Михалева М.В., Протасова Н.А., учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №2» г.Чебоксары
ЦЕЛИ:
1. Формирование гуманного отношения к обездоленным людям, стремления делать добро всякому, способности сострадания, способности откликаться на чужую боль.
2. Формирование качеств, способствующих развитию диалектического мировоззрения, необходимого для ориентации в мире, способности к быстрой адаптации к непрерывным социальным изменениям;
3. Закрепление умения вести дискуссии, преодоление нравственного максимализма.
4. Развитие навыков монологической и диалогической речи.
ОФОРМЛЕНИЕ:
1. Презентация, воспроизводимая с помощью мультимедийного оборудования.
2. Интерактивная доска
3.Видеофильм
4.Карточки с вопросами к диспуту.
… Ибо некуда было идти. Понимаете ли, понимаете ли вы, … что значит, когда уже некуда больше идти? Нет! Этого вы еще не понимаете…
Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание»
ХОД ДИСПУТА.
(Участники диспута рассаживаются полукругом).
1 слайд.
Ведущий. Уважаемые старшеклассники! Уважаемые гости! Сегодня мы проводим урок-диспут «Обездоленные люди: судьба или стечение обстоятельств?» по пьесе А.М.Горького «На дне» и выясним, существуют ли такие люди сегодня. Поговорим, подумаем, поспорим. Диспут предполагает спор, столкновение иногда прямо противоположных точек зрения, а в споре рождается истина.
2 слайд.
Цели нашего урока-диспута.
3 слайд.
Диспут имеет свои законы, соблюдать их должны как участники, так и гости.
ЗАКОНЫ ДИСПУТА
1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.
2.Неуместные шутки запрещаются!
3. Острое, меткое слово приветствуется!
4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.
5. Будь тактичным, искренним, взаимно вежливым и принципиальным.
Поднятая рука – прошу слова.
4 слайд.
Ведущий. Пьеса «На дне» была написана А.М.Горьким в 1902 году для Московского Художественного театра. Вначале пьеса была запрещена цензурой, и лишь после долгих хлопот ее разрешили, да и то потому только, что цензура была убеждена в провале спектакля. Пьеса была поставлена и имела потрясающий успех. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, т.е. людей отверженных, опустившихся на «дно» жизни.
А что такое, по-вашему, «дно» жизни? (Обсуждение)
(Дно – это крайняя степень падения. Ситуация безысходности, тупика, сравнимая с той, о которой Мармеладов Достоевского с горечью говорил – «когда некуда больше идти»).
5,6,7,8,9,10,11 слайды
Ребята, посмотрите на персонажей пьесы.
Давайте выясним род занятий каждого из них.
( Здесь представлены все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пепел, алкоголик Актер. Всех уравнивает положение отбросов общества. Их возраст от 20 до 45 лет. Однако их жизнь почти закончена.)
Чем занимались, кем были герои до ночлежки?
( Почти все из них имели определенный жизненный статус. Сатин попал «на дно» после того как отсидел в тюрьме за убийство, Барон разорился; Клещ потерял работу; Бубнов ушел из дома «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника; Актер спился, «пропил душ… погиб»; судьба Пепла была предопределена уже при его рождении: «Я – сызмальства – вор…все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька ).
12 слайд
О чем мечтают герои?
Почему герои не разбегаются из ночлежки? (Обсуждение)
( Потому что выжить сообща легче, они чувствуют себя людьми среди себе подобных ).
Итак, ребята, обратившись к изображению жизни городских низов Горький затронул актуальную проблему наших дней – проблему обездоленных людей, людей, которые в силу различных причин оказались на улице, оказались выброшенными за борт человеческой жизни.
13 слайд
Как их сейчас называют?
14 слайд
А сегодня по какой причине люди могут оказаться на «дне»?
(Обсуждение)
Это их судьба или так сложились обстоятельства?
(Обсуждение)
15 слайд
Как вы понимаете русскую пословицу « От тюрьмы и от сумы не зарекайся»?
16 слайд
А что нужно сделать для того, чтобы не оказаться «на дне»?
(Необходимо иметь концепцию жизни, предъявлять требования к себе и к своей жизни).
Что вы понимаете под выражением «концепция жизни» ?
(Обсуждение)
А если человек не предъявляет требований к себе, не планирует жизнь, проявляет слабохарактерность, он неминуемо оказывается выброшенным за борт человеческой нормальной жизни.
17 слайд
Трагическая история тому подтверждение.
Евгений Никандров – солист балета, блистал на сцене, его любили, им восхищались.
Коллеги говорят, что это был очень талантливый и удивительно светлый человек. С 10 лет Евгений начал заниматься балетом, а в 22 года - Заслуженный артист Чувашской АССР.
Неустроенность в жизни, безработица, разрыв с семьей привели его на улицу. Последние 5 лет Евгений Никандров провел в подвале, в обществе таких же, как он, отверженных.
Умер от отравления суррогатом.
А как общество относится к подобным людям, т.е. к обездоленным?
(Обсуждение)
А как лично вы относитесь к ним?
(Обсуждение)
Ни для кого из вас не секрет, что Интернет буквально наводнен видеороликами об издевательствах над бомжами. Это дело рук подростков, ваших сверстников.
Чем можно объяснить подобную жестокость?
(Обсуждение)
Подводя итог сказанному, мы должны признать, что эти обездоленные люди выброшены из жизни в силу определенных жизненных обстоятельств, и, если человек споткнулся, выбился из колеи, мы должны относиться к этому с пониманием, по-людски, по-человечески, проявлять милосердие. С каждым может случиться эта беда.
Сегодня мы обсудили актуальнейшую проблему современности – проблему обездоленных людей, надеемся, что никто не остался равнодушным. Если вы видите, что кто-то попал в беду, нуждается в вашей помощи, протяните руку, проявите сострадание, будьте людьми. (Просмотр видеофильма)
Задания к диспуту
1. Перечитать пьесу «На дне».
2. Определить род занятий каждого персонажа пьесы.
3. Чем занимались, кем были герои до ночлежки?
4. Как и почему герои оказались в ночлежке?
5. Почему герои не разбегаются из ночлежки?
Что героев заставляет быть вместе?
6. О чём мечтают герои?
7. Обездоленные люди сегодня, кто они:
несчастные жертвы обстоятельств или отбросы общества?
Методическая справка - бюллетень
к проведению урока–диспута по литературе в 11 классе
«Обездоленные люди: судьба или стечение обстоятельств?»
Форма урока-диспута в старших классах была выбрана не случайно.
Диспут предполагает спор, столкновение иногда прямо противоположных точек зрения. Молодежь волнуют многие вопросы: взаимоотношения полов, счастье, любовь, проблемы отцов и детей, построения демократического правового государства, социальное расслоение общества и многие другие. Ценность диспута прежде всего в том, что в процессе его проведения проявляются нравственные, волевые и другие положительные качества юношей и девушек. Диспуты стимулируют самовоспитание, активность и самостоятельность суждений, инициативу, обогащают учащихся духовно, приучают их глубже вникать в морально-этические и политические проблемы, мотивы поведения своих сверстников, способствуют развитию критики и самокритики, культуры речи, логики мышления.
Однако диспут будет иметь воспитательный эффект только при условии его тщательной подготовки. Итак, назовем условия, необходимые для достижения наибольшей эффективности урока-диспута.
1. Необходимо продумать тему диспута. Она должна быть актуальной, личностно-значимой для участников и сформулирована так, чтобы вызывать различные суждения.
2. Диспут должен быть действительно творческим обсуждением. Нет ничего страшнее мнимого диспута, когда ученики только играют роль «оппонентов», а по сути изрекают истины, угодные учителю. Такой «диспут» формирует лицемеров и демагогов. Чтобы получилось настоящее обсуждение, ребята должны быть искренни и бесстрашны. Созданию такой атмосферы и надо в первую очередь способствовать.
3. Диспут требует определенной подготовки: обучения культуре полемики, читательских умений, серьезных знаний предмета и высокой эрудиции учащегося во многих областях знаний. Но нельзя заранее отрепетировать ход диспута. Это всегда импровизация, требующая от учителя острой реакции, умения мгновенно найти нужное решение.
4. Необходимо заранее определить систему вопросов. При их подборе следует помнить, что не годятся вопросы, на которые можно дать лишь однозначный ответ. Вопросы должны быть проблемного характера, чтобы вызвать разные суждения.
5. Очень важно заранее ознакомить учеников с темой диспута и вопросами к нему, для того чтобы ребята имели возможность предварительно обдумать их и подготовиться к уроку-диспуту. Кроме того, можно дать рекомендательный список литературы.
6. Необходимо разработать законы диспута и ознакомить ребят с ними.
КАК ВЕСТИ ДИСПУТ?
Целесообразно начать диспут так, чтобы сразу заинтересовать его участников. Вызвать интерес могут:
А) Яркое вступительное слово ведущего;
Б) Выступление представителей двух или даже трех спорящих сторон;
В) Чтение изречений, афоризмов;
Г) Высказывания современников;
Д) Данные социологического опроса по проблеме или интервью;
Е) Выдержки из документов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ДИСПУТА
Ведущий должен улавливать тончайшие нюансы в настроении и поведении учащихся, тактично давать возможность выслушать различные точки зрения, направлять усилия спорящих на разрешение основных вопросов диспута, не позволяя отклоняться от проблемы. Ведущему ни в коем случае нельзя прерывать выступающих или давать оценочные суждения их выступлениям.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Заключительное слово не должно носить формальный характер. Считаем, что оно должно быть:
1) ярким и убедительным;
2) указывать на верное решение данной проблемы;
3) опираться на наиболее интересные выступления членов диспута.
Опыт показывает, что неравнодушное, эмоционально окрашенное заключительное слово может стать основным моментом в работе учащихся по самовоспитанию, стимулирует стремление проанализировать свои взгляды и убеждения, серьезно подготовиться к спору по следующей проблеме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Аргументы и факты. 21-27 января 2008 г.
- Всего одна жизнь. – М.: Правда,1984.
- Ильин И.А. О воспитании национальной элиты. – М., 2001.
- Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. – М.: Политиздат,1983.
- Лихачев Д.С. Простые истины воспитания. – М.: Педагогика,1983.
- Львов С. Быть или казаться. – М.: Политиздат,1987.
- Пекелис В. Как найти себя. – М.: Детская литература,1989.
- Рябов В.В., Хаванов Е.И. История и общество. – М., 1999.
- Отеческая земля. Сборник. – М., Детская литература. 1988.
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ (7 Мб)
СКАЧАТЬ ВИДЕОФИЛЬМ (16 Мб)