси?
- Итак, девочка оказывается в деревне у стариков. Какой мы ее видим в первые дни?
- Какие изменения в Кате постепенно происходят? И может ли гуманное отношение к человеку принести счастье?
III. Заключение урока.
1.Да, мир жесток! И невольно вспоминаются строки из стихотворения П.И.Реутского, которые обращены именно к таким людям.
Христиане.
О, христиане, христиане,
Святые слуги и отцы,
В каком классическом романе
Вы благороднее овцы?
И не народ, а просто паства,
Извечно в дырочки сопя,
Не заслужив земного царства,
В небесном мыслите себя.
Собранье нравственных уродов,
Христос, взгляни на свой народ.
Здесь жены избегают родов,
Древнейший прекращая род.
Теперь достоинство мужчины –
Разбой, обман и воровство.
Они уходят без причины,
Они плюют на божество.
И твой народ, поддавшись зелью,
Уже приемлет только кнут.
Христос, не приходи на землю.
Они опять Тебя распнут!
2.Вывод по уроку.
- Нельзя общество считать гуманным, если в людях мало человечности, любви, простоты. Что бы вы хотели посоветовать людям, чтобы они проявляли гуманность по отношению друг к другу? Каким должен быть гуманный человек?
Жили в ладу с совестью, уважительно относились друг к другу, любили.
Гуманный человек не тот, кто, видя человеческую боль, проходит, а тот, кто приходит на помощь в трудную минуту.
Гуманность – это. Прежде всего, человечность, отзывчивость.
3.Составление кластера «Гуманное отношение в обществе».
Примерный кластер:
Помогайте!
Любите!
Жалейте!
Вдохновляйте друг друга в пути!
Не жалейте добра,
не жалейте!
Распахните сердца для людей!
4. Рефлексия. Рассуждение учащихся о своем внутреннем мире, о доброте. Представление своих мыслей в рисунках, символах…
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ