Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Кондратьева Е.П. Умелые руки найдут себе работу// Народная школа. – 2009. - №2.

Е.П. Кондратьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования  ЧРИО

 

Под таким названием увидели свет в сентябре 2008 года дидактические  материалы по технологии для 1 – 4 классов школ Чувашской Республики.

Пособие, по задумке авторов, должно способствовать реализации одного из   ведущих приоритетов начального образования - развитию творческой, активной и духовно богатой личности младшего школьника через практическое приобщение его к культурному наследию чувашского народа. В организации художественно-преобразовательной деятельности учащихся авторы предлагают предпочесть уроки интегрированных курсов «Изобразительное искусство и художественный труд». Учителю предлагается активно использовать учебное сотрудничество, поисково-исследовательскую и проектную деятельность учащихся при участии родителей, новые материалы (витражные краски, скульптурный пластилин) и их комбинирование, персональный компьютер и мультимедиа, Интернет.

Преобразование содержания образования в национальной школе касается всех учебных предметов. В указанном пособии изложен вариант решения проблемы – чем местным, ярким и привлекательным для младших школьников, могут  быть дополнены уроки технологии и каковы способы его успешной реализации?

Но возможно ли  что-либо изменить  в уроке технологии, когда в неделю его лишь один час, а за 45 минут урок  справиться с запланированной работой – очень даже не просто! 

Не будем повторять то, что уже неоднократно доказано и проверено практикой, попробуем разобраться: порадует ли учителя новое пособие, что в нем интересного?

Во-первых,  требуется изменение позиции к ученику. Формирование  личности ребенка продолжается в любое время - будь это игра или учеба, урок математики или музыки, технологии или русского языка. Главное – помочь ему, человеку будущего, подготовиться к самостоятельной жизни в обществе. Его настоящее «строит» его же будущее; поэтому важно - учится ли он сейчас ориентироваться в потоке информации; умеет ли ставить собственные поисковые задачи, находить осмысленные основания для их решения и оценивать свои возможности. Учится ли он делать личный выбор в любой ситуации; насколько стремится к познанию и участию в разных видах деятельности, в том числе и на уроках технологии?

Во-вторых, задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы создать образовательную среду для активной реализации интеллектуальных и общечеловеческих резервов личности школьника. Пришло время осознания роли  уроков технологии в этом процессе.

«Умелые руки найдут себе работу» - первое в республике учебное пособие по технологии  для учащихся 1 - 4 классов. Он содержит практический  материал для организации уроков, вводящих учащихся в мир чувашского народного прикладного творчества. Раскроем вкратце  основные методические идеи, на которых выстроено содержание пособия.

1.       Принцип культуросообразности.  Он способствует  решению задач общего развития личности через ознакомление с культурно-историческим наследием народов родного края, что обуславливает вариативность содержания технологического образования. Оно должно быть направлено на формирование технологического мировоззрения и мышления, технологической этики и эстетики.  Народное прикладное творчество в этом смысле представляет собой незаменимый источник.

2.       Принцип природосообразности. От него зависит дифференциация содержания технологического образования. С позиций психофизиологического развития личности младший  школьный возраст наиболее сензитивен для совершенствования способов ручных действий и логического мышления. Развитие ребенка происходит в конкретной окружающей среде с характерной для местности культурой. В данном пособии предусмотрено  выполнение учащимися предметно-практических заданий, в основе которых - национальный орнамент и вышивка, народная одежда, от чего ребенок, проживающий в Чувашской Республике, не оторван в силу достаточного сохранения народных традиций.

3.       Принцип учебной самостоятельности. Образовательный процесс должен стимулировать собственную учебно-ориентировочную и поисковую активность учащегося. В такой ситуации предпочтительнее  отойти от традиционной «фронтальной» работы, поскольку она не позволяет развиваться индивидуальности каждого из них. А в условиях «проблемного» обучения, основанного на личной активности при выполнении проектного задания, требующего поисково-исследовательской деятельности и партнерских взаимоотношений с педагогом, у ребенка развивается учебная самостоятельность и уверенность в своих возможностях.

4.       Принцип практической направленности. В любом из вариантов федеральных учебных программ технологии  предусмотрен объем технико-технологических сведений для учащихся, перечень практических приемов и способов преобразования тех или иных материалов. Эти дидактические материалы, накладывая теоретические знания и  предметно-практические действия на освоение  местных традиций, создают условия для лучшего решения программных требований, т.е. школа «запоминания» переходит в школу «понимания».

5.       Принцип целостности и системности. Каждый год обучения  продуман по схеме усложнения преобразовательной деятельности: от небольших по объему репродуктивных и проектных заданий в 1- 2 классах - к самостоятельным творческим проектам (3 - 4 классы). Соотношение материалов для преобразования (от бумаги - к ткани и природным материалам), объем информации, продолжительность выполнения работы постепенно растут и выходят за пределы отдельных уроков. К завершению ступени начального обучения формируется целостное представление о способах преобразовательной деятельности.

6.       Принцип интеграции. Дидактические задачи учебного пособия наиболее успешно решаются на уроках интегрированных курсов «Изобразительное искусство и художественный труд» (Б.М.Неменский; Т.Я.Шпикалова; Куревина О.А.и др. авторов). Предлагаемые художественно- творческие задания требуют от учащихся элементарных изобразительных умений и навыков, логического мышления и грамотного письма, сведений из области фольклора, умения производить простейшие арифметические расчеты и решать художественно-конструкторские задачи, минимума культурологических знаний. К урокам подобраны стихи по теме урока (кстати, и соавтором пособия мна чувашском и русском языках), проектные задания на придумывание литературных миниатюр - сказки на основе ознакомления с чувашскими мифами, письма «древнего» мальчика и т.д.

7.       Принцип проектности.  Проектная деятельность является основной единицей современного технологического образования, и первоочередной задачей становится формирование базы проектного мышления учащихся Цель проектных работ – развитие творческого воображения и логического мышления, привитие навыков самостоятельного поиска и решения учебной задачи, постижение сути алгоритма преобразовательной деятельности.  Ознакомление с учебным заданием происходит в диалоговой форме, что располагает учащихся к партнерскому, деловому общению с одноклассниками и учителем, психологически настраивает на успех.

8.       Принцип информативности. В пособии выполнение ряда творческих проектных заданий требует новой информации, источниками которой могут быть современные технические средства обучения – прежде всего, цифровые образовательные ресурсы. На эти источники указывают подсказки к заданиям в виде рекомендаций  (использовать компьютер в классе или дома при создании линейных геометрических орнаментальных узоров; распечатать творческий проект; подготовить презентацию и т.д.).

Рассмотрим  систему уроков в учебном пособии по их планированию.

Тематическое планирование уроков

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1. РБ. Чувашский орнамент(1 ч.)

1. РБ. Узоры вышивки. Растения(1 ч.)

Ø                   1.Л. Мы скульпторы (1 ч.)

Ø                  1.РТ. Вышиваем  «крестиком»(2 ч.)

2. РБ. Открытка «Матрешка»(1 ч.)

2. РБ. Симметрия в узоре. Открытка с цветами(1 ч.)

2. РБ. В кукольной мастерской(1 ч.)

2. ХОРМ. Подвеска-оберег(2 ч.)

3. РБ. Варежки(1 ч.)

Ø                   3.РТ.Скоро Новый год!(2 ч.)

Ø                   3. РБ. Юные дизайнеры(1 ч.)

Ø                   3. РБ. «Герб моего села (улицы)»(1 ч.)

4. РБ. Плетем узоры(1 ч.)

Ø                4.РБ. Конфеты «АККонд»(1 ч.)

Ø                   4. РБ. Открытка - секрет(1 ч.)

v                  4. РБ. Вышивка и  животные(1ч.)

5. РБ. Вышивка и орнамент(1 ч.)

5. РБ. Салфетница(1 ч.)

Ø                   5. РБ. Записная книжка(2 ч.)

Ø                  5. ХОРМ. Илемпи(1 ч.)

6. РБ. Салфетка (1 ч.)

Ø                6.РБ. Герои наших сказок(2 ч.)

Ø                   6.РБ.Петушок, петушок!(1 ч.)

6. РБ.Упаковка для подарков(1 ч.)

7.РБ. Лото «Лошадка»(1 ч.)

 

Ø                  7. ХОРМ.  Плакетка(2 ч.)

7. Л.Свистулька(2 ч.)

8.ХОРМ.Мозаика «Чувашские узоры»(1 ч.)

 

v                  8. ПД. Народная игрушка(1 ч.)

Ø                   8. РВК. Сувенирная посуда(1 ч.)

 

 

 

v                 9. Народы, время и одежда.  «Реликвии моей семьи»(2 ч.). «Я-модельер»(2 ч.)

 

 

 

v                 10. ПД. Тайны древней вышивки. «Письмо древнего мальчика»(2 ч.)

 

(РБ – работа с бумагой; РТ – работа с тканью; ХОПМ – художественная обработка природных материалов; РВК – работа с витражными красками; РГ – работа с глиной;

Ø                   ТЗ – творческое задание;

v                  ПДпроектная деятельность)

В тематическом планировании уроков дана общая картина по видам обрабатываемого материала, темам уроков и постепенному введению самостоятельной проектной деятельности.  В 1 классе учащиеся выполняют репродуктивные задания, во 2  к ним добавляются творческие (проектные, частично-поисковые) задания; в 3 классе – один проект во втором полугодии и в 4 – четыре, причем проекты могут быть как индивидуальными, так и парными или групповыми.

Частичная апробация пособия  показала, что наибольшую активизацию  учащихся вызывает работа над проектами «В мире вышитых животных», «Письмо древнего мальчика»(4 класс), выполненные в результате ознакомления с орнаментальными узорами чувашской вышивки, мифами и руническими письменами. (Хочется обратить внимание читателя на следующее: именно эти проекты довольно объемные и на первый взгляд не простые.)

На наш взгляд, эффективность разработанных уроков возрастет при условии интеграции их с  другими учебными предметами.  Для интеграции интересны следующие темы:

2 класс: «Скоро Новый год!»; «Конфеты фабрики «АККонд»(технология, изоискусство, музыка);

3 класс: «Петушок, петушок!»; «Народная игрушка» (технология, изоискусство, литературное чтение, музыка);

4 класс: «Вышивка и животные»; «Свистулька»; «Народы, время и одежда»; «Тайны древней вышивки» (технология, изоискусство, литературное чтение, родной язык, музыка, окружающий мир).

Работа по дидактическим материалам в определенных случаях требует совместной работы в паре, группе и продолжения ее дома. Так, помощь взрослых понадобится при создании проектов «Народная игрушка», «Герб моего села», «Реликвии моей семьи».

Таким образом, учитель начальных классов получил возможность обогащения уроков технологии и интегрированных курсов новым содержанием и способами организации учебной деятельности.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что публикация  найдет отклик среди читателей, поможет выявить и сплотить в творческую группу единомышленников -  учителей, неравнодушных к  перспективам развития содержания технологии в начальных классах.  

Рекомендуемая литература:

1.       Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего полного общего образования в Чувашской Республике. – Чебоксары, ЧРИО, 2007.- 112 с.

2.       Кондратьева Е.П., Григорьева Л.М. Умелые руки найдут себе работу:  Дидактические материалы по технологии, 1 – 4 классы.- Чебоксары:Чуваш.кн.изд-во, 2008.- 63 с.:ил. 

3.       Осипова Н.Р. Кое-что о целях образования и организации учебного процесса/Новое содержание и организационные формы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. Материалы Интернет-конференции. – М.:АНО «Образовательный форум», 2007.- С.4-8.

4.       Матяш Н.В.,Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов.- М.:Вентана-Графф, 2002. – 112 с.: ил.

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика