По материалам сайта http://www.rusolymp.ru
Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 году. Однако история олимпиадного движения в России начинается гораздо раньше. Так, например, еще в XIX веке «Олимпиады для учащейся молодежи» проводило Астрономическое общество Российской Империи. К сожалению, до нас не дошли подробности олимпиадного движения тех лет.
История олимпиадного движения в России позволяет увидеть, как расставлялись акценты в системе образования России (СССР) на протяжении более чем полувека. По ней можно проследить, какие учебные предметы и в какое время считались главными, а какие — второстепенными, какие новые предметы активно входили в жизнь, а какие утрачивали свои позиции, и с чем были связаны эти процессы.
В то же время менялись и подходы к определению содержания образования в средней школе, а содержание образования, как известно, является социальным заказом общества государству. История олимпиадного движения отражает эволюцию подходов к определению содержания образования в средней школе, произошедшую в прошлом веке и существующую и в настоящее время:
· от образовательной парадигмы, включающей понимание содержания образования как педагогически адаптированных основ наук, с идеями приобщения школьников к науке и производству, а не к полноценной самостоятельной жизни в обществе: на это время — начиная с середины XX века — пришелся расцвет олимпиад по математике, физике, химии, астрономии. СССР бурно развивался в техническом отношении, покорял космос, и стране нужны были активные и талантливые инженеры, «технари».
· через признание самоценным совокупности знаний, умений и навыков (ЗУН) (например, в 70-е года.), которые должны были быть усвоены учениками, ориентация на конструктивно-деятельностный подход в обучении. Олимпиады по математике, физике, химии становятся традиционными и удерживают лидирующие позиции. В стране происходит научно-техническая революция, ей нужны ученые в различных областях, и в том числе — в естественно-научной. В этот период к уже ставшим традиционными олимпиадам постепенно присоединяются олимпиады по биологии, и географии.
· к современной педагогической парадигме, оценивающей среднее образование через призму задач школы по развитию личности, которое основано на усвоении учащимися педагогически адаптированного социального опыта человечества, культуре во всей ее полноте. Современная школа, призвана дать ученику не только и не столько готовые знания и опыт осуществления деятельности по образцу, а, прежде всего, опыт деятельности творческой, опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Поэтому в конце XX века в числе олимпиад появляется большое количество гуманитарных — олимпиады по литературе, истории, обществоведению, иностранному языку, праву.
Как ответ на резкое ухудшение состояния окружающей среды, вызванное бурным промышленным ростом прошлых лет, создается и становится популярной олимпиада по экологии. Высокий уровень информационных технологий современного общества заложил основу создания и развития олимпиады по информатике.
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
Олимпиада по математике имеет давнюю историю. Первый очный математический конкурс для выпускников лицеев был проведен в Румынии в 1886 году, а первая математическая олимпиада в современном смысле состоялась в 1894 году в Венгрии по инициативе Венгерского физико-математического общества, возглавляемого будущим Нобелевским лауреатом по физике Л.Этвешом. С тех пор с перерывами, вызванными двумя мировыми войнами, эти олимпиады проводились ежегодно. Отметим, что первые Олимпийские игры современности прошли в Афинах в 1896 году.
Во многих странах олимпиадам предшествовали различные заочные конкурсы по решению задач. Так, например, в России они начали проводиться с 1886 года.
Первая математическая олимпиада в России была организована в Ленинграде в 1934 году по инициативе замечательного математика Б.Н.Делоне. Вполне вероятно, что это была первая городская математическая олимпиада. Уже на следующий год городская олимпиада прошла в Москве.
Позже Московский и Ленинградский университеты стали проводить олимпиады по физике и химии. До войны олимпиады проводились ежегодно и быстро завоевали популярность. Сразу после войны они были возобновлены и проводились первоначально только в больших городах, где были сильные университеты. В конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия математические олимпиады стали традиционными для многих городов Советского Союза, их проводили университеты и пединституты совместно с органами народного образования.
В Советском Союзе идея олимпиады объединила научных работников, преподавателей вузов, аспирантов, студентов, которые стремились выявить одаренных молодых людей, помочь их становлению. Этот общественный феномен был замечен и поддержан государством.
Первой математической олимпиадой, в которой приняли участие несколько областей РСФСР, стала проводившаяся в Москве олимпиада 1960 года. Её иногда называют «нулевой» Всероссийской математической олимпиадой школьников. Официальная нумерация началась с 1961 года. На первую Всероссийскую математическую олимпиаду приехали команды почти всех областей РСФСР. Также были приглашены команды союзных республик. Фактически эти олимпиады стали Всесоюзными, ведь в них принимали участие победители республиканских олимпиад. С 1967 года эта олимпиада получила официальное название — «Всесоюзная олимпиада школьников по математике».
Всероссийская олимпиада школьников по математике организационно оформилась в 1974 году, когда по инициативе Министерства просвещения РСФСР, Министерства высшего образования РСФСР, общества «Знание» РСФСР и Центрального комитета ВЛКСМ был создан Центральный оргкомитет Всероссийской физико-математической и химической олимпиады школьников. Первым руководителем математической части этой олимпиады стали профессор Московского государственного университета, член-корреспондент АН СССР (ныне академик) В.И.Арнольд и доцент Московского физико-технического института А.П.Савин.
Согласно Положению об олимпиаде Всероссийская олимпиада школьников по математике до 1992 года проводилась в четыре этапа: школьный, районный (городской), областной (краевой, республиканский) и зональный. До 1992 года заключительный этап республиканской математической олимпиады проводился во всех республиках Советского Союза, кроме РСФСР. Заключительный этап Всероссийской олимпиады заменяла Всесоюзная математическая олимпиада, на которой Российскую Федерацию представляли шесть команд — это команды городов Москвы и Ленинграда и четырех указанных выше зон. Такое положение объяснялось тем, что Россия была самой большой и по территории, и по населению среди республик СССР, а так как по Конституции СССР, все люди, независимо от национальной принадлежности и места проживания, имели равные права, то такое представительство России на Всесоюзной олимпиаде было естественным. В 1992 году в связи с распадом Советского Союза Всесоюзная олимпиада проводилась под названием Межреспубликанской. Заключительный этап Всероссийской математической олимпиады впервые был проведен в 1993 году в Краснодарском крае (город Анапа).
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ХИМИИ
Олимпиады по химии имеют славную историю и традиции. Лучшие ученые химики способствовали становлению и развитию олимпиадного движения в России, четко осознавая важную роль олимпиад в раннем самоопределении учащихся, привлечении одаренных, заинтересованных ребят в науку.
Первые химические олимпиады школьников состоялись в Москве и Ленинграде в 1938 году и по охвату участников были далеки от всероссийских. Основной их формой являлись заочные олимпиады. Основоположником химических олимпиад школьников был выдающийся химик-органик Александр Петрович Терентьев.
Вторая мировая война приостановила развитие олимпиад. Но уже с 1944 года по инициативе химического факультета Московского государственного университета стали возрождаться довоенные традиции. В том же году была проведена I Московская городская олимпиада. В 1960 году одновременно с Московской городской стала проводиться Московская областная олимпиада. В организации и проведении этих олимпиад помимо химического факультета МГУ принимали участие целый ряд организаций: Мосгороно, Мособлоно, Московский городской и областной институты усовершенствования учителей, Московское правление Всесоюзного химического общества им.Д.И.Менделеева, Московский городской дворец пионеров и школьников, Московский химико-технологический институт им.Д.И.Менделеева, Московский институт тонкой химической технологии им.М.В.Ломоносова, Московский институт химического машиностроения, Московский педагогический государственный институт им.В.И.Ленина, институты системы Академии наук СССР, средней школы г.Москвы и Московской области. В течение долгих лет Оргкомитет Московской городской и областной олимпиад возглавляла профессор кафедры общей химии химического факультета Московского государственного университета Е.М.Соколовская, а затем — профессор кафедры общей химии химического факультета Московского государственного университета В.В.Сорокин.
В 40-60-е года XX века были заложены методические и организационные основы проведения олимпиад. В 1964 году Министр просвещения РСФСР, основатель кафедры химии природных соединений химического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, член-корреспондент Академии наук СССР Михаил Алексеевич Прокофьев подписал приказ об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников. В том же 1964 году официальный статус получает Всероссийская химическая олимпиада школьников по химии.
Председателями методической комиссии Всеросийской и Всесоюзной олимпиад школьников были выдающиеся ученые химического факультета Московского государственного университета: А.Ф.Платэ, Е.М.Соколовская, Г.В.Лисичкин, В.В.Загорский, В.В.Сорокин, А.К.Гладилин. С 2002 года Центральную методическую комиссию по химии при Центральном оргкомитете Всероссийской олимпиады школьников возглавляет В.В.Лунин.
В 1967 году в связи с организацией Министерства просвещения СССР принято решение о проведении Всесоюзной олимпиады по химии. Проведение Всероссийской олимпиады было временно приостановлено. Методическая комиссия Всероссийской олимпиады была реорганизована в методическую комиссию Всесоюзной.
Первая Всесоюзная олимпиада школьников по химии была проведена в Днепропетровске в 1967 году. До 1991 года Всесоюзные олимпиады проводились в разных городах Советского Союза.
В 1973-76 годах было проведено разделение заданий на обязательные задачи и задачи по выбору. С 1975 года во всех республиках СССР было введено в обязательном порядке проведение республиканского этапа, т.е. появился еще один отборочный этап. В итоге число участников заключительного этапа сократилось практически вчетверо. Резкое сокращение числа участников привело к тому, что качество и уровень подготовки участников заключительного этапа возросли. Из текстов заданий были исключены относительно несложные задачи и вопросы, повышен уровень сложности задач экспериментального тура. К 1975 году сложилась пятиэтапная Всесоюзная олимпиада, проводимая в следующей последовательности: I школьный — II районный (городской) — III областной (краевой) — IV республиканский — V заключительный.
До 1991 года государственная поддержка олимпиадного движения — идеологическая, организационная и финансовая — осуществлялась весьма последовательно.
В 1992 году, после распада СССР в Самаре состоялась последняя Всесоюзная олимпиада школьников по химии. С 1993 года она продолжила развиваться по двум направлениям: Всероссийская олимпиада и Международная Менделеевская олимпиада школьников.
Всероссийская олимпиада сохранила пять этапов. До 2002 года Четвертый этап (зональный этап) проходил по четырем географическим зонам России , а с 2002 года — по Федеральным округам (федеральный окружной этап).
Заключительные этапы городских олимпиад Москвы и Санкт-Петербурга приравнены по статусу к Четвертому (федеральному окружному) этапу. Традиционно эти олимпиады являются открытыми, т.е. в них могут участвовать школьники вне зависимости от того, какие результаты они показали на предыдущем этапе.
С распадом Советского Союза пошатнулась и единая образовательная система. Будучи внеклассной и внешкольной формой работы со школьниками, олимпиада довольно сильно пострадала, так как встали ощутимые проблемы с финансированием такого дорогостоящего мероприятия. Сложившаяся в течение десятилетий система работы методической комиссии при Центральном оргкомитете, энтузиазм и ответственность ученых и педагогов, участвующих в олимпиадном движении, позволили сохранить и достойно продолжить эту необходимую и очень важную для выявления и развития талантливых детей нашей страны деятельность. Только благодаря спаянной команде методической комиссии, постоянной поддержке химического факультета Московского государственого университета, доверию учителей и непрекращающемуся интересу юных химиков олимпиада продолжила свое существование.
За более чем сорокалетнюю историю Всероссийской олимпиады сложилась проверенная временем система работы с одаренной молодежью. Общее руководство и методическое обеспечение осуществляет Центральный организационный комитет и формируемые им методические комиссии по предметам. Состав центрального оргкомитета определяется приказом Министра образования и науки Российской Федерации. Схема стройна и эффективна. Она продолжает развиваться, приумножая лучшие достижения и находки методического и организационного плана.
Наряду с проведением очных туров олимпиады постоянно проводились заочные олимпиады. Они позволяли охватить большие массы школьников, в них имел право участвовать любой школьник без какой-либо рекомендации со стороны учителей. В рамках заочных олимпиад была возможность давать задачи в нестандартной форме, кросворды, чайнворды, вопросы, выходящие за рамки программы, ответы на которые можно дать, использовав соответствующую литературу. Подобные олимпиады проводятся и по сей день, являясь частью третьего этапа. Заочные олимпиады способствуют систематической самостоятельной работе школьников и развивают их интерес к химии. Заочные олимпиады являются источником новой информации, которую учащийся получает путем самостоятельной работы с книгой, в процессе решения задач, общении с учителями, наставниками, сверстниками. Заочная олимпиада является движущей силой развития самостоятельной работы учащихся. С развитием современных технологий заочные олимпиады превратились в Интернет-олимпиады. Это позволяет привлечь как можно больше заинтересованных ребят, интересующихся химией. Интересный опыт проведения Интернет-олимпиад имеется у химического факультета Московского государственного университета (при содействии компании «Innocentive») и у РХТУ им.Д.И.Менделеева.
Высшим уровнем интеллектуальных соревнований по химии является Международная химическая олимпиада школьников (МХО).
Первая МХО была проведена в 1968 году в Праге. В ней участвовало по 6 школьников из Венгрии, Польши, Чехословакии. Советские школьники впервые приняли участие в III Международной олимпиаде, состоявшейся в Будапеште. В 1972 году СССР провел IV Международную олимпиаду в Москве.
Всероссийская олимпиада школьников по химии продолжает развиваться, вбирая лучшие традиции прошлого и учитывая требования современности. Актуальной задачей сегодняшнего дня видится сохранение лучших традиций российского химического образования и, конечно, создание условий для развития у подрастающего поколения россиян устойчивого интереса к замечательной науке химии.
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ФИЗИКЕ
Олимпиады школьников в нашей стране имеют богатую историю. Что же касается истории школьных физических олимпиад, то, по всей видимости, они начались в 1938 году. Первая олимпиада была организована для московских школьников Московским государственным университетом. В дальнейшем такие олимпиады стал проводить Московский физико-технический институт (МФТИ) и другие вузы Москвы. Почин москвичей был поддержан и в других городах Советского Союза.
Первая всесоюзная олимпиада школьников была проведена в феврале 1962 года по инициативе Московского физико-технического института. В ней приняло участие свыше 6500 школьников из 58 городов и поселков. Интересна форма организации олимпиады. Она проводилась в один тур во время студенческих зимних каникул студентами и аспирантами в их родных городах. Всю работу по организации олимпиады возглавил комитет ВЛКСМ физтеха. В этом же году учеыми Сибирского отделения АН СССР была проведена первая Всесибирская олимпиада учащихся средних школ. В 1963 году выездную олимпиаду школьников провел Московский государственный университет. В этой олимпиаде приняли участие школьники европейской части СССР и республик Закавказья. Олимпиады МФТИ и МГУ были физико-математические. С 1964 года начали проводиться единые Всероссийские олимпиады. Координацию их проведения взяло на себя Министерство просвещения РСФСР. Эти олимпиады получили название Всероссийских физико-математических олимпиад. На их заключительные туры приглашались также команды всех союзных республик.
Всесоюзные олимпиады школьников по физике, математике и химии начали проводиться с 1967 года (Всесоюзные олимпиады). Начиная с XI Всесоюзной олимпиады в программу соревнований по физике были включены не только вычислительные, но и экспериментальные задачи.
К середине 70-х годах XX века сложилась структура и организационные принципы проведения Всесоюзных олимпиад. В этот период в организации олимпиад начали участвовать не только инициативные вузы, но и государственные органы: Министерство просвещения СССР, министерства просвещения союзных республик и другие. Это был значительный шаг вперед, подтверждающий значимость олимпиадной формы работы с талантливой молодежью на государственном уровне. При Министерстве просвещения СССР был образован Центральный оргкомитет Всесоюзных олимпиад по математике, физике и химии. Первым председателем Центрального оргкомитета был академик И.К.Кикоин, внесший неоценимый вклад в олимпиадное движение в нашей стране. С 1988 года Центральный оргкомитет возглавляет член-корр. РАН, ректор Московского физико-технического института Н.В.Карлов. Для организации Всесоюзных олимпиад и разработки методических материалов при Центральном оргкомитете были созданы Методические комиссии по предметам, руководимые крупными учеными, профессорами вузов.
Всесоюзные олимпиады проводились до начала 90-х годов XX в. Последняя XXVI олимпиада по физике была проведена в 1992 году на базе Московского физико-технического института (г.Долгопрудный). По существу, это была уже Всероссийская олимпиада, хотя официально она называлась Межреспубликанской.
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ
Олимпиада школьников по биологии школьников имеет достаточно длительную историю. Вначале олимпиады проводились в отдельных школах и городах. С 1950 года олимпиаду стал организовывать биолого-почвенный факультет МГУ им.М.В.Ломоносова. Эта олимпиада стала очень популярной, и в ней принимали участие не только школьники Москвы, но и учащиеся из других районов СССР.
Первая Всероссийская олимпиада школьников по биологии была проведена по приказу Министерства просвещения РСФСР в 1979 году в Барнауле. Одним из организаторов этой олимпиады был известный методист-биолог Д.И.Трайтак.
Первые шесть олимпиад проводились с интервалом в один год, а начиная с седьмой олимпиады 1991 года они проводятся ежегодно. Это было связано с тем, что с 1990 года проводится Международная биологическая олимпиада школьников, участниками которой могут быть только победители национальной олимпиады данного года.
В связи с необходимостью совершенствования подготовки национальной команды для участия в Международной биологической олимпиаде с 1994 года Всероссийская олимпиада школьников проводится по модели, соответствующей МБО. В связи с этим вводятся тестовые задания, как основа теоретического тура, и значительно усиливаются практическая и экспериментальная составляющие во время проведения практического тура. Кроме того, меняются подходы к оцениванию результатов.
На сегодняшний день Всероссийская олимпиада школьников по биологии проводится в пять этапов. Задания для первого (школьного) и второго (районного) составляются методическими комиссиями на местах. Третий (областной или муниципальный) этап проводится по рекомендациям, разработанным Центральной предметно-методической комиссией, содержание заданий этого этапа ориентировано на Международную биологическую олимпиаду текущего сезона.
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Олимпиадное движение по информатике, в отличие от таких предметов, как математика, физика и химия, имеет относительно недавнюю историю. Несмотря на то, что первый компьютер появился в 1949 году, понимание того, что с развитием компьютерной техники наступает эра новых информационных технологий, возникло только в конце 70-х годов.
Весной 1985 года было принято партийно-правительственное Постановление «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс», а уже с осени 1985 года во всех школах страны началось преподавание курса «Основы информатики и вычислительной техники».
К решению сложных задач преподавания школьной информатики сразу подключились выдающиеся ученые академики А.П.Ершов, Е.П.Велихов, Б.Н.Наумов и другие. Благодаря этому за достаточно короткий срок в стране сформировались коллективы, которые могли, опираясь на всю нашу образовательную, научную, промышленную и культурную компьютерную инфраструктуру, решать поставленные в образовании задачи и в короткие сроки.
Рождение олимпиад по информатике было следующим важным шагом в создании инфраструктуры преподавания информатики в школе, поскольку для интенсивного движения страны в направлении информатизации компьютерного всеобуча было явно не достаточно. Нужны еще высококвалифицированные специалисты, способные разрабатывать информационные технологии завтрашнего дня.
Сейчас трудно говорить, у кого первого возникла идея проведения всесоюзных олимпиад школьников по информатике, но вполне очевидно, что такой интересный и быстро развивающийся предмет не мог долгое время оставаться без олимпиады. Осенью 1987 года в Министерстве просвещения СССР состоялось первое организационное совещание, на котором присутствовали академики А.П.Ершов, Н.Н.Красовский, д.ф.-м.н. А.Л.Семенов, В.М.Кирюхин, а также представитель министерства и член Центрального оргкомитета Всесоюзной олимпиады школьников Т.А.Сарычева. На совещании было принято решение провести первую в стране олимпиаду школьников по информатике весной 1988 года в г.Свердловске, ныне Екатеринбург.
Свердловск был не случайно выбран городом проведения первой олимпиады: в то время во многие школы города и Свердловской области уже были поставлены персональные компьютеры «Роботрон-1715», была разработана современная по тому времени программа и учебники для преподавания школьной информатики.
На первом организационном совещании было согласовано также Положение об олимпиаде по информатике и назначены председатели программного комитета и жюри. Председателем программного комитета стал академик А.П.Ершов, председателем жюри — академик Н.Н.Красовский.
Первая олимпиада по информатике, прошедшая с 13 по 20 апреля 1988 года в Свердловске, носила название еще не Всероссийской, а Всесоюзной, в ней приняли участие 80 школьников из всех союзных республик.
В то время опыта в организации таких соревнований не было ни в стране, ни в мире. Для того чтобы определиться с методикой и содержанием олимпиад по информатике, в качестве членов жюри были приглашены лучшие в то время специалисты в области школьной информатики и олимпиадного движения, по одному представителю от каждой союзной республики и каждой территории Российской Федерации. В результате долгих споров и обсуждений постепенно формировались те правила, которые были положены в основу правил проведения современных олимпиад.
Количественный состав участников первых олимпиад определялся с учетом имеющихся возможностей в обеспечении компьютерами и пропорционально численности школьников в союзных республиках и территориях Российской Федерации.
Начиная с III Всесоюзной олимпиады, прошедшей в 1990 году в г.Харькове, было решено проводить оба тура олимпиады с использованием компьютеров. До этого I тур был теоретическим, без использования компьютеров, II тур — практическим.
Олимпиада, прошедшая в 1992 году в г. Могилеве, носила название Межгосударственной, в ней приняли участие школьники из практически всех государств, образовавшихся после распада СССР.
Одновременно с Всесоюзными с 1989 года по 1991 год проводились и Всероссийские олимпиады, являвшиеся республиканским этапом Всесоюзной олимпиады. Начиная с 1992 года, они начали проводиться в том же формате, что и Всесоюзные олимпиады по информатике.
В 1992 году было принято новое Положение о Всероссийских олимпиадах школьников, согласно которому третий этап стал проводиться органами управления образованием субъектов Российской Федерации, а заключительный этап — Министерством образования Российской Федерации. Победители третьего этапа олимпиады всех субъектов Российской Федерации приглашались сразу для участия в заключительном этапе олимпиады.
В 1992-1996 годах столицей олимпиадного движения по информатике был г.Троицк Московской области, что было связано с наличием там специализированного Троицкого центра информатики «Байтик» и, как следствие, хорошим компьютерным оснащением. В 1997-1999 годах заключительный этап олимпиад проводился в Санкт-Петербурге. В последующие годы успешное развитие экономики страны и возросшее внимание федеральных и региональных органов управления образованием вопросам информатизации образования позволили существенно расширить географию проведения заключительного этапа всероссийских олимпиад по информатике: в период с 2000 по 2005 Олимпиада проводилась в городах Троицке, Екатеринбурге, Перми, Санкт-Петербурге, Тверской области и Новосибирске.
За время проведения международных и всероссийских олимпиад по информатике и программированию для школьников и студентов накоплен огромный организационный опыт, налажено взаимодействие различных звеньев в системе подготовки одаренных молодых специалистов в области информатики и информационных технологий, вносящих существенный вклад в развитие информатизации страны. С ребятами работают высококлассные специалисты и педагоги, ориентированные не только на непосредственный результат, то есть, на призовые места для своих подопечных, но и на долгосрочную перспективу — на воспитание будущей смены специалистов в области информационных технологий и программирования.
Бессменным председателем Центральной методической комиссии по информатике является В.М.Кирюхин. Старейшими членами этой комиссии являются известные в стране ученые и педагоги в области школьной и олимпиадной информатики — профессора С.М.Окулов, В.В.Прохоров, И.В.Романовский, доценты А.В.Алексеев, С.Г.Волченков, Е.В.Андреева, В.Д.Лелюх.
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ГЕОГРАФИИ
В 2006 году Всероссийская олимпиада школьников по географии будет празднует свое пятнадцатилетие. Общероссийские интеллектуальные состязания юных географов впервые состоялись в марте 1992 года в Ярославле. С тех пор заключительный тур олимпиады проходил в Тамбове, Ульяновске и Димитровграде, Великом Новгороде, Твери, Смоленске, Владимире, Пензе, Орле, Туапсе, Нижнем Новгороде, Липецке, Калуге и Рязани.
По традиции, в награду победители олимпиады получают льготы при поступлении на географические факультеты ведущих университетов страны, бесплатную подписку на популярные географические журналы, стипендии Президента России, журнала «Вокруг Света», благотворительного фонда В.Потанина. В 1997-2001 годах работа по научно-методическому обеспечению олимпиад по географии была признана одним из приоритетных направлений сотрудничества университетской и академической науки в рамках Федеральной целевой программы «Интеграция».
Основой для успешного развития Всероссийской олимпиады стал более чем полувековой опыт проведения олимпиад по географии для школьников в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова, где каждую зиму проходит Открытая городская олимпиада по географии. Городская олимпиада по географии пользуется большой популярностью у юных москвичей. По традиции в ней участвуют школьники всех параллелей, в которых изучается география, — с 6 по 11 классы. Бывали годы, когда в московской олимпиаде принимали участие более тысячи школьников.
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО АСТРОНОМИИ
На протяжении многих лет, с 1947 года, в СССР существовала только одна астрономическая олимпиада — Московская. Ее участниками, победителями, а потом и организаторами, членами жюри были многие известные астрономы СССР и России. Некоторые из них стояли и у истоков Всероссийской олимпиады школьников по астрономии, история которой начинается в 1994 году, когда с инициативой провести у себя в подобную олимпиаду выступил город Ярославль.
Учредителями первой олимпиады стали Министерство образования Российской Федерации, Евро-Азиатское Астрономическое общество, Государственный астрономический институт им.П.К.Штернберга, Московский городской дворец творчества детей и юношества, Ногинский научный центр РАН, Московский научно-технический центр «Космофлот» и Ярославский городской научно-педагогический центр. Таким образом, астрономия стала восьмым предметом в единой системе общероссийских олимпиад (вместе с математикой, физикой, химией, биологией, информатикой, географией и экологией).
В первый год многие края, области, республики не успели провести свои региональные олимпиады и направить команды на заключительный этап, который прошел с 16 по 20 мая в Ярославле. В этот старинный русский город, известный своими давними астрономическими традициями, съехалось более шестидесяти участников — школьников 7-11 классов из тринадцати регионов России. В Ярославском планетарии, прямо под звездами, состоялось открытие олимпиады, в следующие два дня были проведены теоретический и творческий туры.
Уровень задач оказался в целом подходящим для большинства школьников. Но, к сожалению, были и ребята, почти ничего не решившие. После расшифровки работ каждый участник олимпиады смог ознакомиться с тем, как жюри проверило их работы. В ряде случаев после бесед с членами жюри, проверявшими задачи, оценки были немного повышены. На закрытии олимпиады победителям и призерам были вручены дипломы и подарки, а также грамоты и специальные призы.
Очень интересной и плодотворной была и работа руководителей команд — многочисленные встречи между собой, обсуждение многих проблем с членами жюри. Фактически вместе с олимпиадой состоялось и рабочее совещание энтузиастов преподавания астрономии.
С тех пор Заключительный этап Всероссийской олимпиады по астрономии проводится ежегодно весной. В 1995 году он прошел в Рязани, на базе Рязанского государственного педагогического университета, затем — в Калуге, на базе Калужского государственного педагогического университета им.К.Э.Циолковского. Четыре раза — в 1997, 1998, 1999 и 2001 годах — в городе Троицк Московской области на базе Фонда «Байтик» и Центра новых педагогических технологий, в 2000 году — в Белгороде, в 2002 — одновременно в Сыктывкаре и Железногорске Красноярского края, в 2003 — в Курске, в 2004 и 2005 годах — в подмосковном Пущино, в 2006 году — в столице Республики Мордовия Саранске.
Число участников олимпиад и регионов, из которых они прибыли, представлено в таблице:
Олимпиада |
Город проведения |
Месяц, год |
Число Участников |
Регионы |
I Олимпиада |
Ярославль |
май 1994 |
61 |
12 |
II Олимпиада |
Рязань |
май 1995 |
71 |
25 |
III Олимпиада |
Калуга |
май 1996 |
63 |
21 |
IV Олимпиада |
Троицк |
апрель 1997 |
91 |
28 |
V Олимпиада |
Троицк |
апрель 1998 |
121 |
31 |
VI Олимпиада |
Троицк |
март 1999 |
112 |
28 |
VII Олимпиада |
Белгород |
апрель 2000 |
140 |
30 |
VIII Олимпиада |
Троицк |
апрель 2001 |
145 |
31 |
IX Олимпиада |
Сыктывкар и Красноярск |
апрель 2002 |
147 |
31 |
X Олимпиада |
Курск |
апрель 2003 |
142 |
32 |
XI Олимпиада |
Пущино |
апрель 2004 |
128 |
33 |
XII Олимпиада |
Пущино |
апрель 2005 |
106 |
27 |
XIII Олимпиада |
Саранск |
апрель 2006 |
124 |
31 |
Как правило, первым проводится теоретический тур олимпиады, на котором школьникам обычно предлагается по 6 задач на 4 часа (лишь на второй олимпиаде было предложено по 5 задач, а на их решение отводилось 3.5 часа). На первых двух олимпиадах участники заключительного этапа соревновались в двух возрастных категориях: 8-9 классы (в эту группу включаются также приезжающие порой семиклассники) и 10-11 классы. Начиная с третьей олимпиады, 10 и 11 классы были разделены, а также увеличено представительство территорий.
С 1996 по 2003 год каждая область, край, республика, Москва и Санкт-Петербург могла направить на заключительный этап олимпиады двух 11-классников, двух десятиклассников и четырех участников по 8–9 классам (плюс дополнительно дипломантов I—II степени заключительного этапа предыдущей олимпиады). Города и районы России, проводившие у себя астрономические олимпиады, по согласованию с Координационным советом могли представлять свою область на заключительном этапе, если область не посылала команду на заключительный этап. Было возможно также участие команд из других стран. С 2004 года каждый регион направляет участников на заключительный этап согласно квоте, своей для каждого субъекта Российской Федерации
Специальная программа организуется для руководителей, которые привозят своих школьников на олимпиаду. Как правило, руководители — это те энтузиасты преподавания астрономии, которые являются инициаторами и основными организаторами работы в своих областях и городах. Во многих местах очень трудно найти новую астрономическую литературу, узнать свежие астрономические новости. Приезд на олимпиаду для многих руководителей — это реальная возможность получить новую информацию как от ученых-астрономов, работающих в жюри, так и друг от друга. Не случайно, что руководители, несколько раз привозившие школьников на олимпиады, почувствовали необходимость более тесного сотрудничества и стали инициаторами образования Ассоциации учителей астрономии.
К сожалению, расписание первых трех Российских астрономических олимпиад было очень сжатым. И эта сжатость не позволила выполнить все пожелания участников олимпиады — провести нормальные беседы жюри со школьниками, ответить на все их многочисленные вопросы, познакомить с астрономическими новостями. А ведь это то, ради чего, собственно, и должна проводиться олимпиада. В частности, некоторые ребята привозят с собой также доклады, которые обычно представляют на школьных научных конференциях, и хотят подробно обсудить результаты своих исследовательских работ с членами жюри. Ежегодные замечания реальных организаторов олимпиад дали результат: с 1997 года время на проведение олимпиад было увеличено до 5-6 дней.
Олимпиада стала крупнейшим в России форумом для увлеченных астрономией детей и их наставников, местом не только соревнования, но и научно-популярных лекций, обмена опытом и широкой культурной программы. В этом отношении необходимо отметить прекрасно организованный Заключительный этап Всероссийской олимпиады 2006 года в Саранске. Хочется надеяться, что астрономическая олимпиада и в дальнейшем будет развиваться, привлекая все больше участников из различных регионов России.
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ЭКОЛОГИИ
История Всероссийской олимпиады школьников по экологии неразрывно связана с историей экологического образования в России. А история экологического образования, в свою очередь, отражает мировые тенденции природоохранного движения.
В 90-е годы прошлого столетия мировое сообщество констатировало, что антропогенное давление на биосферу достигло той грани, за которой экологический кризис становится необратимым. В связи с этим в 1992 году в Рио-де-Жанейро был принят всемирный план действий — Повестка дня на 21 век, — направленный на решение экологических проблем, где особое внимание уделяется образованию, просвещению и информированию населения в области окружающей среды. Был декларирован принцип «sustainable development», переведенный как «устойчивое развитие».
Становление и развитие экологического образования в России было последовательным процессом, четко обусловленным, с одной стороны, уровнем развития науки экологии, трансформировавшейся в настоящее время в проблемно-ориентированный комплекс научных знаний, а с другой — запросами общества.
Всплеск интереса к экологическим проблемам не мог ни отразиться на системе образования России, и с 1994 года в перечень Всероссийских олимпиад вошла олимпиада по экологии, а учебный предмет «Экология» был введен в Федеральный компонент Базисного учебного плана для изучения в 9-х классах.
С 1994 и по 2002 годы Россия принимала участие и в Международной экологической олимпиаде, которая традиционно проводилась в Турции в г.Стамбуле.
В 1997 году этот предмет был изъят из Федерального компонента Базисного учебного плана и введен в Региональный компонент, причем, только в старших классах (10 и 11 классы), но на проведении олимпиады это не отразилось.
V заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии традиционно проводится в апреле. В первые годы ее существования количество участников не было большим — 80 человек из 25 – 30 регионов России.
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В век современных информационных технологий, глубоких изменений в социальной и экономической жизни общества возрастает роль гуманитарного развития человека, повышается роль предметов эстетического цикла в школьном образовании, и в первую очередь литературы. Школьникам необходимо не просто знакомиться с шедеврами прошлого, с достижениями искусства слова сегодняшнего дня, но и иметь собственное суждение о предмете, уметь выразить его в устном и письменном виде.
Владение выразительной речью нужно не только писателям, журналистам, учителям, то есть людям, профессионально связанным со словом, но и каждому культурному человеку. Развитие личности — это необходимая предпосылка решения всех социальных и экономических задач, оно невозможно без умения высказать свои мысли и чувства.
Свобода письменного выражения мыслей — одно из самых трудных умений. В Древней Руси говорили: «Мнится, писать — легкое дело, пишут два перста, а болит все тело». Сформировать это умение можно с помощью упорного труда, привлечения ребят к самым разнообразным формам литературного творчества.
Русская литература всегда служила делу возвышения человека в человеке. Поэтому особое внимание в современной школе уделяется содержанию и организации работы по литературе, разрабатываемой на основе принципов, ориентирующих учителей не только на достижение учебной цели, но и на воспитание любви к изящной словесности, раскрытию ее роли в культуре, науке, производстве; на развитие мышления, умения обобщать, абстрагироваться, на расширение общего кругозора учащихся, на формирование практических навыков и представлений об основных понятиях литературы как социально-культурного явления и как вида искусства.
Все более широкое распространение приобретают такие формы организации работы с детьми, как олимпиады; они призваны решать задачи, связанные с выявлением одаренных детей, повышением эффективности обучения, формированием активной личности, творческих способностей учащихся.
Олимпиада по литературе как форма массовой внеклассной работы сложилась давно, проверена временем и завоевывает в наше время все большее признание. Такие соревнования давно перешагнули порог школы. Их проводят органы управления образованием, кафедры литературы и культуры разных вузов страны.
Олимпиада — это конкурс на лучшую творческую работу. Ученики стремятся на олимпиадах проверить свои знания, померяться силами, узнать новое. Старшеклассники, избравшие будущей профессией филологию или связанные с ней профессии, подходят к олимпиаде как к будущему не столько учебному, сколько жизненному экзамену, особенно в контексте современных процессов модернизации, когда победа на олимпиаде становится тождественной успешному вступительному экзамену в выбранный вуз.
Для учителей олимпиада — тоже проверка: научили ли они своих питомцев чувствовать слово, сопереживать героям, понимать перипетии художественного произведения, основы его построения, неповторимость манеры того или иного художника слова; сумеют ли ученики творчески применить полученные знания, обнаружат ли умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Олимпиады по литературе в масштабах Российской Федерации начали проводиться с 1995 года. Всероссийская олимпиада школьников по литературе сразу была замечена, получила многочисленные, и не просто положительные, а даже похвальные, отклики в специальных и массовых изданиях. С редким единодушием писали, что она действительно удалась. И поэтому каждый, кому были небезразличны ее итоги, видел в ней осуществление своих ранее сложившихся представлений о литературном образовании.
Кому-то она представляется как реализация извечной мечты о приобщении детей к чтению и воспитании юного читателя. Другим кажется важным, что дети показали свои способности видеть прекрасное, воспринимать красоту в жизни и искусстве и восхищаться ею. Олимпиада состоялась, и это стало свидетельством культурного знаменательного события, причем не только педагогического и не просто литературного. Привлекательна в ребятах-участниках преданность родной литературе, которую не вытравили всевозможные «достижения» нашей повседневности: безоговорочность экономических приоритетов, всепроникающий дух неуправляемого дикого рынка в той самой реально окружающей нас действительности.
После напряженных конкурсных туров в кулуарах олимпиады можно было вести неторопливые беседы о жизни и творчестве любимого писателя, о поэтике и стилистике, выразительности родного языка и системах русского стихосложения, — как известно, в мире литературы нет ничего вторичного, малозначимого. Содержание заданий до самого начала конкурса оставалось загадкой, волновало участников, интриговало взрослых. При несомненной их необычности, задания решали многие вечные и непреходящие вопросы методики. В самих конкурсных заданиях заложены и нетрадиционные подходы к программам, к проверке и оценке знаний по литературе, литературной образованности и развитию, к разрабатываемым стандартам.
Олимпиада проводится вот уже десять лет. За это время в олимпиадном движении были освоены прозаические произведения как признанных мастеров, так и малоизвестных писателей 1-й половины ХIХ века (А.Бестужева-Марлинского, Е.Баратынского, Н.Карамзина, А.Погорельского, А.Пушкина и др.), произведения И.Бунина, А.Чехова, И.Шмелева, В.Вересаева, Ф.Сологуба, Л.Андреева, В.Набокова, Л.Леонова и др. Стихотворные тексты многих известных поэтов предлагались участникам олимпиады для анализа (А.Пушкин, В.Жуковский, М.Лермонтов, П.Вяземский, Е.Баратынский, А.Дельвиг, А.Фет, Ф.Тютчев, И.Тургенев, И.Анненский, И.Бунин, К.Фофанов, В.Брюсов, К.Бальмонт, И.Бродский, Б.Пастернак, Н.Рубцов и др.).
Постоянно возрастает уровень знаний участников олимпиады и их интерес к ней. Значительный прогресс наблюдается в подготовке участников олимпиады к выполнению заданий третьего тура, из области теории и истории литературы. Школьники прекрасно знают понятия из разделов стилистики, поэтики и умело ими оперируют.
На протяжении десяти лет сложился творческий контакт между членами жюри и руководителями команд. В сущности, возникла общность ветеранов олимпиадного движения.
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ЭКОНОМИКЕ
Всероссийская олимпиада школьников по экономике проводится с 1996 года. Основными задачами и целями Всероссийской олимпиады школьников по экономике являются:
· развитие экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
· создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых школьников, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
· стимулирование творческой активности учащихся и преподавателей;
· пропаганда научных экономических знаний;
· активизация работы элективных курсов, кружков, научных обществ учащихся в области экономики;
· мониторинг и отработка технологий оценки качества экономического образования школьников.
До 2003 года организация проведения олимпиады регламентировалось типовым Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом МО Российской Федерации №473 от 09.07.97 года. С 2003 года олимпиады проводятся в соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Минобразования России от 30.10.2003 №4072.
Организаторами первой и второй Всероссийских олимпиад школьников по экономике выступили Министерство общего и профессионального образования и Международный Центр Экономического Образования (МЦЭБО).
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Всероссийские олимпиады школьников по русскому языку систематически (раз в год) проводятся с 1996 года. Традиционно местом их проведения становятся старинные русские города. Десять лет назад в старинном русском городе Курске прошла первая Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку. С каждым годом увеличивается число участников олимпиады, а также число ее победителей и призеров.
В течение десяти лет шли поиски оптимальной формы проведения олимпиады, несколько раз предпринимались попытки помимо письменной речи оценить устную речь учащихся (устное монологическое высказывание на 2-й олимпиаде, умение аргументировано спорить — на 3-й олимпиаде, позже — проводили конкурс «Юный златоуст»). На десятой Олимпиаде впервые был значительно изменен формат ее проведения: впервые помимо письменного тура был введен и устный тур.
1 тур — письменный, предполагает выполнение заданий, связанных с пониманием конкретных фактов языка, а также с умением объяснять их происхождение, употребление в памятниках письменности, анализировать особенности их использования в текстах разных стилей и жанров, обобщать собственные знания по тому или иному вопросу. Кроме того, на этом туре будет проверяться умение анализировать предлагаемые художественные тексты и умение создавать небольшие по объему тексты творческого характера.
2 тур — устный, на нем проверяется умение создавать устное аргументированное высказывание на предложенную тему.
По результатам первого и второго туров определяются победители олимпиады раздельно по 9,10 и 11 классам.
Кроме обязательных туров на каждой олимпиаде участникам предлагается принять участие в различных турнирах и конкурсах: конкурс знатоков русского языка; конкурс на лучшую защиту реферата; турнир поэтов. Школьники участвуют в указанных конкурсах по желанию, их итоги не влияют на результаты олимпиады.
По результатам первого и второго туров определяются победители олимпиады раздельно по 9,10 и 11 классам.
Для того чтобы объективно оценить работы участников олимпиады, методическая комиссия ежегодно проводит работу по коррекции ранее разработанной критериальной базы.
Список городов, в которых проводились Всероссийские олимпиады по русскому языку.
1. Первая Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
( г.Курск , 1996 год)
2. Вторая Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
( г.Орел, 1997 год)
3. Третья Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
( г.Тула, 1998 год )
4. Четвертая Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку, посвященная 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина ( г.Псков, 1999 год)
5. Пятая Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
( г.Смоленск, 2000 год)
6. Шестая Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
( г.Рязань , 2001 год )
7. Седьмая Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
(г.Псков, 2002 год)
8. Восьмая Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
(г.Вологда, 2003 год)
9. Девятая Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
( г.Нижний Новгород, 2004 год)
10. Десятая Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
( г.Орел, 2005 год)
11. Одиннадцатая Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
( г.Воронеж, 2006 год)
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
История Всероссийских олимпиад школьников по английскому языку началась в 1998 году. В том году с 14 по 20 апреля в Смоленске прошла первая из них. Последующие олимпиады проводились во Владимире (1999), Нижнем Новгороде (2000), Орле (2001), Рязани (2003) и Пятигорске (2005).
IV Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку (Орел, 2–7 апреля 2001 год)
V Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку (Рязань, 21–26 апреля 2003 год)
VI Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку (Пятигорск, 8–11 апреля 2005 год)
Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку проходит в два тура.
Первый тур — предварительный. Задания этого тура рассылаются в регионы. Предварительный тур включает в себя только письменные задания. По результатам предварительного тура отбираются школьники 10–11-х классов, показавшие лучшие результаты в своем регионе. Победители регионального тура принимают участие в заключительном туре олимпиады (по 2–3 победителя регионального тура олимпиады от каждого субъекта Российской Федерации).
Второй тур — заключительный — включает в себя как письменные, так и устные задания. По результатам данного тура жюри олимпиады определяет победителей олимпиады I, II и III степеней.
Задания олимпиады проверяют как рецептивные навыки (чтение, аудирование), так и продуктивные навыки (письменная и устная речь). Отдельно проверяется знание лексики и грамматики.
В последний день олимпиады, до того как будут оглашены официальные итоги, члены жюри проводят специальное занятие с руководителями команд, разбирая подробно каждое задание, анализируя типичные ошибки участников. Индивидуальный разбор работ участников олимпиад по иностранным языкам не проводится, так как каждая работа участников олимпиады проверяется двумя членами жюри, которые не имеют права делать какие-либо пометки в тексте работы.
Оценивание устной части олимпиады проводится двумя членами жюри, один из которых во время ответа дает задания участникам, а второй, находясь вне поля их зрения, делает пометки по ходу ответа. В последнее время для собеседования приглашаются по два участника одновременно. Все собеседование записывается на магнитофон для возможности последующего обсуждения итогового балла в широком составе жюри.
Критерии оценивания устной речи включают такие параметры, как решение коммуникативной задачи, произношение, грамматика и лексика. При оценивании диалогической речи к ним добавляется еще один параметр – взаимодействие с собеседником. После выполнения олимпиадных заданий все участники олимпиады могут познакомиться с историей и культурным наследием того региона, города, где проводилась олимпиада.
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ
Всероссийские олимпиады школьников по истории стали проводиться сравнительно недавно. Первая Всероссийская олимпиада прошла в 2000 году.
Несмотря на этот небольшой срок проведения можно говорить об уже сложившихся традициях олимпийского движения. Это в значительной степени объясняется насчитывающим десятилетия опытом проведения региональных олимпиад по истории, которые и создали базу для многих принципиальных подходов к проведению олимпиад Всероссийских.
Для олимпиады по истории особое значение имеет место ее проведения. Одной из сложившихся традиций стал выбор города, в котором проходит олимпиада по критериям значимости для истории России.
Об этом ярко говорит список этих городов: Великий Новгород (2000 год), Псков (2002 год), Санкт-Петербург (2003 год), Казань (2004 год), Смоленск (2005 год).
Время проведения олимпиад в ряде этих городов неслучайно совпадало с торжественными событиями в их истории: олимпиада в Пскове проходила в канун 1100-летия города, в Санкт-Петербург участники олимпиады съехались за считанные дни до празднования 300-летия основания Северной столицы, в Казани олимпиада проходила перед празднованием ее 1000-летия, в городе-герое Смоленске олимпиада прошла в год празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Традицией Всероссийских олимпиад школьников по истории стало формирование Жюри, в котором отражены четыре категории участников: учителя, научные сотрудники, преподаватели вузов, методисты. Часто один и тот же член жюри олицетворяет собой несколько из этих категорий.
В состав жюри олимпиад за прошедшие годы входили авторы популярных школьных учебников и учебных пособий по истории, профессора, доктора и кандидаты исторических и педагогических наук: И.Л.Андреев, П.А.Баранов, М.Ю.Брандт, И.Н.Данилевский, А.А.Данилов, С.И.Козленко, Л.М.Ляшенко, Т.И.Тюляева.
На олимпиаде в Смоленске в 2005 году в качестве консультанта работал победитель Всероссийских олимпиад по истории 2003 и 2004 годов Д.Стукал. Его включение в состав жюри позволило коллективу специалистов, проводящих содержательную часть олимпиады, под новым углом зрения взглянуть на конкурсные вопросы и задания, учесть те нюансы проведения олимпиады, которые видны только самим конкурсантам.
В ходе ряда олимпиад практиковались круглые столы и дискуссионные клубы, которые члены жюри проводили для конкурсантов. Но увеличение объемов работы жюри (динамика количества участников олимпиад от 95 участников в 2000 году до 202 в 2005 году при сохранении практически прежнего числа членов комиссии) заставило, к сожалению, отказаться от этой практики. Но усилилась линия на организацию встреч конкурсантов и руководителей команд с учеными-историками, которые представляют вузы и научные учреждения региона, в котором проходит олимпиада. Это особенно ярко проявилось в 2003 году в Санкт-Петербурге.
Одной из общих черт олимпиад по истории стало все более активное участие в составе методической комиссии и жюри представителей вузовской науки, особенно университетов из мест проведения олимпиады и Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова.
История проведения Всероссийских олимпиад школьников по немецкому языку началась в 2000 году. В том году в апреле в Нижнем Новгороде прошла первая из них. Последующие олимпиады прошли в Иваново (2004 год), Нижнем Новгороде (2006 год).
В заключительных этапах Всероссийских олимпиад принимали участие, как правило, учащиеся 10-11 классов общеобразовательных учреждений России (по 2-3 победителя регионального этапа олимпиады от каждого субъекта Российской Федерации).
Количество участников и регионов, представляемых ими, увеличивалось ежегодно от одной олимпиады к другой. Так, в III Всероссийской олимпиаде школьников приняли участие уже 175 школьников из 55 регионов Российской Федерации.
В организации олимпиад принимают активное участие специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, местных органов самоуправления, преподаватели институтов (академий) усовершенствования учителей и педагогических университетов и институтов.
В состав жюри традиционно входят профессора, доценты и преподаватели ведущих вузов Москвы (Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Московского государственного лингвистического университета, Московского государственного педагогического университета, Московского городского педагогического университета, Гуманитарного педагогического университета), авторы учебников и учебных пособий для школ, а также преподаватели высших учебных заведений городов, принимающих олимпиаду.
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ
Первая Всероссийская олимпиада школьников по французскому языку состоялась в 2002 году в Нижнем Новгороде, вторая — в 2004 году проходила в Орле, третья проведена с 17 по 22 апреля 2006 в Нижнем Новгороде.
Основной задачей школьных олимпиад является выявление не только хорошо подготовленных по предмету, но и творчески одаренных школьников.
В настоящий момент процесс изучения иностранного языка все больше подчиняется идее уровневого контроля полученной подготовки, в соответствии с которой проводится ее сертификация как по российской, так и по европейской моделям. Методы эквивалентной аттестации представляют, таким образом, один из аспектов, подлежащих введению в практику преподавания. Их разработка и внедрение являются необходимым условием для создания единого международного стандарта оценки знаний в области иностранных языков. Думается, что регулярное проведение Всероссийских олимпиад, обеспечивая исследовательскую площадку для методистов, работающих в области тестологии, имеет огромное практическое значение, знакомя учителей и школьников с новыми формами контроля языковой компетенции.
Коммуникативная компетенция рассматривается сегодня, как умение адекватно пользоваться языком в конкретной жизненной ситуации общения для достижения целей, лежащих вне языка. Помимо владения языковой формой, коммуникативная компетенция с необходимостью включает когнитивный, дискурсивный, прагматический, социокультурный, психолингвистический компоненты, формирование которых должно стать органичной частью методики обучения иностранным языкам в школе.
Всероссийская олимпиада школьников по французскому языку проходит в два тура.
Первый тур — предварительный. Задания этого тура рассылаются в регионы. По результатам предварительного тура отбираются школьники 10-11-х классов, показавшие лучшие результаты в своем регионе. Победители регионального тура принимают участие в заключительном туре олимпиады (по 3-5 победителей регионального тура олимпиады от каждого субъекта Российской Федерации).
Второй тур — заключительный — состоит из пяти конкурсов: конкурс устной речи (монологическое высказывание и диалог-дискуссия), конкурс письменной речи, конкурс понимания устного текста, конкурс понимания письменного текста, лексико-грамматический тест.По результатам финального тура жюри олимпиады определяет победителей олимпиады I, II и III степеней.
Количество участников и регионов, представляемых ими, увеличивается ежегодно от одной олимпиады к другой. Так, если в заключительном туре 1-й Всероссийской олимпиады школьников приняло участие около 60 человек, то в Орел приехало уже около 120. В 2006 году зарегистрировано 156 участников. Количество девочек при этом примерно в два-три раза превышало количество мальчиков, участников олимпиады.
В организации олимпиад принимают активное участие специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, местных органов самоуправления, преподаватели институтов (академий) усовершенствования учителей и педагогических университетов и институтов.
В состав жюри традиционно входят профессора, доценты и преподаватели ведущих вузов Москвы (Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Московского государственного лингвистического университета, Московского государственного педагогического университета, Московского городского педагогического университета, Гуманитарного педагогического университета), авторы учебников и учебных пособий для школ, а также преподаватели высших учебных заведений городa, принимающего олимпиаду.
Для финального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2006 было подготовлено пять конкурсов: лексико-грамматический тест, понимание устного текста, понимание письменного текста, продуцирование устной речи (монологическое высказывание и диалог-дискуссия), продуцирование письменной речи (аргументация собственного мнения в форме статьи для школьного периодического издания). В первых трех конкурсах составители использовали два основных метода тестирования: выбор правильного ответа из предложенных вариантов (так называемые вопросы закрытого типа) и формулирование ответа своими словами (открытые вопросы). Два других – носят творческий характер, ставя участников олимпиады перед необходимостью не только высказать собственную точку зрения по предложенной проблеме, но и аргументированно обосновать ее. Для их проверки были разработаны критерии оценок, список которых прилагается к заданиям.
Задания всех конкурсов олимпиады в последние годы по сложности соответствовуют уровню В2+ (в терминах Совета Европы) или пороговому продвинутому усложненному.
Задания олимпиады контролируют как рецептивные навыки (чтение, аудирование), так и продуктивные навыки (письменная и устная речь). Отдельно проверяется знание лексики и грамматики.
Такой комплексный подход стал традицией Всероссийских олимпиад по французскому языку, поскольку лишь он дает компетентному жюри возможность выбрать из полутора сотен старшеклассников, победивших на региональных олимпиадах, два десятка лучших в нашей стране. Ошибиться нельзя не только потому, что всякая ошибка жюри кажется несправедливой и учащемуся, и его педагогу, но еще и потому, что выбор победителей во многом определит их дальнейшую судьбу: все они получат государственные премии, а многие из них решат воспользоваться правом внеконкурсного поступления в профильные вузы. С другой стороны,трудные и разносторонние задания, а также строгие критерии оценивания,помогают многим участникам избавиться от иллюзий, увидеть свое истинное место среди не менее сильных и ярких представителей других регионов.
Результаты каждого дня олимпиады в виде баллов ежедневно вывешиваются для всеобщего ознакомления, так что каждый участник знает, в каких видах речевой деятельности у него имеется отставание.
В последний день олимпиады, до оглашения официальных итогов, члены жюри проводят специальное занятие с руководителями команд, разбирая подробно каждое задание, анализируя типичные ошибки участников. В 2006 году руководители команд получили полный комплект материалов финального этапа олимпиады.
Индивидуальный разбор письменных работ участников олимпиад по иностранным языкам не проводится, поскольку каждая работа проверяется двумя членами жюри, которые не имеют права делать какие-либо пометки в тексте работы. В случае значительного расхождения выставленных ими баллов, назначается дополнительная проверка третьим экспертом.
Оценивание устной части олимпиады проводится двумя членами жюри, которые беседуют с конкурсантами. После его ухода каждый из экспертов заполняет протокол ответа, затем выставляется общая оценка.Все собеседование записывается на магнитофон, что обеспечивает возможность последующего обсуждения итогового балла в широком составе жюри.
Критерии оценивания устной речи включают такие параметры, как успешность и эффективность решения поставленной коммуникативной задачи, а также уровень владения французским языком (произношение, грамматика и лексика). При оценивании диалогической речи к ним добавляется еще один параметр — взаимодействие с собеседником.
Пока учащиеся выполняют задания, для руководителей команд проводятся методические семинары с авторами учебников, выпущенных издательствами «Просвещение» и «Дрофа», встречи с представителями французских издательств, семинары с разработчиками ЕГЭ.
В свободное время участники олимпиады могут познакомиться с историей и культурным наследием того региона, города, где проводится олимпиада.
В торжествах по поводу открытия и закрытия олимпиад обычно принимают участие губернаторы, министры и руководители органов управления образованием, представители бюро по сотрудничеству в области образования посольства Франции в г.Москве. Всем участникам вручаются памятные сувениры и дипломы участника.
Представители жюри и оргкомитета вручают дипломы и призы победителям олимпиады, поощрительные и специальные призы по отдельным номинациям всем участникам заключительного этапа.
Оргкомитет награждает почетными грамотами и призами учителей, подготовивших школьников, занявших призовые места.
В 2004 году пять конкурсантов, занявших первое и второе места, получили приглашение на молодежный фестиваль, проходивший летом того года во Франции.
В 2006 году 30 лидирующих конкурсантов получили аттестаты, дающие право на бесплатную сдачу экзамена любого уровня (по их выбору), а 10 десятиклассников, занявших первое, второе и третье места, получили возможность принять участие в двухнедельной поездке во Францию (5 человек посетили Париж, а 5 человек — Экс-ан-Прованс).
Отрадно отметить, что «география» победителей олимпиад ежегодно расширяется: так,в 2006 году ее победителями, наряду с традиционно «успешными» представителями Москвы и Санкт-Петербурга, стали учащиеся из Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Перми, Северодвинска, Тулы, Калуги, Казани, Ярославля, Дзержинска, Самары, Челябинска, Мытищ, Набережных челнов, Йошкар-Алы, Инты.
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
История проведения Всероссийских олимпиад школьников по немецкому языку началась в 2000 году. В том году в апреле в Нижнем Новгороде прошла первая из них. Последующие олимпиады прошли в Иваново (2004 год), Нижнем Новгороде (2006 год).
В заключительных этапах Всероссийских олимпиад принимали участие, как правило, учащиеся 10-11 классов общеобразовательных учреждений России (по 2-3 победителя регионального этапа олимпиады от каждого субъекта Российской Федерации).
Количество участников и регионов, представляемых ими, увеличивалось ежегодно от одной олимпиады к другой. Так, в III Всероссийской олимпиаде школьников приняли участие уже 175 школьников из 55 регионов Российской Федерации.
В организации олимпиад принимают активное участие специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, местных органов самоуправления, преподаватели институтов (академий) усовершенствования учителей и педагогических университетов и институтов.
В состав жюри традиционно входят профессора, доценты и преподаватели ведущих вузов Москвы (Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Московского государственного лингвистического университета, Московского государственного педагогического университета, Московского городского педагогического университета, Гуманитарного педагогического университета), авторы учебников и учебных пособий для школ, а также преподаватели высших учебных заведений городов, принимающих олимпиаду.
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Олимпиадное движение по технологии, в отличие от предметов естественнонаучного профиля, имеет относительно недавнюю историю. Жизненная необходимость знания азов электрорадиотехнологии, обработки конструкционных материалов (металл, древесина), обработки ткани, побудила Министерство образования Российской Федерации сделать первые шаги на пути к организации Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
26 мая 1999 года приказом №1467 был утвержден состав центрального организационного комитета и предметных методических комиссий Всероссийской Олимпиады школьников. В состав центрального организационного комитета были включены главный специалист Департамента общего среднего образования МОРФ Марченко А.В. и профессор МПГУ Хотунцев Ю.Л. В состав предметной методической комиссии по технологии Всероссийской Олимпиады школьников были включены: по направлению «Технология обработки конструкционных материалов» проф. Хотунцев Ю.Л. (председатель), доц. МИПКРО Гурьев Ю.Ю., зав. лаб. МИПКРО Дубровская Л.И., главный специалист Департамента общего среднего образования Марченко А.В. и др.; по направлению «Культура дома» доц. ИОСО РАО Кожина О.А. (председатель), методист научно-методического центра Северо-Восточного окружного управления образования г.Москвы Алямовская Н.А., методист МИПКРО Белова Т.И. и др.
В соответствии с приказом МОРФ №1304 от 22.12.99 Департамент общего среднего образования МОРФ направил в органы управления образованием субъектов Российской Федерации письмо о проведении I Всероссийской Олимпиады школьников по технологии. В письме отмечалось, что заключительный этап I Всероссийской Олимпиады будет проводиться с 17 по 21 апреля 2000 года в Брянске на базе Управления образования администрации Брянской области, Брянского Государственного педагогического университета и Брянского областного института повышения квалификации работников образования.
И идея была воплощена в жизнь. Действительно, 17-21 апреля 2000 года в Брянске была проведена I Всероссийская Олимпиада школьников по технологии, и это событие ознаменовало следующий этап внедрения образовательной области «Технология» в нашей стране.
Основными целями и задачами Олимпиады являлись:
• повышение престижности и качества технологической подготовки школьников;
• выявление и поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учителей технологии (трудового обучения);
• привлечение школьников к выполнению общезначимых и практически важных проектных заданий.
Олимпиада проводилась в виде конкурса проектов и очного заключительного тура с выполнением практических заданий по основным разделам минимального содержания основного общего среднего образования и программы «Технология», изучаемых в 5-9 и 10-11 классах.
Для выполнения практического заданий каждый участник должен был привезти собственное изделие (не проект), выполненное до 50% и на месте в отведенное время должен был завершить работу.
От каждого региона было возможно участие четырех проектов: технология обработки конструкционных материалов, художественная обработка материалов, культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов, художественная обработка материалов 9-11 классы. На конкурс принимались коллективные работы с числами участников не более 3 человек.
II Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводилась также в Брянске в период с 23 по 27 апреля 2001 года. По своей организации и целям проведения она немногим отличалась от своей предшественницы. Успех первых двух олимпиад во многом определил судьбу дальнейшего технологического образования в стране. Преподаватели были заинтересованы в подготовке своих учеников для участия в олимпиаде и, тем самым, определяли желание ребят сделать лучший проект и одержать абсолютную победу, из чего естественным образом следовало совершенствование технологических знаний и навыков учащихся.
За II олимпиадой следовала III, которая была проведена при активной поддержке Департамента образования Администрации Тульской области и Тульского государственного педагогического университета им.Л.Н.Толстого (ТГПУ) с 22-26 апреля 2002 года в одном из старейших промышленных центров страны г.Туле.
В олимпиаде участвовали 141 школьник (74 девушки и 67 юношей) из 37 регионов России (в прошлом году из 31 региона), а также из Белоруссии. Тем самым был сделан первый шаг к превращению Всероссийской олимпиады школьников по технологии в международную.
С 22 по 26 апреля 2003 года в Брянске состоялся заключительный этап IV Всероссийской Олимпиады школьников по технологии. Она стала третьей Всероссийской Олимпиадой, которая была подготовлена и проведена Департаментом образования Брянской области при активном участии Брянского Государственного университета им.Акад. И.Г.Петровского.
Заключительный этап V Всероссийской олимпиады школьников по технологии проходил 19-24 апреля 2004 года в г.Курске, в Курском Государственном университете. Олимпиада была подготовлена и проведена Комитетом образования Правительства Курской области при активном участии Курского государственного университета.
По итогам пяти лет проведения Всероссийской олимпиады школьников по технологии можно сделать вывод о возрастающем уровне подготовки учащихся в этой образовательной области, что одновременно говорит и о растущем мастерстве учителей, внимании органов управления образованием и школ к подготовке молодого поколения к труду и выбору профессии. Участие в олимпиаде позволяет школьникам и их наставникам обменяться опытом, зарядиться творческой энергией. |
|
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
В 1999-2000 учебном году Министерство образования Российской Федерации впервые включило физическую культуру в перечень учебных предметов, по которым проводится Всероссийская олимпиада школьников. Приказом Министра образования был утвержден состав оргкомитета олимпиады и состав соответствующих предметных комиссий. Всероссийская олимпиада школьников представляет собой конкурсное испытание учащихся основной и средней школы — юношей и девушек (раздельно). Конкурсное испытание состоит из заданий практического и теоретико-методического характера. Практическое задание заключается в выполнении упражнений базовой части Примерной программы по физической культуре по разделам: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол. Теоретико-методическое задание заключается в ответах на тестовые вопросы. Тематика вопросов соответствует требованиям к уровню знаний выпускников основной и средней школы по образовательной области «Физическая культура».
Олимпиада проводится в пять этапов:
Первый этап — школьный организуется общеобразовательными учреждениями в октябре. Второй этап — городской организуется органами местного самоуправления или местными органами управления образования в ноябре. Третий этап — региональный организуется совместно государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации и советами ректоров высших учебных заведений в январе. Участники заключительного этапа олимпиады выбираются исключительно из победителей и призеров регионального этапа.
В программу олимпиады включены две группы заданий, выбранных из содержания практического и теоретико-методического разделов учебной программы по физической культуре.
Практические задания заключаются в выполнении упражнений из разделов: гимнастика, спортивные игры и легкая атлетика. Проверка подготовленности участников олимпиады по каждому разделу осуществляется в соответствии с разработанными правилами и регламентом конкурсных испытаний.
По итогам каждой из олимпиад проводятся «круглые столы», участниками которых являются представители МО РФ, организаторы олимпиад, руководители делегаций участвующих регионов.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации победители Всероссийской олимпиады, выявленные в ходе проведения заключительного этапа, получают преимущественное право на зачисление в центральные высшие учебные заведения в области физической культуры, а победители республиканские или областные высшие учебные заведения.
Олимпиада представляет собой нечто большее, чем отбор абитуриентов. Она сегодня имеет все признаки общественного движения, нацеленного на формирование высокой культуры тела, духа и разума современного человека.
Постепенно олимпиада по физической культуре должна приобрести массовый характер, пробудить в школьниках желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями и стремиться к здоровому образу жизни.
С каждым годом количество участников Всероссийских олимпиад школьников растет, что свидетельствует о повышении ее популярности.
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ПРАВУ
Право, будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, создает уникальные возможности для решения современных образовательных задач. Оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. В частности, изучение правового материала создает условия для развития и самоопределения личности, освоения общепринятых в обществе норм и конструктивных моделей поведения, формирования активной жизненной позиции, умения принимать самостоятельные решения, нести ответственность за себя и свои действия.
В 2001-2002 году РФПР при поддержке Министерства образования Российской Федерации возобновил проведение Всероссийских олимпиад школьников по праву.
С 2003года Всероссийская олимпиада школьников по праву имеет официальный статус и проводится в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации.
В 2002-2003 году она прошла в г.Рязани.
В 2003-2004 году она прошла в г.Тамбове.
В 2004-2005 году она прошла в г.Перми.
Статус олимпиады дает право победителям заключительного этапа быть зачисленными в высшие учебные заведения без вступительных испытаний. Для предоставления такого права победителям предметных олимпиад в Закон об образовании была внесена специальная поправка.
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Всероссийские олимпиады школьников по обществознанию стали проводиться сравнительно недавно. Их прошло только две: в 2001 году в г.Кирове и в 2005 году в г.Набережные Челны. Следует отметить, что в 2002 году в г.Пскове, в ходе Всероссийской олимпиады по истории, вне зачета по отношении к самой олимпиаде, членами жюри для пожелавших участвовать (ими оказались почти все конкурсанты) был проведен «День обществознания», содержавший конкурсы по различным номинациям, отразившим отдельные модули этого интегрированного курса. По итогам данного соревнования победителям были вручены награды.
Несмотря на такой небольшой опыт проведения Всероссийских олимпиад по обществознанию, можно говорить о складывании некоторых традиций.
Традицией Всероссийских олимпиад школьников по обществознанию стало формирование жюри, в котором отражены четыре категории участников: учителя, научные сотрудники, преподаватели вузов, методисты. Часто один и тот же член жюри олицетворяет собой несколько из этих категорий.
Также одной из традиций олимпиады стали встречи ученых, авторов учебников — членов жюри с руководителями делегациями (учителями, методистами, работниками дополнительного образования, преподавателями вузов) команд из регионов России. Среди тех тем, которые рассматривались на таких встречах выделим следующие:
· содержание и методика проведения различных этапов олимпиад школьников;
· подготовка школьников к Всероссийским олимпиадам;
· современные школьные учебники по обществознанию: состояние, проблемы, перспективы;
· региональный компонент школьного курса обществознания и др.
Одной из общих черт олимпиад по обществознанию стало все более активное участие в составе методической комиссии и жюри представителей вузовской науки, особенно университетов из мест проведения олимпиады и МГУ им.М.В.Ломоносова.
Олимпиады школьников с каждым годом становятся все более популярными, вовлекая в свою орбиту значительное число учащихся. Особенностью современного этапа олимпиадного движение является становление его новой функции — создание льготных условий для поступления в высшие учебные заведения тех учащихся, которые стали победителями высоких уровней (Всероссийского, регионального) этих состязаний.
Сегодня выстраивается логика проведения олимпиад по обществознанию. В связи с этим имеется возможность обобщения уже накопленного опыта, а потребность в его представлении для тех, кто организует олимпиады по данному предмету, участвует в нем в качестве конкурсанта, тем более назрела.