Сусметова Татьяна Федоровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Байглычевская общеобразовательная школа» Яльчикского района
Знаешь правильный ответ, на «отлично» написал бы, а выразить его на русском языке устно боишься? Сидит в тебе маленький человечек и пугает, что тебя осмеют и будут после издеваться, ведь нет гарантии, что ты где-то не допустишь ошибку?
Это состояние знакомо почти каждому ученику нерусской школы. И я, чуваш по национальности, очень боялась устной русской речи. Сочинения и изложения учитель зачитывал в классе и ставил в пример другим, но когда доходила очередь ответить устно, колени дрожали, язык заплетался. А как трудно было на первом курсе филологического факультета!..
С первого урока в сентябре 1991 года, когда пришла в Байглычевскую среднюю школу в качестве учительницы русского языка, поняла, что это не только мои трудности. Встал вопрос: как «заставить» заговорить детей на русском (неродном) языке? Что же мешает ребенку другой национальности, прекрасно понимающему чужую речь, обладающему большим словарным запасом, говорить на другом языке свободно?
Согласитесь, обучение детей вне языковой среды – это долгий и непрерывный процесс. Недостаточны только уроки русского языка и литературы, необходима беспрерывная тренировка, живое общение. За многолетний труд учителя языка и литературы я выработала свою систему развития устной речи, которая дает определенные результаты.
Первый наглядный пример, образец звучащей речи для учащихся — живое слово учителя. В начальных классах дети в основном слышат речь одного учителя, но с 5-го класса они начинают сравнивать язык учителей разных предметов. Манере и стилю учительского рассказа подражают, улавливая особенности интонации, понравившиеся слова и выражения. Это подражание в 5-м классе более осознанно, нежели в начальной школе: появляется внимание детей к точному, интонационно богатому, содержательному и выразительному слову.
Выбирая наиболее приемлемую форму изложения в зависимости от темы, я стремлюсь сделать свой рассказ максимально эмоциональным и наиболее верно подводящим к теме. Например, можно по-разному начать рассказ о Лермонтове перед изучением «Бородино»:
«М. Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Детство его прошло в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой...» Или:
«Шел 1814 год… Русские войска возвращались из-за границы и вступали в спаленную пожаром Москву. Гремела музыка, развевались закопченные в дыму сражений знамена...
В это самое время, когда Москва, ликуя, встречала победителей, в маленьком доме у Красных ворот в ночь на 15 октября 1814 года в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил...»
Очень важен пример учителя и в формулировке вопроса, ответа, короткой, но ясной и четкой рецензии по поводу прочитанного или рассказанного. К сожалению, устные рецензии учителя иногда сводятся к следующему: «Не очень выразительно прочитал, садись, три». В чем его ошибка или ошибки, ученик так и не выяснил.
Необычайно важной стороной совершенствования устной речи учащихся являются упражнения по выразительному чтению художественных произведений, постепенное усложнение и разнообразие этих упражнений. Например: «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (выразительно прочитайте вслух отрывок, к которому относится рисунок. Прочитайте, как рассказывается... о трех сражениях Ивана — крестьянского сына) — задание настраивает на подготовку чтения фрагментов сказки, выборочное чтение.
Неотъемлемой частью работы учителя литературы на каждом из уроков является словарная работа. Она проводится и во время рассказа самого учителя, включающего трудные слова в ткань повествования, и во время чтения статей о писателях, и во время анализа художественного произведения или пересказов учащихся.
Проводя словарную работу, необходимо различать слова активной и пассивной лексики. Например, слова, которые нужно объяснить (тролль, сочельник, рогатка, стречка и др.), чтобы был понят смысл прочитанного, и слова, которые могут быть введены в активную речь (затужили, своенравна, мимоходом, студеная пора и др.), требуют различного подхода. Первая группа слов нуждается только в объяснении, вторая — в дополнительных упражнениях (введение в предложение, в пересказ, рассказ и др.).
Таким образом, словарная работа, направленная на обогащение лексики учащихся, теснейшим образом связана с работой над словом во время анализа текстов литературного произведения.
Художественные тексты, изучаемые в школе, дают неисчерпаемые возможности для упражнений учащихся в пересказах, т. е. для упражнений в монологической связной речи.
Виды пересказов хорошо известны учителю: свободный (как запомнилось; самый простой для учащихся), художественный (с сохранением максимума из прочитанного текста, цитированием, передачей некоторых диалогов, правильным интонированием и др.), выборочный, краткий, от другого лица. Любой из перечисленных пересказов можно использовать при изучении любого произведения (кроме стихотворного).
Эффективно применение картин и иллюстраций. Подбирая текст к иллюстрации, рассказывая о впечатлении, которое она производит, сопоставляя ее с другой иллюстрацией, школьникам приходится отвечать на вопросы, формулировать ответы, пересказывать текст, следовательно, совершенствовать устную речь.
К сожалению, не всегда время, да и сам материал, позволяют учителю провести работу по развитию и закреплению навыков устной речи учащихся в 5-м классе на обычных уроках литературы. Необходимо некоторое количество часов, специально отведенных для развития устной речи школьников. В старших классах эту роль выполняют факультативы, в средних — повторительные уроки после изучения той или иной темы, того или иного раздела.
Вот несколько вариантов хода каждого из таких уроков: отрабатывается навык пересказывания, постепенно от урока к уроку усложняя виды пересказов, один урок целиком посвящается словарной работе, основанной на изученных текстах, другой — диалогической речи, третий — пересказам, четвертый — рассказам. Возможны и другие виды уроков, однако все они подчинены единой цели: проверить, насколько развивается у учащихся вкус к художественному слову, проследить, как формируется навык составления вопросов и ответов, навык владения различными видами пересказов и рассказов, навык выразительного чтения стихотворного и прозаического текстов.
Я стремлюсь к тому, чтобы многогранная работа, проводимая на каждом уроке литературы, закреплялась и поддерживалась специальными уроками развития устной речи.
Развивая речь ребёнка, необходимо обращать внимание на то, чтобы речь не отрывалась от мысли, была содержательной, ясной, по возможности точной, чтобы за словом стояло представление или понятие. Развивать речь - значит, развивать мышление, формировать взгляды, создавать самого человека. Речь не возникает сама по себе, она всегда является составной частью общения, оно в свою очередь сочетается с какой-то другой деятельностью: практической, познавательной, игровой, творческой и т.п.
Я абсолютно убеждена, что во главу каждого урока русского языка нужно поставить развитие разговорной речи. Эту идею я позаимствовала в Интернете. Учитель Кудрявцева П.П. из г.Майкопа писала, что ее ученики привыкли, что учитель, войдя в класс и сказав несколько слов о цели урока, называет тему устных выступлений и 15 минут урока отводит развитию речи. Идея мне очень понравилась. В течение целого года я проводила эксперимент. Польза очевидна: дети учатся свободно, экспромтом высказывать собственное мнение по любому вопросу, существенно обогащается их словарный запас, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, идет процесс познания самих себя, постижение нравственных понятий и моральных ценностей. А какая возможность работы учеников над орфоэпией, акцентологией, фразеологией, лексикой, синтаксисом. Темы устных выступлений связываю с темой урока ( в плане грамматическом).
1.Мой класс.
2. Рассвет… Открываю глаза…
3. Когда мама училась в школе.
4. Очень страшная (смешная, грустная) история.
5. Моя мечта.
6. Я слушаю осень…
7. Интересный урок.
8. Есть такие мальчики (девочки).
9. Какая музыка мне нравится и почему?
10. И это все о предлоге (о любой части речи).
11. Однажды я увидела картину…(побывала на выставке..)
12. Моя встреча с прекрасным.
13. Как хорошо, что есть каникулы.
14. Моя любимая телепередача.
15. Интересная поездка.
16. Любимая игра (игрушка)
17. Учебник, который мне больше всего нравится.
18. "Братья меньшие".
19. Этот человек привлек мое внимание.
20. Мы идем в поход.
21. Уроки физкультуры - уроки здоровья.
22. Моя первая учительница.
23. Как прошел выходной день.
24. Моя первая книжка.
25. Воспоминание о раннем детстве.
26. Праздники в моей жизни (семейные праздники).
27. Чем мне нравится …(зима, весна, лето, осень).
28. Эту передачу я считаю полезной (вредной)
29. Я вспоминаю уходящий учебный год.
30. Лучшие мультфильмы.
31. Любимая сказка.
32. О близких мне людях.
33. Что я люблю и чего я не люблю.
34. Памятный Новый год.
35. Давайте говорить друг другу комплименты…
36. Какую профессию я выбираю и почему.
37. Мое свободной время.
38. Мой друг (подруга, друзья).
39. День рожденья.
40. Книги в моей жизни.
41. Что я знаю о Великой Отечественной войне и ее героях.
42. За что я люблю свой город.
43. Достопримечательности города.
44. Наш городской парк.
45. Наш школьный музей.
46. Что мне известно из истории школы.
В 7-9 классах заменяю эти темы на более сложные, проблемные. Подросткам нравится рассуждать, спорить, доходить до сути в любом вопросе. В этом плане удобно работать с письмами старшеклассников (журнал "МЫ", "Ровесник" и другие). Можно просто задать вопрос:
1.Девушка в армии. Допустимо ли это?
2.
1. Как стать обаятельным человеком?
2. Человек в экстремальной ситуации. Каков он?
3. Беженцы… Откуда они? Кто такие? Как им помочь?
4. "Малая родина"… Надо ли ее знать?
5. Как жить, чтобы и себе хорошо, и людям около тебя тепло?
6. Современная армия. Какая она? Какой ей быть?
7. Девичьи проблемы. Можно ли их избежать?
8. Проблемы нашей школы. Как их решить?
9. Какие мы? Всегда ли поступаем порядочно?
10. Что вы думаете о 12-летнем курсе обучения в школе?
11. Престижно ли сейчас учиться?
12. Мое мнение о современных музыкальных группах.
Безусловно, активное общение на русском языке с родителями ускорило бы процесс оживления речи ребенка, однако ждать помощи со стороны взрослых нет смысла: больше половины взрослого населения в глубинке не владеют этой речью или говорят на ломаном русском. Поэтому эффективным при формировании навыков устной речи помимо урочной деятельности является, на мой взгляд, общение во время перемен, внеклассных занятий и мероприятий (в первое время даже принудительное) на русском языке.
На первом занятии в сентябре (когда дети меня еще не знают) перед детьми ставлю условие: где бы они меня ни видели: в школе, на улице, дома – ребята должны со мною общаться на русском. Почему? А потому, что русский язык является родным для 170 млн. человек и 350 млн. человек его понимают. Таким образом, он является четвертым самым распространенным языком в мире. Русский язык является языком общения более 160 народов и национальностей России. Сейчас за рубежом проживает около 30 миллионов человек, для которых русский язык является родным. Кроме того 180 миллионов изучают русский. Таким образом, он является языком глобального общения.
Обоснование важности изучения языка тоже имеет немаловажное значение. Это помогает подключить детей к своеобразной игре, в которую (будто бы) играем только мы. Договариваемся друг над другом не смеяться, если даже допущена ошибка, а корректно поправлять товарища. Дается установка на то, что мы учимся зыку и во внеурочное время. Это действительно помогает. Каждодневная работа на уроках, мероприятия на неродном языке, языковые разговорные и театральные блоки на кружковых занятиях, беседы-игры по истории культуры России, специальные игры и занятия, основанные на диалоге, а не на монологе преподавателя… Дети становятся раскрепощенные. Они воспринимают это как игру и втягиваются настолько, что начинают общаться между собой на русском! Если это произошло, значит, результат налицо: русский язык стал вторым родным языком.