Ырă кун пултăр, хисеплĕ ĕçтешсем!
Добрый день, уважаемые коллеги и гости форума!
Я хочу приветствовать всех коллег и с новым учебным годом, и с новыми нашими первоклассниками, и, естественно, с принятием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
1. Мы все признаем, что все проблемы образования актуальны, важны, их очень сложно выстроить в ряд по степени важности. Но среди множества проблем одна лежит в основании «проблемной пирамиды», ибо все имеет свои корни и свое продолжение. Проблема эта – развитие системы дошкольного и начального общего образования, фундамента всей системы образования Чувашской Республики, да и не только. Позвольте вспомнить слова великого педагога И.Г. Песталоцци: «Если бы мы позволили жизни ребенка войти в нас полно и искренне и стать нашим учителем, нам пришлось бы сказать: «Благодарю тебе, дитя человеческое, за то, что ты напомнил мне, как радостно и тревожно быть человеком. Спасибо за то, что ты дал мне расти вместе с тобой, за то, что ты дал мне расти вместе с тобой, за то, что я снова смогу научиться тому, о чем забыл: простоте, силе, полноте, изумлению, и любви и научиться уважать собственную жизнь, потому что она уникальна и неповторима. Спасибо, что твои слезы позволили узнать о том, как больно расти, и о страданиях мира. Спасибо, что ты показал мне, что любить другого и быть рядом с людьми: большими и маленькими – это самый естественный из даров, расцветающий, как цветок, когда мы живем в волшебном мире, называемом жизнью »
К сожалению, часто бывает так: в гонке за высокими показателями забывается, что любой родитель, отправляя ребенка в первый класс, прежде всего, выбирает школу далеко не по показателям ЕГЭ, а по учителю начальных классов. Выбирает учителя, который поможет малышу стать настоящим (школьником и) человеком, умеющим отстаивать свое «я», брать препятствия, которые будут встречаться на его пути. Выбирает учителя, способного в течение 4 лет быть второй матерью для его ребенка. Сохранение материнского присутствия, отношения, материнской улыбки и опеки в стенах школы, к сожалению, в стимулирующую часть оплаты не вписано!
2. Возвращаясь к федеральному государственному стандарту начального общего образования, скажем, что на данном форуме будет логично произнести несколько слов о готовности начальной школы ЧР к предстоящим изменениям. Естественно, все изменения последних лет коснулись начального звена в образовании. Улучшение материально-технического оснащения школ радует, сокращение численности детей вносит свои изменения в распорядок работы сельских начальных школ.
Сразу замечу, что начальное общее образование Чувашской Республики имеет неплохую почву для внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Еще с конца 80-ых годов прошлого столетия идет усвоение педагогами системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, наряду с традиционной системой обучения.
Сильным толчком для активизации учителей в вопросах выбора образовательных систем и УМК стало участие 16 общеобразовательных учреждение Чувашской Республики во всероссийском широкомасштабном эксперименте «Совершенствование структуры и содержания начального образования» (2001-2005). В эти годы экспериментальным путем отрабатывались образовательные технологии, адекватные возрасту, устраняющих перегрузку, сохраняющих здоровье младших школьников. Также шла отработка системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
В эти годы в 19 начальных классах школ ЧР учебный процесс велся по пяти образовательным программам: «Образовательная программа системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова», «Образовательная программа системы Л.В. Занкова», УМК «Школа 2000- Школа 2100», УМК «Гармония», УМК «Начальная школа 21 века». Проведение по итогам эксперимента общереспубликанской конференции с принятием рекомендаций, введение в дальнейшем в план курсовой подготовки учителей начальных классов брифинга по ознакомлению с особенностями «постнеклассических/постразвивающих» систем и комплектов дали свои результаты. На сегодняшний день учащиеся начальных классов Чувашской Республики занимаются по системам и комплектам обучения в следующем соотношении: в 177 школах с русским (родным) языком обучения работают комплекты «Школа России» - 700, «Школа 2100» ~ 500, «Образовательная программа системы Л.В. Занкова» ~ 70-80, «Перспективная начальная школа» ~110, «Начальная школа 21 века» ~ 30, «Гармония» ~30-40, «Образовательная программа системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова» ~30, «Перспектива» ~ 20, «Классическая начальная школа» ~20.
Получающие распространение комплекты обучения создаются на методических основах развивающих систем образования, к тому же вбирают богатый опыт классических систем образования.
При выборе УМК каждый учитель исходит чаще всего из личных предпочтений. Большую роль при этом играет его профессионализм, его способность в течение 4-х лет освоения УМК повышать свою квалификацию.
Ежегодно кафедрой дошкольного и начального образования ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» проводится 10-13 потоков курсов учителей начальных классов с выдачей свидетельства государственного образца. За последние три года прошли курсовую подготовку 1150 педагогов (за 2008/2009 уч. год 14 потоков с охватом 428 человек). Самыми разными формами повышения квалификации в трехлетний период охвачено 3082 человека.
Традиционными стали проведение семинаров и круглых столов с приглашением авторов-разработчиков названных учебно-методических комплектов, лучших учителей-победителей конкурсов приоритетного национального проекта «Образование». В 2008-2009 учебном году проведено 26 семинаров с охватом 788 учителей начальных классов (вместо запланированных 13 в связи с необходимостью обсудить и подготовить учителей к принятию идей нового федерального документа).
Кроме Чувашского республиканского института образования, учителя начальных классов повышают квалификацию в Москве («Перспективная начальная школа», «Школа 2100» и др.), в Томске (развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) и других городах России.
3.Научно-методический потенциал кафедры высокий: из 5 работников начального образования на кафедре 4 имеют ученую степень и должность, имеют большой опыт работы в системе повышения квалификации (с 1979 года работает Чернова Н.Н.) Направления деятельности и объем проделываемой работы кафедры отличается от работы коллег с других кафедр: четыре автора ведут работу по созданию, переизданию компонентов учебно-методических комплектов по шести предметам национально-регионального компонента.
Говоря об особенностях регионального начального образования, отмечу, что в республике насчитывается (кроме 177 русских) 344 чувашских, 17 татарских национальных школ, в 4 школах изучают мордовский язык. Кафедра начинает тесную работу с кафедрой начального образования ИРО РТ, в августе этого года, 10 дней назад завершились курсы учителей начальных классов татарских школ на базе Батыревской СОШ №1 с приглашением трех лекторов из Казани. Устанавливаются деловые связи с Мордовским республиканским институтом образования. На мой взгляд, необходимы ежегодные семинары по проблемам теории и методики обучения родному языку в начальных классах с приглашением специалистов мордовского и татарского языков из Саранска и Казани. При кафедре наряду с творческими группами учителей начальных классов чувашских школ, могут заработать творческие группы учителей начальных классов татарских школ, мордовских школ.
4. Растет уровень профессиональной компетентности учителей. 13% учителей начальных классов имеет высшую квалификационную категорию, за 4 года 55 человек стали победителями конкурса на денежное поощрение Президента РФ. Обладатели премии Президента Российской Федерации также проводят мастер-классы в ходе курсовой подготовки, на августовских совещаниях педагогических работников, печатаются в педагогическом журнале «Народная школа»
Учителя начальных классов принимают участие в конкурсах российского уровня. К примеру, Башкирова И.М. в 2007 году в апробации проекта «Контрольно-оценочная деятельность/ sooro.ru/ Открытый институт «Развивающее образование», г. Москва.Таких примеров десятки и десятки.
Подопечные учителей начальных классов активны во всех начинаниях всероссийского масштаба. Тысяча детей участвуют в международных детских играх «Русский медвежонок», «Чувашская ласточка», «Кенгуру». Мы имеем ежегодно победителей всероссийского конкурса «Я - исследователь». На научно-исследовательских конференциях на базе образовательных учреждений г. Новочебоксарска участвуют десятки учеников младших классов (в 2009 году – 87 работ). Сотни писем летит в Москву от учащихся, занимающихся по УМК «Перспективная начальная школа» (класс Купцовой Н. Н.. Михайловой Л.П. вообще школы 59, 2, 47 , 60 г. Чебоксары и т.д.), первоклассники батыревской СОШ №1, обучающиеся по «Перспективе» уже участвуют во всероссийском конкурсе, организованном авторским коллективом. Это не единичные примеры.
Растет количество участников ежегодных республиканских интеллектуальных игр младших школьников. Все образовательные территории выставляют свои команды 3-их и 4-х классов (кроме 2 районов). К примеру, 14 интеллектуальные игры собрало 308 учеников третьих и четвертых классов. Победителями становятся ученики не только ученики гимназических классов (ежегодно гимназия № 6 г. Новочебоксарск, УВЦ МЖК СОШ №61), но и обычных общеобразовательных школ (СОШ №12 г. Новочебоксарск, Батыревская СОШ №1, в этом году порадовали канашцы СОШ №6 г. Канаш Михайлов Александр 1 место по математике).
Республика вливается в ряды марафонцев-занковцев. С прошлого года идет работа, об этом подробнее расскажет Самакова М. Н., председатель Ассоциации учителей начальных классов Чувашской Республики.
В заключение хочу сказать, что для реализации новых стандартов необходимо изменение стереотипов мышления не только передовой части учителей начальных классов, но и всего учительства страны. Здоровья и творческого вдохновения всем нам в новом учебном году!