Найда С.Я., учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ № 1» г. Канаш
Современная школа требует нового подхода в решении проблем воспитания и образования. Учителям русского языка и литературы нашей школы очень близка технология сотрудничества в проведении внеклассных мероприятий, технология воспитания духовной культуры молодого поколения.
При планировании работы методического объединения мы всегда включаем в план проведение больших мероприятий: научно- практические конференции, передвижные музеи, чтения, тематические конкурсы чтецов, театрализованные представления. Общая работа, подготовка, сбор материала, выступления учащихся – все сближает ребят и педагогов. Необычно прошли в школе Лихачевские чтения по теме « Что век грядущий нам готовит? Каков он, человек 21 века?» Цель мероприятия: сформировать мировоззрение, нравственность старшеклассников. Одни ученики готовили презентацию о жизни и творчестве этого удивительного человека, другие – материал к стендам: « Книга – твой друг», « Молодость – вся жизнь», « Смысл жизни», третьи подбирали высказывания и готовили плакаты. Видимо потому, что личность этого человека для детей была не совсем знакома, за работу принялись с большим энтузиазмом. Все ученики 9 – 11 классов прочитали знаменитую книгу « Письма о добром и прекрасном», писали рецензии по понравившемуся тексту письма. Ведущий учитель сумел объединить выступления учеников, делал выводы. Сорок шесть писем, вошедших в книгу, послужили основой для серьезного разговора о смысле жизни молодежи, воспитании и образовании, роли книг в жизни человека.
Слова ведущего о 21 веке, роли в нем молодежи заставили ощутить причастность ребят к тому, что происходит в жизни. Говорят, что в век скоростей и новых технологий не принято говорить о нравственности и культуре, но академик Д.С. Лихачев считал, что этот век будет веком гуманитарных наук и просвещения, и он в этом совершенно прав. Мы обращаемся сегодня к наследию этого человека для того, чтобы разбудить свою совесть, припасть к истокам родной культуры, задуматься о себе. Созвучно этим словам стихотворение Александра Кушнера, в котором поэт размышляет о времени и о себе:
Времена не выбирают.
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чтоб клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке поменять.
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный.
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время – это испытанье,
Не завидуй никому.
Слушатели узнали о книге Д.С. Лихачева, изданной в 1985 году и являющейся библиографической редкостью. Уникальность ее в том, что она обращена к тем, кому предстоит жить, идти ее сложными путями. Это сборник мудрости, речь доброжелательного Учителя, который хочет помочь молодым. Все, сказанное Д.С. Лихачевым, актуально и будет востребовано всегда.
На чтениях были выслушаны сообщения по темам:
1. « Молодость – вся жизнь».
2. Какой он, воспитанный человек?
3. Роль книги в жизни человека.
4. Смысл жизни человека
Д.С. Лихачев призывает нас беречь молодость до глубокой старости. Иногда молодого и молодым – то не назовешь. Он пассивный, инертный, а новое время требует людей энергичных, деловых, решительных. Выступающий ученик подтвердил эти слова, прочитав стихотворение Сергея Острового « Мое слово к молодежи»:
Все пройди, не петляя окольно,
А сломав у невзгод острие –
Утвердись в этой жизни достойно
И поверь в назначенье свое.
И вперед. И движенье, движенье.
И по трудным пройдя адресам,
Не проси у судьбы снисхожденья.
Сам судьбу свою вылепи, сам.
Каждое выступление ребят сопровождалось вокальным исполнением песен по теме выступления. С ликованием встретили ребята исполнителя песни « У нас, молодых». Каждого из ребят затронула тема за душу, не остались они равнодушными.
По мнению Д.С. Лихачева, « воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, кто воспитывает в себе бережное отношение к миру, к обществу, природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь». Выступающий привел слова Платона: « Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными, поэтому мы должны быть воспитанными, чтобы стать полноценными членами общества». Бурные споры разгорелись после выступающего о роли книги в жизни человека. В письме 22 говорится о любви к чтению: « Каждый человек должен заботиться о своем интеллектуальном развитии». А основной способ развития – это книги. А нужны ли книги в нашей жизни? В век компьтеров и Интернета, может,они устарели? « Нет, - ответили ребята,- книги всегда будут сопровождать нашу жизнь» и привели пословицы : « Чтение – вот лучшее учение», « Книга – твой друг, без нее, как без рук».
Любого старшеклассника в современной школе волнует вопрос: в чем смысл жизни? И на этот вопрос мы получили ответ в известной книге: « Бесцельно жить нельзя, это пустая трата времени». А как думают ребята? « Можно просто творить добро, нести свет людям, стать личностью, с которой будут считаться».
Полезный разговор завершился притчей о смысле жизни. Пауло Коэльо, португальский писатель, однажды поделился такой историей. Его знакомая встретилась с монахом, который сказал, что простой банан может указать смысл жизни. Он достал из сумки гнилой банан и швырнул его в сторону.
- Это жизнь, которая в нужный момент осталась невостребованной, а теперь уже поздно.
Извлек из сумки зеленый банан и вернул его на место.
- Это жизнь, еще не состоявшаяся, ей нужно дождаться своего момента.
Наконец вытащил спелый банан и сказал:
- А для этой жизни главный момент наступил.
Конечно, многие в этот день открыли для себя имена поэтов, узнали их стихи, прикоснулись к мировой культуре, главное, они не остались равнодушными. На вопрос: каков он, человек 21 века, все пришли к выводу, что это умный, воспитанный, культурный человек.
Конечно, организация подобных чтений требует основательной подготовки. Но итогом является то, что ребята приобщаются к духовной культуре, привыкают к публичным выступлениям, могут отстаивать свою точку зрения.