Е.П. Кондратьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования ЧРИО
Под таким названием увидели свет в сентябре 2008 года дидактические материалы по технологии для 1 – 4 классов школ Чувашской Республики.
Пособие, по задумке авторов, должно способствовать реализации одного из ведущих приоритетов начального образования - развитию творческой, активной и духовно богатой личности младшего школьника через практическое приобщение его к культурному наследию чувашского народа. В организации художественно-преобразовательной деятельности учащихся авторы предлагают предпочесть уроки интегрированных курсов «Изобразительное искусство и художественный труд». Учителю предлагается активно использовать учебное сотрудничество, поисково-исследовательскую и проектную деятельность учащихся при участии родителей, новые материалы (витражные краски, скульптурный пластилин) и их комбинирование, персональный компьютер и мультимедиа, Интернет.
Преобразование содержания образования в национальной школе касается всех учебных предметов. В указанном пособии изложен вариант решения проблемы – чем местным, ярким и привлекательным для младших школьников, могут быть дополнены уроки технологии и каковы способы его успешной реализации?
Но возможно ли что-либо изменить в уроке технологии, когда в неделю его лишь один час, а за 45 минут урок справиться с запланированной работой – очень даже не просто!
Не будем повторять то, что уже неоднократно доказано и проверено практикой, попробуем разобраться: порадует ли учителя новое пособие, что в нем интересного?
Во-первых, требуется изменение позиции к ученику. Формирование личности ребенка продолжается в любое время - будь это игра или учеба, урок математики или музыки, технологии или русского языка. Главное – помочь ему, человеку будущего, подготовиться к самостоятельной жизни в обществе. Его настоящее «строит» его же будущее; поэтому важно - учится ли он сейчас ориентироваться в потоке информации; умеет ли ставить собственные поисковые задачи, находить осмысленные основания для их решения и оценивать свои возможности. Учится ли он делать личный выбор в любой ситуации; насколько стремится к познанию и участию в разных видах деятельности, в том числе и на уроках технологии?
Во-вторых, задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы создать образовательную среду для активной реализации интеллектуальных и общечеловеческих резервов личности школьника. Пришло время осознания роли уроков технологии в этом процессе.
«Умелые руки найдут себе работу» - первое в республике учебное пособие по технологии для учащихся 1 - 4 классов. Он содержит практический материал для организации уроков, вводящих учащихся в мир чувашского народного прикладного творчества. Раскроем вкратце основные методические идеи, на которых выстроено содержание пособия.
1. Принцип культуросообразности. Он способствует решению задач общего развития личности через ознакомление с культурно-историческим наследием народов родного края, что обуславливает вариативность содержания технологического образования. Оно должно быть направлено на формирование технологического мировоззрения и мышления, технологической этики и эстетики. Народное прикладное творчество в этом смысле представляет собой незаменимый источник.
2. Принцип природосообразности. От него зависит дифференциация содержания технологического образования. С позиций психофизиологического развития личности младший школьный возраст наиболее сензитивен для совершенствования способов ручных действий и логического мышления. Развитие ребенка происходит в конкретной окружающей среде с характерной для местности культурой. В данном пособии предусмотрено выполнение учащимися предметно-практических заданий, в основе которых - национальный орнамент и вышивка, народная одежда, от чего ребенок, проживающий в Чувашской Республике, не оторван в силу достаточного сохранения народных традиций.
3. Принцип учебной самостоятельности. Образовательный процесс должен стимулировать собственную учебно-ориентировочную и поисковую активность учащегося. В такой ситуации предпочтительнее отойти от традиционной «фронтальной» работы, поскольку она не позволяет развиваться индивидуальности каждого из них. А в условиях «проблемного» обучения, основанного на личной активности при выполнении проектного задания, требующего поисково-исследовательской деятельности и партнерских взаимоотношений с педагогом, у ребенка развивается учебная самостоятельность и уверенность в своих возможностях.
4. Принцип практической направленности. В любом из вариантов федеральных учебных программ технологии предусмотрен объем технико-технологических сведений для учащихся, перечень практических приемов и способов преобразования тех или иных материалов. Эти дидактические материалы, накладывая теоретические знания и предметно-практические действия на освоение местных традиций, создают условия для лучшего решения программных требований, т.е. школа «запоминания» переходит в школу «понимания».
5. Принцип целостности и системности. Каждый год обучения продуман по схеме усложнения преобразовательной деятельности: от небольших по объему репродуктивных и проектных заданий в 1- 2 классах - к самостоятельным творческим проектам (3 - 4 классы). Соотношение материалов для преобразования (от бумаги - к ткани и природным материалам), объем информации, продолжительность выполнения работы постепенно растут и выходят за пределы отдельных уроков. К завершению ступени начального обучения формируется целостное представление о способах преобразовательной деятельности.
6. Принцип интеграции. Дидактические задачи учебного пособия наиболее успешно решаются на уроках интегрированных курсов «Изобразительное искусство и художественный труд» (Б.М.Неменский; Т.Я.Шпикалова; Куревина О.А.и др. авторов). Предлагаемые художественно- творческие задания требуют от учащихся элементарных изобразительных умений и навыков, логического мышления и грамотного письма, сведений из области фольклора, умения производить простейшие арифметические расчеты и решать художественно-конструкторские задачи, минимума культурологических знаний. К урокам подобраны стихи по теме урока (кстати, и соавтором пособия мна чувашском и русском языках), проектные задания на придумывание литературных миниатюр - сказки на основе ознакомления с чувашскими мифами, письма «древнего» мальчика и т.д.
7. Принцип проектности. Проектная деятельность является основной единицей современного технологического образования, и первоочередной задачей становится формирование базы проектного мышления учащихся Цель проектных работ – развитие творческого воображения и логического мышления, привитие навыков самостоятельного поиска и решения учебной задачи, постижение сути алгоритма преобразовательной деятельности. Ознакомление с учебным заданием происходит в диалоговой форме, что располагает учащихся к партнерскому, деловому общению с одноклассниками и учителем, психологически настраивает на успех.
8. Принцип информативности. В пособии выполнение ряда творческих проектных заданий требует новой информации, источниками которой могут быть современные технические средства обучения – прежде всего, цифровые образовательные ресурсы. На эти источники указывают подсказки к заданиям в виде рекомендаций (использовать компьютер в классе или дома при создании линейных геометрических орнаментальных узоров; распечатать творческий проект; подготовить презентацию и т.д.).
Рассмотрим систему уроков в учебном пособии по их планированию.
Тематическое планирование уроков
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1. РБ. Чувашский орнамент(1 ч.) |
1. РБ. Узоры вышивки. Растения(1 ч.) |
Ø 1.Л. Мы скульпторы (1 ч.) |
Ø 1.РТ. Вышиваем «крестиком»(2 ч.) |
2. РБ. Открытка «Матрешка»(1 ч.) |
2. РБ. Симметрия в узоре. Открытка с цветами(1 ч.) |
2. РБ. В кукольной мастерской(1 ч.) |
2. ХОРМ. Подвеска-оберег(2 ч.) |
3. РБ. Варежки(1 ч.) |
Ø 3.РТ.Скоро Новый год!(2 ч.) |
Ø 3. РБ. Юные дизайнеры(1 ч.) |
Ø 3. РБ. «Герб моего села (улицы)»(1 ч.) |
4. РБ. Плетем узоры(1 ч.) |
Ø 4.РБ. Конфеты «АККонд»(1 ч.) |
Ø 4. РБ. Открытка - секрет(1 ч.) |
v 4. РБ. Вышивка и животные(1ч.) |
5. РБ. Вышивка и орнамент(1 ч.) |
5. РБ. Салфетница(1 ч.) |
Ø 5. РБ. Записная книжка(2 ч.) |
Ø 5. ХОРМ. Илемпи(1 ч.) |
6. РБ. Салфетка (1 ч.) |
Ø 6.РБ. Герои наших сказок(2 ч.) |
Ø 6.РБ.Петушок, петушок!(1 ч.) |
6. РБ.Упаковка для подарков(1 ч.) |
7.РБ. Лото «Лошадка»(1 ч.) |
|
Ø 7. ХОРМ. Плакетка(2 ч.) |
7. Л.Свистулька(2 ч.) |
8.ХОРМ.Мозаика «Чувашские узоры»(1 ч.) |
|
v 8. ПД. Народная игрушка(1 ч.) |
Ø 8. РВК. Сувенирная посуда(1 ч.) |
|
|
|
v 9. Народы, время и одежда. «Реликвии моей семьи»(2 ч.). «Я-модельер»(2 ч.) |
|
|
|
v 10. ПД. Тайны древней вышивки. «Письмо древнего мальчика»(2 ч.) |
(РБ – работа с бумагой; РТ – работа с тканью; ХОПМ – художественная обработка природных материалов; РВК – работа с витражными красками; РГ – работа с глиной;
Ø ТЗ – творческое задание;
v ПД – проектная деятельность)
В тематическом планировании уроков дана общая картина по видам обрабатываемого материала, темам уроков и постепенному введению самостоятельной проектной деятельности. В 1 классе учащиеся выполняют репродуктивные задания, во 2 к ним добавляются творческие (проектные, частично-поисковые) задания; в 3 классе – один проект во втором полугодии и в 4 – четыре, причем проекты могут быть как индивидуальными, так и парными или групповыми.
Частичная апробация пособия показала, что наибольшую активизацию учащихся вызывает работа над проектами «В мире вышитых животных», «Письмо древнего мальчика»(4 класс), выполненные в результате ознакомления с орнаментальными узорами чувашской вышивки, мифами и руническими письменами. (Хочется обратить внимание читателя на следующее: именно эти проекты довольно объемные и на первый взгляд не простые.)
На наш взгляд, эффективность разработанных уроков возрастет при условии интеграции их с другими учебными предметами. Для интеграции интересны следующие темы:
2 класс: «Скоро Новый год!»; «Конфеты фабрики «АККонд»(технология, изоискусство, музыка);
3 класс: «Петушок, петушок!»; «Народная игрушка» (технология, изоискусство, литературное чтение, музыка);
4 класс: «Вышивка и животные»; «Свистулька»; «Народы, время и одежда»; «Тайны древней вышивки» (технология, изоискусство, литературное чтение, родной язык, музыка, окружающий мир).
Работа по дидактическим материалам в определенных случаях требует совместной работы в паре, группе и продолжения ее дома. Так, помощь взрослых понадобится при создании проектов «Народная игрушка», «Герб моего села», «Реликвии моей семьи».
Таким образом, учитель начальных классов получил возможность обогащения уроков технологии и интегрированных курсов новым содержанием и способами организации учебной деятельности.
В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что публикация найдет отклик среди читателей, поможет выявить и сплотить в творческую группу единомышленников - учителей, неравнодушных к перспективам развития содержания технологии в начальных классах.
Рекомендуемая литература:
1. Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего полного общего образования в Чувашской Республике. – Чебоксары, ЧРИО, 2007.- 112 с.
2. Кондратьева Е.П., Григорьева Л.М. Умелые руки найдут себе работу: Дидактические материалы по технологии, 1 – 4 классы.- Чебоксары:Чуваш.кн.изд-во, 2008.- 63 с.:ил.
3. Осипова Н.Р. Кое-что о целях образования и организации учебного процесса/Новое содержание и организационные формы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. Материалы Интернет-конференции. – М.:АНО «Образовательный форум», 2007.- С.4-8.
4. Матяш Н.В.,Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов.- М.:Вентана-Графф, 2002. – 112 с.: ил.