Орешникова О.И., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением отдельных предметов»
Пояснительная записка.
По указу Президента Чувашии Н.В.Федорова 2009 год официально объявлен Годом земледельца. « Это чрезвычайно емкое понятие вбирает в себя экономику и культуру, философию и историю. Традиционный уклад сельской жизни и ценности народов, живущих в Чувашии и России, являются условиями сохранения цивилизации. Поэтому особое, трепетное, священное отношение к матушке-земле, к земледельцу-кормильцу необходимо постоянно воспитывать, активно заниматься этим и сегодня, и завтра – всегда», - сказал в своем выступлении Николай Васильевич.
Действительно, в республике делается все для того, чтобы поднять авторитет жителей села, привлечь внимание к нелегкому труду земледельца: завершена полная газификация населенных пунктов, построены дороги, ведущие к каждому селу, сельчанам выдаются льготные кредиты на развитие хозяйства.
Все это позволит поднять экономику муниципальных образований, усилить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, комплексно развивать сельские территории, увеличить доходы сельского населения, привлечь молодых и высококвалифицированных специалистов для работы в сельской местности.
На протяжении всей истории наше государство ищет выход из этой ситуации – как сделать жизнь на селе если не хорошей, то хотя бы лучше. Сейчас ситуация, к счастью, меняется. Благодаря государственной политике, направленной на развитие села, повышается престиж труженика. Все мы знаем, что необходимо все силы и знания вкладывать в землю, и она непременно вознаградит хорошим урожаем.
Решение проблем в селе зависит от молодежи, потому что они наше будущее. Существует стереотип, будто молодежь уже запрограммирована на то, чтобы не оставаться в деревне, Но это не так. Большинство из них хотят там жить, растить своих сыновей и дочерей. Нельзя допустить, чтобы хлебные поля зарастали бурьяном. Земле нужен уход, внимание и любовь.
Школа старается многое сделать для детей. Учителя сеют «разумное, доброе, вечное», потому что знают, что только образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс
Как через учебные предметы можно реализовать воспитывающие цели образования? Я считаю, что воспитательный потенциал содержится в любых учебных предметах. «Настоящий, хорошо продуманный, четко спланированный урок воспитывает всегда: своим содержанием, поведением учителя, организацией работы детей, общением их между собой и педагогом. Воспитание - процесс целостный и непрерывный. На одних уроках для воспитания больше возможностей, на других – меньше, но есть они всегда» Даже на уроке математики, когда решается задача о производстве хлебобулочных изделий, по ходу урока может выясниться, что многие дети не знают, что такое коврижки и крендели. После разъяснения разговор логически можно перевести в беседу о том, как тяжело достается хлеб, как долог его путь от зернышка пшеницы до мягкой булочки на нашем столе, о бережном отношении к хлебу, а значит и к труду очень многих людей, овеществленном в этом хлебе. Научиться считать - это, безусловно, важно, но и в душе после каждого урока что-то должно остаться, некое духовное приращение, какое-то, пусть крохотное, нравственное зернышко.
На уроке русского языка дети учатся не только грамоте, учатся ценить, любить, уважать родной язык, чтобы «во дни сомнений» он действительно мог стать для них «поддержкой и опорой».
Педагог найдет возможность приблизить к жизни, воспитанию детей любой содержательный материал. На уроках русского языка легко работать также с воспитательным потенциалом пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Что значит: «ищи дела, как хлеба», «лентяй посреди реки просит напиться», «дерево ценят по плодам, а человека – по делам»? Объясните фразеологизмы: «сидеть сложа руки», «лодыря корчить». Какими пословицами и поговорками можно проиллюстрировать события, происходящие с нами в жизни?
Большую роль в идейно-нравственном формировании личности, в ее гармоничном развитии играет литература. Сегодняшние школьники читают меньше. Международное исследование показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 28 место среди 32 развитых стран мира. Патриотизм, любовь к народу, уважение его культуры всегда отличали выдающихся представителей отечественной словесности. Литература - это учебник жизни и побудитель к духовной работе. А учитель литературы –это врачеватель душ, а в руках у него бесценный клад – СЛОВО.
Урок «Поклонись, человек, хлебу!» был проведен с учащимися 5 класса. В ходе подготовки к уроку дети делились рецептами приготовления блюд из черствого хлеба, искали пословицы и поговорки о хлебе, делали презентацию и очень гордились, когда родители тоже принимали участие в подготовке. В конце урока все с удовольствием приняли участие в дегустации приготовленных блюд. Такие уроки помогают сплочению детей в коллективе, повышают ответственность каждого, развивают творчество, фантазию. Этот урок был еще раз проведен в Школе надомного обучения дистанционно для слушателей республиканского семинара учителей русского языка и литературы в 2009г.
План – конспект открытого урока по русскому языку ( 5 класс)
Тема: «Поклонись, человек, хлебу!» (Повторение синтаксиса и пунктуации простого предложения.
Цель:- повторить и обобщить знания, полученные по теме;
-закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
-рассказать детям о значении хлеба в жизни человека, познакомить с профессиями, существующими в хлебопекарной промышленности, показать значение человеческого труда.
Задачи: - воспитание уважения к труду людей, выращивающих хлеб, и бережного отношения к нему;
-формирование понимания, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;
Тип урока: урок - размышление
Форма проведения урока:
1) Групповая деятельность учащихся.
2) Защита творческих проектов.
Оборудование:1) высказывания о хлебе, написанные на больших листах бумаги;
2) блюда с хлебобулочными изделиями (сушками, баранками, пряниками и др.)
3) блюда, приготовленные учащимися вместе с родителями из черствого хлеба.
4) презентация детей о картинах художников: «Жатва» Г.Никитин, «Рожь» А.К. Саврасов, «Рожь» И.И. Шишкин, «Сжатое поле» И.И. Левитана, «Хлеба поспевают» Б.Щербаков, «На пашне», «Жнецы», «Гумна» А.Г. Венецианов, «Пейзаж с пахарем» П.Соколова, «Рожь» Васильев, «Хлеб».Натюрморт. Масков И.
Подготовка к уроку: До проведения урока одна группа учащихся работала со словарями и справочной литературой, подбирала пословицы и поговорки о хлебе, стихи к уроку.
Другая группа учащихся готовила презентацию о художниках и их картинах, воспевающих красоту родной природы и труд простого человека.
Использованная литература:
Анисимов Г.А. Система упражнений при изучении грамматики русского языка в чувашской школе. Методическое пособие. Чебоксары, 1987.
Ладыженская Т.А. Русский язык. Учебник для общеобразовательных школ. М.,»Просвещение»,2007
Вякшин Н.Л. Русский язык в афоризмах. –М.,2001
Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных школ под редакцией
Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. «Внеурочная работа по русскому языку».Пособие для учителя. М., «Просвещение»,1995 г.
Интернет ресурсы:
http: // festival.1september,ru
Ход урока.
Хлеб – всему голова (Пословица ).
1.Оргмомент.
II. Мотивационный этап.
Учитель: Ребята, поднимите руку те, кому из вас мама с папой доверяют самостоятельно ходить в магазин за хлебом?
- А какой хлеб вам больше всего нравится? ( Мягкий, свежий, только что привезенный).
- А откуда его привозят в магазин? Кто привозит?
- Назовите изделия, которые можно изготовить из муки. (Хлеб, булочки, батон, пироги баранки, сушки и т.д.).
Мы уже привыкли к тому, что в магазинах всегда есть хлеб. Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на земле. В нашей стране хлеб стоит недорого, но не все знают, каким нелегким трудом он достается, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью, под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько сил требуется, чтобы зерно собрать, обмолотить, смолоть и ,наконец , испечь хлеб.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый –
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
- Ребята, скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Актуальна ли сегодня эта тема? Почему?
III. Учитель объявляет цели и задачи урока.
Испокон веков хлеб был не просто едой, он был показателем не только благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом- солью встречали друзей. За хлеб бились с врагами насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, святое чувство.
-Как вы думаете, почему 2009 год объявлен Президентом Чувашской Республики Н.В.Федоровым Годом земледельца?
- Что подчеркнул Президент Республики, назвав этот год в честь скромных тружеников полей?
Поклонимся же ему, хлеборобу, и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно.
Действительно, тема сегодняшнего урока посвящена разговору о хлебе и называется «Поклонись, человек, хлебу!»
- Почему в названии урока слово «человек» выделено запятыми?
- Прочитайте название урока, выделив обращение интонацией.
И перед тем как выйти из булочной с батоном теплого душистого хлеба, еще и еще раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб.
Труд земледельца воспет в стихах и песнях, пословицах и поговорках нашего народа. Художники посвятили им лучшие полотна.
IV.Выставка репродукций картин художников (Презентация детей).
Учитель. Очень хорошо сказал о хлебе замечательный французский летчик и писатель Антуан де Сент Экзюпери: «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что им делятся за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом великого труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас спутником сострадания, потому что его раздают или делятся в годину бедствий».
Именно хлебом, отношением к хлебу, умением дорожить им выверяется душевная щедрость человека. Хлеб, которым делятся с тобой в трудную минуту, не имеет равного по вкусу.
Народная мудрость гласит: «Хлеб – всему голова!»
-Как вы понимаете эти слова? Что может быть важнее хлеба?
Да ничего! Без хлеба нет ни поэта, ни ученого, ни космонавта. Но хлеб сам не родится. На золотых приисках иногда находят самородки весом в несколько килограммов, но нет в природе хлеба – самородка. Хлеб выращивают золотые руки сеятеля.
II. Словарная работа:
Самородок – кусок ископаемого металла в чистом виде.
- Почему хлеб не является самородком?
Выращенный трудом людей, щедро политый их потом, хлеб сам становится золотом редчайшего достоинства, без которого немыслима жизнь людей на планете по имени Земля. Вот что такое хлеб!
Не сама собой природа хлеб на блюде подает,
Сколько требует ухода мать- земля за целый год.
Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает:
Колхозник, рабочий, строитель, учитель,
Шахтер, машинист- народ!
III. Синтаксический разбор предложения:
Хлеб – имя существительное, а все остальное – прилагательное.
- Как вы понимаете это предложение?
- В каком значении ( прямом или переносном ) употреблено здесь « имя прилагательное»?
- Почему в предложении поставлено тире?
«Хлеб – всему голова»,- гласит народная мудрость.
- Какие еще пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? (Записать в тетрадях несколько пословиц).
Каравай хлеба не свалится с неба.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Худ обед, коли хлеба нет.
Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Хирте терлене сахман выртать ( В поле лежит вышитый кафтан (озимь).
- Что такое «сахман»? (Кафтан).
В землю теплую войду, к солнцу колосом взойду .(Зерно)
IV. Фонетический разбор: землю теплую
- Когда буква «Ю» обозначает два звука?
V. Подберите прилагательные к слову «хлеб».
Теплый, мягкий, душистый, вкусный, сдобный, хрустящий, золотистый
Как много труда нужно приложить, чтобы хлеб появился на нашем столе.
- Что для этого нужно сделать, вы знаете? Назовите глаголы.
Вспахать, засеять, убрать, обмолотить, испечь.
Трудно, тяжело достается хлеб.
Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.
Найдите в этом стихотворении сложное предложение, начертите его схему, подчеркните грамматическую основу каждого предложения.
- Кто выращивает хлеб? Как называют этого человека?
Хлебороб, сеятель, хлебопашец, земледелец, пахарь
.
- Как называются такие слова с одинаковым лексическим значением? (Синонимы).
-Придумайте однокоренные слова с корнем «хлеб».
Хлебушко, хлебный, хлебопек, хлебопродукт, хлебец, хлебозавод, хлебосол.
VI.Запись в тетради: «Хлеб приходит с полей, а выращивают его хлеборобы»,- говорят люди.
- Что это за предложение? Где стоят слова автора?
- Начертите схему предложения.
- Переделайте его так, чтобы слова автора стояли перед прямой речью.
- Что такое диалог? Как он оформляется на письме?
VII. Записать диалог:
- А вы знаете, чем пахнет хлеб?- спросил дедушка.
- Он пахнет полем, речкой, печью, небом,- ответили ребята.
-Он пахнет работой,- сказал папа.
Определите падежи существительных в этом диалоге.
Почему у них разные окончания, ведь они стоят в одном падеже? ( Они разного склонения и рода).
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в выборе окончания существительного? (Задать вопрос, определить падеж).
VIII. Сказка о хлебе. «Однажды направила мама свою дочку к бабушке. Нарядила ее в новое платье, надела белые сапожки, а в косы вплела алые ленты. Сказала мать дочери: « Я испекла этот хлеб, возьми и отнеси его бабушке». Пошла девочка. Вдруг на ее пути появилась грязная лужа, не обойти ее ,не перепрыгнуть. Жалко стало девочке свои белые сапожки, и решила она: «Брошу хлеб под ноги, встану на него да и перескочу лужу. Сапожки не испачкаются».
Так и сделала. А как встала на хлеб, тут и провалилась сквозь землю. Не смогла земля – матушка вытерпеть, чтобы хлеб бросали в грязь и топтали ногами»..
- Чему учит эта сказка?
- Какова ее основная мысль?
- Как бы вы ее озаглавили?
- Представьте себе, что вы оказались рядом с этой девочкой. Что бы вы ей сказали?
Послушайте, что написал о хлебе замечательный педагог Сухомлинский: "Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне каравай хлеба, испеченный из новой ржи. И рядом с хлебом - отцовское письмо. Оно хранится у меня как первая заповедь: "Никогда не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он останется на всю жизнь святым". Пусть же и для нас с вами хлеб будет святым.
Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под теплой крышей растет хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит недоеденный кусок хлеба. Делай и ты так. Научись с детства ценить труд хлебороба.
Знаете ли вы, что для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен?
-Сколько же зерен нужно, чтобы накормить всех людей нашей страны?
Не крохоборства ради мы ведем разговор о бережливости, а потому что бережливость – мать богатства. И порой становится обидно, что многие люди, особенно те, что не изведали голодного лиха, не ценят хлеба.
Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
И если заметишь кусок в небрежной,
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движенье-
Поднять и спасти это чудо земли!
Для того чтобы хлеб был у всех на столе и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна.
Когда вы берете в руки кусок хлеба, задумайтесь о том, труд скольких людей в нем заключен.
В жизни мы тоже иногда выбрасываем черствый хлеб. Если каждый выбрасывает в день
20 граммов хлеба ( это пол- ломтика) , то за год набирается 7 кг 300 г или 18 батонов. Если в семье 3 человека х18 = 54 батона в год. А в подъезде – 36 квартир.( 36х54=1944 батона в год). А в доме 7 подъездов. А в городе сколько таких домов?
Получится очень большая цифра. А ведь из черствого хлеба можно приготовить очень вкусные блюда.
IX. Вам было дано домашнее задание записать рецепт приготовления блюда из черствого хлеба. (Учащиеся зачитывают рецепты и демонстрируют блюда, приготовленные дома вместе с мамой). Один из рецептов записывают в тетрадях как диктант:
«Хлеб нарезать тонкими ломтиками, обжарить на растительном масле и посыпать тертым чесноком и солью. Будет вкусно и полезно».
X. Рефлексия: Ребята, сегодня мы с вами говорили о том, как надо относиться к хлебу, почему так бережно к нему относились во все времена, что значит хлеб в жизни человека и всего народа. Давайте попробуем составить правила, как надо относиться к этому ценному продукту. Пусть каждый из вас скажет, что нужно сделать, чтобы хлеб не зачерствел и не оказался выброшенным.
1.Беречь его, не оставлять на столе недоеденных кусков.
2.Никогда не бросать хлеб, потому что он дорого достается.
3.Если увидел брошенный хлеб, подними его и отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь.
Я очень надеюсь, ребята, что все, что вы узнали о хлебе, о том, как трудно он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по-новому относиться к хлебу.
Ведь ничего дороже нет на свете,
Чем теплый хлеб, лежащий на столе.
Спасибо всем, кто принимал активное участие на уроке. Ребята, вы молодцы, хорошо подготовились сегодня к у року. Я думаю, что после этого урока мы все будем бережно относиться к самому нужному и самому важному на земле продукту- к хлебу!
XI.Дом. задание: написать сочинение на тему: «Хлеб – всему голова»