Свинина Е. С. учитель русского языка и литературы
высшей кв. категории МОУ « Комсомольская СОШ №1».
1) Возникновение и распространение технологии
Слайд №2. Технология РКМЧП была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума «За демократическое образование». С 1996г. технология распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.
Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. Несмотря на то, что в России технология распространяется с 1997года, основным источником о ней по-прежнему остается Интернет, у технологии есть официальный сайт – сайт международного журнала «Перемена».
2) РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов: Слайд №3
Ø умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
Ø пользоваться различными способами интегрирования информации;
Ø задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
Ø решать проблемы;
Ø вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
Ø выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
Ø аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
Ø способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
Ø брать на себя ответственность;
Ø участвовать в совместном принятии решения;
Ø выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
Ø умение сотрудничать и работать в группе и др.
3) Базовая модель РКМЧП- Слайд №4
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Фаза вызова (evocation)
Фаза реализации смысла (realization of meaning)
Фаза рефлексии (reflection)
Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?»
Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.
Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.
Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов. Следование структуре урока, прохождение по трем стадиям мыслительной деятельности и учителем, и учеником кардинально влияет на склад ума обеих сторон. Слайд № 5. Приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.
4) Приемы работы по РКМЧП
1. Слайд № 6. Воспринимаем информацию. Для развития умения воспринимать информацию возможно использование приемов «Знаю – хочу узнать – узнал», «Продвинутая лекция», «Зигзаг». Как правило, у школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Приемы «Знаю – Хочу узнать – Узнал», «Продвинутая лекция», «Зигзаг» помогают преодолеть эти трудности.
Слайд № 7. Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Слайд № 8. Прием «Продвинутая лекция» - это активное слушание. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии– идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем – в классе. Использование этого приема позволяет превратить рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.
Слайд № 9. Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.
Слайд № 10. Прогнозируем. Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Слайд № 11. Работаем с текстом. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT», «Двойной дневник», «Составление кластера».
Слайд № 12. При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы.
Слайд № 13. Чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, использую прием «Чтение с пометками», позволяющий информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную.
Слайд № 14. Прием «Двойной дневник» устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении. По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.
Слайд № 15. Кластер – графический систематизатор, схема.
Слайд № 16. Задаем вопросы: приемы «Толстые и тонкие вопросы».
«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Слайд № 17. Учимся творчески интерпретировать информацию.Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:
· ▪ Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
· ▪ Какие предположения подтвердились?
· ▪ Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир. Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Составление телеграммы»
Слайд № 18. Эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
Слайд № 19. Синквейн- самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание. После изучения пьесы А. Островского «Гроза» ученица 10 класса составила о главной героине такой синквейн:
Катерина.
Вольнолюбивая, протестующая.
Любит, страдает, верует.
Страшный вызов самодурной силе.
Луч света.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Слайд № 20. Ресурсы Интернета, накопленный материал.
· Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»
· http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
· Материалы уроков Фестиваля педагогических идей
· http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
· Газета «Первое сентября»
· http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70
· Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
· С.В.Столбунова. Лекция №1. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо».
· И.Васюта, А.Махотина «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы».
· Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»:
· «Пишите письма на уроке!», «Уроки с о глядкой».
· Н. Купарадзе. Об одном методе развивающем критическое мышление.
· Гамзина Ольга Викторовна . Развитие критического мышления на уроках химии.
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ