Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Урок русской литературы в 11 классе «Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась» (Из опыта работы Черновой Г.А., учителя русского языка и литературы МОУ «Комсомольская СОШ №2» Чувашской Республики)

Чернова Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Комсомольская СОШ №2» Чувашской Республики

 

Урок русской литературы в 11 классе «Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась» по повести В.Распутина «Нежданно- негаданно».

В повести В.Распутина «Нежданно - негаданно» разговор пойдет о гуманности в обществе, в нашем государстве. «Природа людей рождает братьями и душа у всех одинакова». Нельзя общество считать гуманным, если в людях мало человечности, любви, простоты. Гуманность – это, прежде всего, человечность, отзывчивость.

 

 

 Припасть к окну в чужую маету

 И полюбить ее, пронзиться ею.

 Иную жизнь почувствовать своею,

 Ее восторг, и боль, и суету.

 В.Кузьмина-Караваева.

 

Цели:

общие – побудить учащихся к размышлению над взаимоотношениями чужих друг другу людей по рассказу В.Распутина «Нежданно-негаданно», активизировать учащихся, вызвав интерес к теме;

частные – ответить на вопросы:

1)       что вы вкладываете в понятие «гуманность»;

2)       почему антигуманные отношения проявляются в обществе?

3)       может ли гуманное отношение друг к другу принести счастье?

Структура урока:

1.        Фаза: «Вызов интереса».

2.        Фаза: «Осмысление» через погружение в текст.

3.        Фаза: «Размышление». «Вывод».

Оформление урока:

1.        Реквизит для инсценировки эпизода «Первая встреча с девочкой».

2.        Стихотворения: Г.Горбовский «На вокзале», Ю.Друнина «Почему у одних жизнь прекрасна…», П.Реутский «Христиане».

 Ход урока:

I.Фаза: «Вызов интереса».

1. Инсценировка эпизода «Первая встреча с девочкой».

Учитель представляет действующие лица: девочка 5-6 лет с ангельским личиком, «точно слетевшая из сказки», Сеня Поздняков – старый человек из деревни Заморы, Людмила – его дочь.

Стихотворение Ю. Друниной читается подготовлены учеником, последнюю строфу читает учитель:

 Почему для одних жизнь прекрасна

 И полна утешительных слов?

 Для других тяжела и ужасна

 И полна только горя и слез?

 Почему же одним удается

 Все удары судьбы обойти?

 А другим ничего не дается

 Без упорной и трудной борьбы?

 Почему же судьба так жестока,

 Что блаженство дает одному,

 А другому страданье и горе,

 Отчего ж это так? Почему?

3. Объявление темы и задачи урока.

 - Несправедливо, правда? Ведь Сенека говорил: « Природа людей рожает братьями и душа у всех одинакова» . Хотелось бы сегодня на уроке найти причину такой несправедливости, жесткости. А может, и не судьба вовсе виновата, а мы сами?

 - Скажите, можно ли назвать отношения между людьми в обществе нормальными?

 Нет, так как нарушен закон гуманности.

 - Поставим перед собой задачу – выяснить, что мешает людям наладить гуманные отношения между собой. Тема нашего урока: «Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась… » Поговорим сегодня о гуманности в обществе, в нашем государстве. Цель наша будет считаться выполненной, если анализ рассказа В. Распутина « Неожиданно- негаданно» поможет нам.

II. Фаза урока: « Погружение в тему. Осмысление» .

1.Работа над термином « гуманизм»

 - Что такое гуманизм?

Гуманизм: - 1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности от идейного застоя феодализма и капитализма.

- Назовите черты гуманной личности:

 Умение владеть собой

 Доверие

 Чуткость

 Способность к сопереживанию

 Снисходительность

 Расположенность к другим

 Доброжелательность

 Милосердие

 Способность к эмпатии ( сочуствие)

 Ответственность

 Готовность понять другого человека

 Отзывчивость

 Культура поведения

2. Аналитическая беседа по тексту.

 - Кого из персонажей можно назвать в рассказе гуманным? Почему?

 Гуманным человеком можно назвать Сеню Позднякова:

 - для него характерно гуманное отношение к окружающим;

 - его беспокоит то, что творится в городе, в обществе, в государстве;

 - Сеня всегда и во всем проявляет чуткость (выбрасывает телевизор ради спасения комнатных растений);

 - с добром относится к чужому, совершенно незнакомому ребенку, стараясь «растопить» в нем «застывшее сердечко».

 Гуманным человеком можно назвать и жену Сени Позднякова – Галю, которая страдает вместе с Катей, переживает за нее, не зная, чем помочь девочке. Расставшись с Катей, «сдавленно, страшно, чужеголосо выкрикивает:

 - Сеня! Сеня! Сеня!»

 - А кого из героев рассказа нельзя считать гуманным?

 Антигуманными людьми можно назвать: 1) многих жителей города, которые с равнодушием проходят мимо друг друга, не задумываются о несчастье других, о детях, которые остались без родителей; 2) мужика «в толстой кожаной куртке и с короткой стрижкой на голой голове…из горлохватов, из тех, кто любит идти напролом»; 3) Олега…Ахмета…»Там много было. Приезжали и уезжали», которые приносили горе другим, которые «стреляли в тетю Люсю…».

3. Разбор художественных приемов, используемых автором, которые помогают читателю увидеть гуманные и антигуманные отношения в обществе:

 1) антигуманное отношение людей друг к другу в обществе автор показывает через описание местности, пейзажа. Докажите это примерами из текста.

 2) Определение смысла названия рассказа.

Продолжение беседы.

Страшно, что в этом безумном мире можно предложить купить живого человека, беззащитного ребенка и делать вид, что ничего не произошло.

 На вокзале.

 Потерялась (или вовсе брошена?)

 девочка притихшая, хорошая.

 Личико чумазое, серьезное.

 Белый день. Вокзал. Дитя бесхозное.

 На груди у потеряшки – девочки

 тряпочная кукла - самоделочка.

 Рядовой милиции застенчиво

 за руку, как мама, держит птенчика.

 Он и сам еще не шибко взрослый – то,

 страж румяный, свыше ей ниспосланный.

 Водит по вокзалу, озирается:

 может кто опомнится – признается?

 …Но никто не вспомнил, к сожалению.

 На вокзале люди – ошалелые.

 Да и ни при чем тут люди – граждане:

 есть свои ребеночки у каждого.

 Глядя на беспомощную рожицу,

 кто вздохнет, кто вздрогнет, кто поежится…

 …Можно после виденного – здравствовать.

 Пить в купе коньяк. Листать Некрасова.

 Чтобы смочь до совести дотронуться –

 перечислить сотню для детдомовцев.

 Душ принять, Ругать себя по батюшке.

 Можно все… Но чистым - не бывать уже.

 … Колеблет тело зыбь рессорная.

 Снится мне малышка беспризорная.

 В душу мне глядит глазами сонными

 на руках у мальчика с погонами…

 - Разве человек может быть предметом купли-продажи? Почему тетя Люся «взялась детишками торговать? Коммерцию, что - ли, такую открыла?»

 - Оправдываете ли вы этот поступок тети Люси?

 - Итак, девочка оказывается в деревне у стариков. Какой мы ее видим в первые дни?

 - Какие изменения в Кате постепенно происходят? И может ли гуманное отношение к человеку принести счастье?

III. Заключение урока.

 1.Да, мир жесток! И невольно вспоминаются строки из стихотворения П.И.Реутского, которые обращены именно к таким людям.

                                     Христиане.

 О, христиане, христиане,

 Святые слуги и отцы,

 В каком классическом романе

 Вы благороднее овцы?

 И не народ, а просто паства,

 Извечно в дырочки сопя,

 Не заслужив земного царства,

 В небесном мыслите себя.

 Собранье нравственных уродов,

 Христос, взгляни на свой народ.

 Здесь жены избегают родов,

 Древнейший прекращая род.

 Теперь достоинство мужчины –

 Разбой, обман и воровство.

 Они уходят без причины,

 Они плюют на божество.

 И твой народ, поддавшись зелью,

 Уже приемлет только кнут.

 Христос, не приходи на землю.

 Они опять Тебя распнут!

2.Вывод по уроку.

 - Нельзя общество считать гуманным, если в людях мало человечности, любви, простоты. Что бы вы хотели посоветовать людям, чтобы они проявляли гуманность по отношению друг к другу? Каким должен быть гуманный человек?

 Жили в ладу с совестью, уважительно относились друг к другу, любили.

 Гуманный человек не тот, кто, видя человеческую боль, проходит, а тот, кто приходит на помощь в трудную минуту.

 Гуманность – это. Прежде всего, человечность, отзывчивость.

3.Составление кластера «Гуманное отношение в обществе».

Примерный кластер:

 Помогайте!

 Любите!

 Жалейте!

 Вдохновляйте друг друга в пути!

 Не жалейте добра,

 не жалейте!

 Распахните сердца для людей!

4. Рефлексия. Рассуждение учащихся о своем внутреннем мире, о доброте. Представление своих мыслей в рисунках, символах…

 

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика