Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Кульева А.Р. Язык до Киева доведет // Народная школа. – 2009. - №1.

А.Р. Кульева, зав. кафедрой дошкольного и начального образования

В Республике Татарстан  Институтом развития образования совместно с Министерством образования и науки  Татарстана 1-3 декабря 2008 года проведен межрегиональный научно-практический семинар по теме «Языки (государственные, родные) в системе образования в условиях нового образовательного законодательства Российской Федерации» в рамках реализации федерального проекта «Разработка комплекса предложений для формирования примерной общеобразовательной программы по языкам тюркской языковой группы для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения». В нем приняли участие руководители подразделений федеральных органов исполнительной и законодательной власти, специалисты по языкам тюркской языковой группы Якутии, Чувашии, Башкирии, Кабардино-Балкарии, Хакасии, Алтая, Карачаево-Черкесии, Тувы, Татарстана, методисты, учителя родного и русского языков – победители национального проекта «Образование», писатели и поэты.

От нашей республики в работе семинара участвовали специалист Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики И.В. Ядранская, профессор В.Г. Родионов и доцент Э.И. Родионова из ЧГУ им. И.Н. Ульянова, доцент Т.В. Артемьева из ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, директор Михайловской СОШ Цивильского района В.Ю. Андреев. Чувашский республиканский институт образования представлен доцентом кафедры чувашского языка и литературы Н.Г. Ивановой и заведующим кафедрой дошкольного и начального образования доцентом А.Р. Кульевой.

Работа каждого рабочего дня семинара была посвящена важным сторонам обозначенной темы. В первый день выступившие ознакомили с состоянием преподавания родных языков в своих республиках (Е.Б. Тен – Якутия, И.В. Ядранская – Чувашия, Ф.А. Ахмерова – Башкортостан, Р.Д. Сунчугашев – Хакасия, Г.Х. Исмагилова – Татарстан, Ж.М. Дажиева – Кабардино-Балкария). Представители профессорского состава высших учебных заведений говорили о необходимости создания единых учебных комплектов по сравнительному изучению  тюркских языков и литератур в регионах, проведении межрегиональных студенческих конференций и олимпиад по тюркским языкам (В.Г. Родионов – Чувашия, Т.К. Шутина – Республика Алтай, И.С. Насипов – Башкирия, Стерлитамак). Первый день также запомнился обзором региональных программ по родным языкам (А.Р. Кульева  - Чувашия, А.М. Теппеев – Кабардино-Балкария, З.М. Габитова – Башкирия, Р.Х. Ягафарова - Татарстан). Здесь интересно было сравнить уровень научно-методического сопровождения процесса обучения родному языку в регионах. Надо сказать, что наш регион по представленной презентации, полноте учебно-методического комплекта, выступлению по данному вопросу смотрелся достойно (А.Р. Кульева, начальная ступень образования). Ученые-методисты, авторы УМК по родному языку после первого же дня работы нашли общие темы для обсуждения, в течение последующих дней консультировались по улучшению, обогащению создаваемых ими комплектов.

Во второй день принимающая сторона знакомила с опытом и практикой реализации программ по развитию тюркских языков в Республике Татарстан. Гостей принимали в двух инновационных учреждениях города Казань – гимназии № 19 и лицее № 149. В данных учреждениях города наряду с рядовыми классами с русским языком обучения (количество родного и русского языков в БУП одинаково) имеются классы с родным (татарским) языком обучения. Гимназия и лицей оснащены современным оборудованием, кабинетами, имеется высококвалифицированный педагогический персонал – все это позволяет создавать атмосферу взаимопонимания, всестороннего и свободного развития личности учащихся для максимального удовлетворения их образовательных запросов и потребностей, для успешного вхождения выпускников в социальную среду.

«Роль и значение тюркских языков в сохранении и развитии государственности России» - такова была тема третьего дня семинара. Здесь уместно будет отметить, что данная тема проскальзывала во всех выступлениях все три дня семинара. Последний день семинара был насыщен «чувашским»: на круглом столе в Доме дружбы народов г. Казань гостей после экскурсии первыми приветствовали дети с чувашским спектаклем, эмоциональным и содержательным было выступление Яковлева Константина Геннадьевича, председателя Ассоциации Чувашской НКА в Республике Татарстан. Яркий интерес вызвало выступление автора электронных пособий по языку Андреева Владимира Юрьевича среди специалистов: тема кодировки чувашских символов в Республике Чувашия открывает перспективу кодировки всех тюркских символов.  В разработке, обсуждении  и утверждении  резолюции семинара активно работали Н.Г. Иванова и А.Р. Кульева. Одним из предложений нашей делегации является оставить право разработки и грифования, издания учебно-методических комплектов по родному и русскому (неродному) языкам в регионах с целью сохранения относительно небольших расходов на эти нужды и обеспечения всего контингента учащихся бесплатной учебной литературой.

В целом семинар осудило содержание нового федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в части изменения понятия и структуры образовательного стандарта, предложил внести изменения в ФЗ-309, которые бы гарантировали, что государственные языки субъектов Российской Федерации включаются в обязательную часть основной образовательной программы. Участники предлагают создать экспертный Совет по разработке федеральных образовательных стандартов для образовательных учреждений с родным (нерусским), с русским (неродным) языком обучения как языка субъекта России и в требования к усвоению содержания образовательных программ по родным языкам включить обязательную государственную итоговую аттестацию. В резолюции семинара отдельным пунктом звучит необходимость создать на федеральном уровне нормативно-правовую баз об образовательных учреждениях с родным  (нерусским) языком обучения и русским (неродным) языком обучения, предусматривающую возможность обучения родным языкам в местах компактного проживания, и сдачи итоговой аттестации на государственных языках субъектов РФ, в том числе итоговой аттестации по русскому языку с учетом стандарта и программ школ с родным (нерусским) языком обучения.

Работу делегации на семинаре необходимо оценить положительно. Это отмечают и коллеги из других регионов. Как отметила доктор педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования БГПУ профессор Янгирова Венера Магасумовна, делегация Чувашской Республики «…и по составу, и по отношению к делу является солидной, заинтересованной в решении проблем сохранения и развития родного языка». Высказана позиция авторских коллективов по сохранению издательского права у регионов, установлены связи между авторскими коллективами, произошло определение позиций соответствующих кафедр Башкирии, Татарстана, Чувашии и других регионов по сохранению, обеспечения обучения на родном языке в школах диаспоры (компактного проживания чувашей, татар и т.д.)

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика