Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Литература и современный читатель (Из опыта работы Ивановой Г.И., учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №1» г.Канаш)

Иванова Г.И., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №1» г.Канаш

 

        Привычка к чтению вообще и чтению литературы того или иного рода, формируется в детстве – семейным укладом, кому как повезет в школе с учителем словесности. С течением времени возможны и даже, наверное, неизбежны изменения в настроении и мировоззрении и, соответственно, в читательских пристрастиях, но ограниченные, не выходящие за некие рамки. То есть, человек, выросший на комиксах, не возьмется вдруг роман Л.Н.Толстого «Война и мир».

         Скорость передачи информации качественно изменила восприимчивость человека. Рассказ-роман, рассказ-повесть, роман-рассказ  уже не будущее, а нынешняя реальность. Такая трансформация стала возможна благодаря появлению интернета и мобильной связи, когда необходимо (в частности и для того, чтобы сэкономить деньги) четко и лаконично формулировать мысль без лишних славословий. Сжатость и концентрация текстового поля, техничность языка будет только способствовать продвижению «новых» жанров. Сплав мультипликационности и примитивизма комиксов становится  неотъемлемой жанровой и сюжетной частью современной литературы.

       Литература будущего стремится к анонимности и условности авторства. Сжатие текстов станет обычным делом. Появится новое поколение литераторов, так называемых литдиджеев или "литджокеров", которые будут "вырывать" куски из литературных произведений других авторов и вставлять в свои, или делать полностью сборную "солянку". Уже сейчас есть авторы, работающие в этом направлении.

        Старые формы изложения и подачи литературного материала, при помощи которых происходило вживление библейских истин в сознание современного читателя себя полностью исчерпали. Возможно даже изобретение новых условных литературных моральных принципов, безнравственных в традиционном понимании. Но это вынужденная необходимость, рожденная кризисом современной литературы. Переходные сюжетные и жанровые формы - это временные переправы и мостики в качественно новую литературу будущего для преодоления литературного застоя.

         Поэтому сегодня возникает  проблема чтения, его места в жизни наших читателей.  В настоящее время формируется поколение, обладающее невербальным мышлением, в связи с чем возникает вопрос у многих школьников: а нужно ли чтение? Второй вопрос: что и как нужно читать? Нужно ли читать качественную литературу? Важен и вопрос: для чего нужно читать? Существуют ли на современном этапе ценности, которые могли бы быть приемлемы для большинства.  Как в эту систему вписывается чтение?                 В настоящее время педагоги, в том числе учителя-словесники, не являются читательской элитой, читают, как все. В частности, они, как и основная масса читателей, реализуют через чтение право на качество жизни. Они читают, чтобы разобраться в себе и понять других. Многие читатели ждут от чтения радости, а современная "высокая", "элитарная" литература не предоставляет им такой возможности. Однако, по ее мнению, чтение не уйдет из жизни человека. Современные люди продолжают читать.

         Школьники, которым нравится чтение художественной литературы, реже испытывает агрессивность в отношении других людей, более толерантно относятся к представителям других национальностей.  Жанровые предпочтения в чтении также позволяют отметить некоторые личностные особенности. Например, среди любителей мистики и книг ужасов примерно половина испытывает неприязнь по отношению к представителям других национальностей. Среди читателей серьезной современной и классической зарубежной литературы этот процент почти в два раза меньше.

         Классическую литературу на сегодняшний день читают преимущественно учащиеся старших классов и люди старше 50 лет. У старшего поколения такой выбор носит во многом демонстративный характер, учащиеся же читают в связи с требованиями программы. Сегодня отмечается негативное отношение школьников к целому ряду произведений, входящих в программу.

       Мне кажется причины такого отношения в том, что  программные произведения воспринимаются молодым поколением, как учебные пособия, а не как книги, школьники просто не умеют читать классику, не понимают ее или не хотят понять. Хотя в современной школе  мы, учителя – словесники, учим анализировать литературные произведения. Да и проблема в том, что сегодня школьники не читают.

       А  литература - не скучная учебная дисциплина, а большой увлекательный мир. Необходимо превратить чтение в игру и в часть жизни. Ведь литература является частью нашего повседневного опыта, она вписана в повседневную реальность.

       Но за последние годы умные  книги уходят в Интернет.

Интернет позволяет читателю ознакомиться совершенно бесплатно со стихами и прозой, со статьями и эссе. Но статус литературы зависит от более значительных обстоятельств: от ее внутреннего состояния, от ее взаимоотношений с читателем, от одухотворенности культуры в целом, от степени взаимопонимания с властью. 

          Литература в Сети во многом замусорена вещами графоманскими, скороспелыми, несовершенными в художественном отношении. Сеть – пространство ничем не ограниченного самовыражения сочинителя, в том числе и малоталантливого и даже порою малограмотного. А литература с древнейших времен подразумевала наличие в писателе ответственности и стремления к достоверности, соотнесение своего труда с высокими образцами иных авторов – как современников, так и классиков. Поэтому в Сети литература как бы в гостях, а в книге – у себя дома.

          Современный читатель нуждается, прежде всего, в милосердной и светлой литературе. Я не имею в виду некий «глянец», коллизии в прозе могут быть очень непростыми и душевно тяжкими. Но свет всегда должен присутствовать в главных литературных героях: жизнелюбие – необходимый двигатель искусства. В особенности это касается нашей современной литературы, охваченной депрессией и публицистической воинственностью, с одной стороны, и плетением смысловых кружев, частностями – с другой.

 Кроме того, в литературе должно быть поменьше грязи. Даже если писатель живописует картину, кажется, беспросветную, ему не следует увлекаться этим занятием, поскольку оно для души человеческой тягоcтно.

          Не секрет, что сегодня в литературном произведении интрига стала едва ли не главным достоинством. Поэтому для серьезного писателя важен пример Ф.М. Достоевского, который многие свои сюжеты черпал из газетной хроники; образ А.С.Пушкина, который многое сделал для русской литературы, чтобы ее любили. В современных условиях необходимо читателя завоевать и живостью рассказа, и правдивостью событий, и описанием природы, и обращением к главнейшим смыслам человеческой жизни.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика