Маргарита Валентиновна Сергеева,
школьный библиотекарь Мариинско-Посадской общеобразовательной школы г. Мариинский Посад Чувашской Республики
Снижение интереса к чтению сегодня фиксирует большое количество социологических исследований. Родители прошлых поколений читали своим детям гораздо больше книг, чем нынешние. И если в начальной школе интерес к чтению еще сохраняется, то к девятому классу, по данным нашего исследования, он катастрофически падает. У школьников формируется отношение к чтению как принудительному и скучному занятию, которое никому не нужно, - так считают 10 процентов учеников. А 19 процентов ребят этого возраста признаются, что они просто ненавидят читать. Возможно ли изменить ситуацию? Кто и как может этому способствовать?
Сегодня доминирует телекультура, но пусть она будет источником правильного русского языка. С появлением Интернета люди стали меньше читать, они стали читать другое и по-другому. Появилась такая замечательная вещь, как аудиокнига, к счастью, сделанная на хорошем русском языке… Моя позиция практика проста: информационное пространство должно быть избыточным, книг должно быть много, они должны стать более доступными (или хотя бы какая-то часть из них), потому что, как бы все-таки ни была велика роль школьных библиотек, колоссальную воспитывающую функцию выполняют домашние библиотеки, а они, увы, не всем по карману. И, по всей видимости, нужно серьёзное вмешательство со стороны власти для создания целевых программ, связанных с чтением.
В конце XIX века Россия переживала кризис детского чтения, подобный тому, какой наблюдается у нас сегодня. Педагоги пришли к выводу, что причина - царившая в те годы методика объяснительного чтения, которая сводилась преимущественно к работе с текстом и не учитывала субъективный характер восприятия прочитанного. Суть объяснительного чтения сводилась к нахождению главной мысли печатного текста, составлению плана и пересказу прочитанного, ответу на вопрос: чему учит книга? У объяснительного чтения был два главных не достатка. Оно не раскрывало образного и эмоционального содержания художественного произведения и не стимулировало личностный отклик читателя на прочитанный текст. Стало ясно, что надо менять всю систему методики чтения. Умы педагогов все увереннее захватывала идея творческого чтения.
Испытание эмоционального подъема, озарения, вдохновения в момент чтения побуждает читателя вновь и вновь тянуться к книге. Этот подход к чтению как к творчеству развивался до 1980-х годов. Но потом в связи с процессами информатизации стали развиваться информационный подход к чтению и так называемое поверхностное чтение.
О том, что современные дети не хотят читать, не сказали не вздохнул разве что ленивый. Армии виртуального мира во главе со своим полководцем Интернетом трубят победу: повержено не только традиционное чтение, но даже, казалось бы, непоколебимое телевидение. Для того, чтобы заставить современного ребенка прочесть хотя бы пару страниц, надо, по крайней мере, приковать его к книге цепью. Но так ли это на самом деле, или стереотипы в очередной раз возобладали над истиной?
В Мариинско-Посадской общеобразовательной школе было проведено социологическое исследование среди учащихся 1-9 классов «Что читаешь, человек, читающий»? Респондентам были заданы простые вопросы: «Какую книгу они читают сейчас?», «Что повлияло на их выбор?», «Какие жанры предпочитают?», «Какого автора могли бы назвать своим любимым?», «Какую литературу выбирают их родители?», «Большая ли дома библиотека, и как часто она пополняется?». Анкеты были анонимными, и поэтому ребята отвечали сот спокойным сердцем, искренне и честно.
Наш небольшой вопрос выявил очень важную закономерность: через отношение ребенка к книге можно проследить его отношение к родителям и рассмотреть, чем живет та или иная семья.
Практически все дети ответили, что дома у них большая библиотека, но собрана она была еще бабушками и дедушками, сегодня же обновляется крайне редко.
По результат исследования было выявлено, что наиболее активными читателями школьной библиотеки являются учащиеся начальных классов. Читают они много, но выбор литературы этой группы чаще всего хаотичен, бессистемен. Наибольшей популярностью пользуются произведения фольклорных жанров (русские народные сказки, сказки народов России) и сказки русских писателей, стихи и сказки детских писателей (Н.Носова, В.Драгунский, С.Маршака, С.Михалкова, А.Барто, Б.Заходера, В.Чаплиной, Е.Пермяка и др.)
Анализируя исследование, можно сделать следующие выводы: современная школьная библиотека должна стать не только информационным центром, но и центром досуга учащихся, быть привлекательной для ребенка. Одной из причин, которые влекут детей, многие указывали: «Желание встретить в библиотеке человека, с которым мне было бы интересно общаться».
Ответы пятиклассников доказали: любопытство берет верх над временем и обстоятельствами. Если тебе 10-11 лет, то тяга ко всему необычному, смешному и приключенческому должна во что-то вылиться, например, в чтение соответствующей литературы, захватывающей и будоражащей воображение. Особой популярностью у пятиклассников пользуется цикл книг о юном волшебнике Гарри Поттере. Так же среди популярных авторов названы И.Крылов, М.Твен, А.Линдгрен, стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева.
Шестиклассники отмечают то, что на их выбор книг повлиял авторитет старших (сестер, братье и родителей). Всё-таки в этом возрасте авторитет – не пустой звук. Круг их интересов – приключенческая литература (произведения А.Дюма, Ж.Верна, Д.Дефо), так же рассказы А.Платонова, Л.Пантелеева, рассказы И.Яковлева и других известных чувашских писателей. Особой популярностью в этом возрасте у респондентов пользуются справочные энциклопедические научно-популярные издания (серия «Аванта+», «Что есть что» и др.). На роль советчиков, к чьим рекомендациям прислушиваются, подростки все чаще выбирают друзей. При этом шестиклассники утверждают, что куда чаще читают книги не из школьного программного списка.
В седьмом классе картина начинает постепенно меняться. Меньше половины ребят ответили, что на данный момент не читают ничего, кроме статей в Интернете. Остальные предпочитают боевики и триллеры. Среди художественных произведений – «Тарас Бульба» Н.Гоголя, «Приключения Шерлока Холмса» А.Конан-Дойля. Когда речь заходит о любимых жанрах, подростки на первое место ставят фантастику и фэнтези. А о классике вспоминают редко, только готовясь к заданиям по программе.
Более половины восьмиклассников признаются, что очень редко читают книги не по школьной программе – времени не хватает. Многие ребята вообще не смогли назвать свою любимую книгу, а другие заявили, что никогда не обсуждают со сверстниками вопрос о литературе, т.к. «есть много тем поинтереснее».
Но все же, не смотря на так называемый «подростковый цинизм», восьмиклассники выбирают энциклопедическую литературу, произведения А.Чехова, И.Куприна, Л.Толстого.
Говоря о девятиклассниках, можно утверждать, что выбирают только те книги, о которых идет речь на уроках литературы. Самым любимым произведением они назвали «Героя нашего времени» М.Лермонтова. Так же в списке любимых произведений девятиклассников часто встречается литература по психологии и психологическая проза. Возможно, такой выбор обусловлен поиском решений своих непростых подростковых проблем.
Анализ показал, что, конечно же, есть дети, которые привыкли познавать и постигать новое (это «олимпиадники», активисты). Но их – в разы меньше. Так было всегда. И сегодня перед школьной библиотекой ставится острый вопрос: «Не поглотит ли возрастающая армия равнодушных к чтению, совсем маленький отряд книгочеев?»
Именно поэтому мы ставим школьную библиотеку во главу угла. Перед школьным библиотекаре стоит педагогическая задача: дополнить уроки литературы до целостного и rглубинного понимания текста, его сокровенных смыслов, в особых условиях библиотеки как «аптеки для души». И без хорошего основного фонда решить эту задачу библиотекарю очень сложно. Особенно в условиях, когда, по данным исследований, 30-40 процентов россиян не имеют дома книг. И если ребенок приходит в библиотеку, которая как социальный институт призвана компенсировать и выравнивать стартовые возможности детей, она должна иметь в своем фонде не только учебники, но и хорошую художественную и научно-популярную литературу. Ребенок должен получить книгу в нужное время, в нужном месте. Иначе потом он пополнит слой функционально неграмотных людей.
Уникальность школьной библиотеки в ее многофункциональности. Прежде всего, она, конечно, учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет одновременно функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. Библиотека должна стать информационным центром школы, в котором учителя-предметники смогут проводить свои занятия с использованием ИКТ. В такой библиотеке ученики смогут готовиться к занятиям. Если у них дома, например, нет компьютера. Здесь же они получат доступ к Интернету, различным информационным ресурсам, например, книгам в электронном виде. Работа библиотекаря должна стать эффективной, в его работе должны помогать информационные технологии.