Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

«Урок географии с элементами истории в 9 классе по теме «Петербург – Петроград – Ленинград…» (Из опыта работа Алексеевой С.З., учителя географии МОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары)

С. З. Алексеева, учитель географии высшей категории

МОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары

 

Задачи урока:  познакомить учащихся с географическими аспектами региона, экономическими проблемами, путями их решения, роли Санкт-Петербурга в развитии  экономики России, во внешних экономических связях.

Оборудование: карта Северо-Запада России, - физическая и экономическая, д/ф «Культурное наследие » Санкт- Петербурга, пластинки «Ленинград в блокаде»; 7-я симфония Шостаковича; к/к, атласы, хрестоматия. Стихи Ю. Друниной; слайды: «Ленинград в период ВОВ». Плакат о Тане Савичевой; карта Ленинградской агломерации.

План:

1. «Вековая» столичность, положения. (Памятники старины)

2. Предпосылки развития н/х города.

3. «Город нашей славы трудовой …»

4. Ленинград в годы ВОВ.

5. Послевоенное развитие н/х города на Неве.

6. Выполнение практической работы № 14 и №15 на контурной карте с атласами. Домашнее задание: параграф 48 (учебник), контурная карта.

 Учитель географии: Визитная карточка Ленинградской области: (демонстрируются слайды городов)

Ленинградская область – S=85,9 тыс. кв. км.

Население – 1681,2 тыс. человек .

Административное деление – 17 районов.

Центр – Санкт-Петербург – 4728,2 тыс. человек.

Крупные города: Гатчина – 81,7, Выборг – 80,6 , Тихвин – 68,4,        Сосновый Бор – 62,1 тыс. человек.

Санкт-Петербург – город федерального значения.

Население – 4728,2 тыс. человек.

Основан в 1703 г.

Административное деление: 13 городских районов.

Города, подчиненные администрации г. Санкт-Петербурга: г. Колпино – 141,4 тыс. человек, г. Пушкин – 93,1 тыс. человек,  г. Петродворец – 81,8 тыс. человек, г. Кронштадт – 45,1 тыс. человек, г. Ломоносов – 41,4 тыс. человек, г. Сестрорецк – 34,0 тыс. человек.

Всего 26 городов, 41 поселок городского типа.

Учитель истории: на фоне изображения  «Медного всадника»

 Ленинград (1924-1991г. - Санкт-Петербург, важнейший после Москвы промышленный, научный и культурный центр страны. Входит в состав Северо-Западного района России.

Расположен в западной части Приневской низины, при впадении р. Невы в Финский залив и на островах дельты Невы. Железнодорожный, морской, речной узел. Здесь конечный пункт Волго-Балтийского водного пути. С 1703 года - новая столица, которая сравнительно быстро стала главным морским портом, важнейшим торговым и промышленным центром страны. Этому способствовало выгодное положение Петербурга у выхода в Балтийское море «Окно в Европу» и удобные пути - естественные водные и искусственные.

Водные системы, созданные в 18 в. - начале XIX в., обеспечивающие удобную связь с важнейшими районами России (факторы называют учащихся). Потребовалось неимоверное умение, чтобы «из тьмы лесов, из топи болот, вознесся пышно, горделиво... новый город, облик которого запечатлен в бессмертных стихах А.С.Пушкина:

 «По оживленным берегам

Громады стройные теснятся,

Дворцов и башен, корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся,

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами,

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова...»

Учитель географии: в  Санкт-Петербурге 65 рек, протоков и каналов, общей протяженностью 165 км. Вся эта своеобразная водная система как паутина делит город на 100 островов.

Как нельзя представить столицу нашей Родины Москву без Кремля, а Нижний Новгород без Оки и Волги, так не представишь Петербург без его мостов, белых ночей, которые входят в пейзаж города, придавая ему особую красоту и завершенность.

Давайте совершим небольшую экскурсию по основным мостам города и назовем их (на фоне слайдов, учащиеся под музыку рассказывают о великих мостах города). 

Ученик: Мостов в Санкт-Петербурге много, около 500. Вода в реках и каналах  всегда стоит очень высокая и это естественно заставляло градостроителей строить набережные, одевая берега в гранит.

Особенно красив город в белые июньские ночи, когда на бледном небе четко вырисовывается ажурные пролеты мостов, крылья яхт, переплетения портальных кранов, дымки пароходов и устремленные ввысь тонкие мачты. Поднимаясь по Неве вверх от Финского залива, миновав Балтийский судостроительный завод, мы видим силуэт моста лейтенанта Шмидта (бывший Николаевский мост, построенный в 1850г.)

Каждый мост воплотил неподражаемый инженерный замысел, имеет свою славную историю. Есть и Дворцовый мост, с которого открывается вид на широкие просторы Санкт-Петербурга с позолоченными шпилями Адмиралтейства и Петропавловской крепости, на стрелку Васильевского острова.

А если заглянуть дальше, в самую «глубь» истории Ленинграда, то можно найти истоки многих названий...

Например, Певческий мост. По нему еще в петровские времена ходили первые певцы, которые положили начало старейшему русскому хору, певческой школе Академической капеллы и т.д.

Учитель географии: Промышленность Петербурга со временем стала связываться с  нуждами военного и торгового флота армии (появляются судостроительные верфи, военные заводы), с обслуживанием царского дворца и знати (фарфоровый завод и гранильный завод), а также обеспечением потребностей населения быстро растущего города. Постройка во второй половине XIX в. железных дорог, связавших Петербург с Центром, Уралом, Поволжьем и Югом России вместе с расширением внутреннего рынка страны и внешней торговли обусловили бурное развитие промышленности в городе. (Эти факторы учащиеся записывают в тетради после обсуждения).

Учитель истории: Исторический фактор.

В   первой   половине   XVIII   веке  в   городе      возникли   казенные   и   частные мануфактуры в самой столице и ближайших ее окрестностях. В город был перенесен центр военного    судостроения, появились первые заводские   поселения, Сестрорецк  и  Колпино   (учебник  стр. 249, атлас Северо - Западный район).

Основную массу постоянного населения столицы составляли ремесленники и мастеровые, посылаемые сюда на «вечное житье» вместе со своими семьями. Они и становились первыми рабочими петербургских мануфактур. Немало здесь имелось иностранцев - немцев, датчан, голландцев. (Среди них выделялись морские офицеры, матросы, врачи, аптекари, ученые, учителя, мастеровые).

В начале XIX в. в Петербурге впервые, чем в других районах России, появляются крупные предприятия: завод Берда, Александровская мануфактура. В середине 50-х годов  XIX века в городе появились первые машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия.

Учитель географии: К  концу  XIX века   появились крупные  предприятия - Путиловский,  Балтийский, Обуховский металлообрабатывающие и машиностроительные заводы.

Численность населения превысила в первые десятилетия XX века в Петербурге 2 млн.чел.

В пригороде развивалось молочное животноводство, льноводство. Развивалась стекольная, фарфоро-фаянсовая промышленность; судостроение, электротехническая и химическая промышленность.

Предприятия   в   годы   довоенных   пятилеток   освоили   200   видов   новой продукции.   Образовались   мощные   конструкторские   и   проектные   бюро, имелась хорошая материальная база, квалифицированные кадры. Но мирный труд страны был нарушен вероломным нападением фашистской Германии на СССР.

Звучит 7-ая симфония Д.Шостаковича.

Учитель истории: 21 августа 1941 г. началась почти 900-дневная блокада Ленинграда. Промышленность города перестроилась на обслуживание фронта. На ближайших подступах к Ленинграду велись большие работы по созданию оборонительных рубежей. В самом городе возводились баррикады и противотанковые заграждения. Ленинградский гарнизон, Балтийский (флот), все ленинградцы героически отстаивали свой город в неимоверных тяжелых условиях, лишенные достаточного количества продуктов, топлива, сырья, под обстрелом вражеской артиллерии и налетами авиации (слайды «Оборона Ленинграда»).

Далее учитель рассказывает и показывает слайд о музее хлеба в г. Киев, где есть образец блокадного хлеба весом 125 г. «с огнем и кровью пополам».   Музей создал Кармазин Виктор Демьянович.

  Ученица: Поэтесса О.Берггольц, в сентябре 1941г. писала:

«Смотри материнской тоскою полна,

За дымкой грядою осады,

Не сводит очей воспаленных страна

С защитников Ленинграда.

Спасибо тебе за тревогу твою, -

Она нам дороже награды,

О ней не забудут в осаде, в бою

Защитники Ленинграда,

Мы знаем - нам горькие выпали дни,

Грозят небывалые беды,

Но Родина с нами, и мы не одни,

И нашею будет победа.

(Запись  фонограммы Н.Тихонова «Женщины - защитницы Ленинграда»)

Учитель истории: В тяжелый период блокады заработала ледяная дорога по Ладожскому озеру «Дорога жизни», которая соединила Ленинград с внутренними районами страны. По ней, а частично и с помощью авиации, была эвакуирована большая часть оборудования многих предприятий, вывезено несколько сот тысяч детей, женщин, стариков, раненых и завезены продукты голодающим жителям Ленинграда.

Лишь 18 января 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились и прорвали кольцо блокады. А через год в январе 1944 г. советские войска перешли в генеральное наступление против врага и разгромили вражескую группировку под Ленинградом. Блокада, наконец, была полностью снята.

(звучит музыка О. Газманова «Память»)

Город  выстоял,   выжил,  всем  смертям  назло.  Кровью  окрасился  гранит Ленинграда. От рук фашистских палачей погибли 16747 защитников города, 33782 человека получили увечья. Ленинград бережно хранит память о героях обороны города. Много таких памятников вокруг нас, но Пискаревское мемориальное кладбище - особое место. Медленно суровой вереницей идут и идут сюда люди.

Далее учащиеся рассказывают о Мемориале, его открытии, документах. И о маленькой ленинградке Тане Савичевой (слайды по мемориалу)

       Какое сердце не дрогнет перед трагедией этой обычной ленинградской семьи. Идут и идут люди на Пискаревское кладбище и чьи-то заботливые руки кладут живые цветы. Наш долг ушедшим без времени неоплачен. Наш долг любить Родину так, как любили они, сделать все то хорошее, что не успели сделать они. Спасибо же Вам, живущие в нашей памяти! Земной Вам поклон. Пусть всегда звенит вечный колокол...

(звон колоколов - запись)

Учитель географии: В послевоенное время изменилось ЭГП Ленинграда по отношению к соседским районам. Улучшилась энергетическая база города с постройкой ГЭС на Волхове, Свири; ряд ТЭЦ, работающие на торфе; проведенной сети газопроводов.

Усовершенствовались все виды транспорта.

В настоящее время в Санкт-Петербурге функционирует  41 Вуз, 86 средне специальных учебных заведений и 400 научно-исследовательских институтов. Поэтому промышленность города специализируется на производстве изделий высокого технического уровня и качества, сложных машин и механизмов, точных приборов, аппаратов. Учащиеся называют центры отраслей специализации, называют продукцию. Проводится практическая работа  - учащиеся наносят центры отраслей производства, а также ресурсы всего экономического района и называют факторы  их развития.

Факторы:

·         высококвалифицированные рабочие кадры;

·         выгодное ЭГП, соседское положение;

·         ресурсы;

·         бывшее столичное положение.

Учащийся в роли экономиста: Справка экономиста.

1 место Ленинград - Петроград - Санкт-Петербург занимает по производству: СУДОВ, ТУРБИН, ТОЧНЫХ ПРИБОРОВ (среди городов России).

2 место -  по производству ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ (полимеры, пластмассы, лекарства, резинотехнические изделия, шин, удобрения)(в составе экономического района).

Крупнейшие заводы: «Кировский» - производит тракторы: «Балтийский» судостроительный -лесовозы, рефрежираторы, нефтеналивные суда, ледоколы, рыбопромысловые; «Электросила» - главный производитель генераторов и турбин, завод «Вибратор»; «Ижорский» - атомные реакторы; турбины для ГЭС, ГРЭС; «ЛОМО»  - оптико-механический «Позитрон» и «Светлана»

 ( Учащихся выступают  с сообщениями о предприятиях Санкт-Петербурга).

С 1990 г. Санкт-Петербург - зона свободного предпринимательства.

Отрасли: многоотраслевое машиностроение;                 легкая(кожевенно-обувная, меховая, трикотажная);                 пищевая.

Учитель географии подводит итоги по отраслям специализации города на Неве и его проблемам.

Озвучены проблемы:

1.Развитие отраслей непроизводительной сферы и конверсия предприятий;

2.Охрана природы, загрязнение малых рек, проблема Финского залива, наводнение Санкт-Петербурга;

3.Ограничение материалоемких производств;

4. Реконструкция и восстановление дворцов города и его пригородов;

В конце урока демонстрируется презентация учащихся о городе  Санкт- Петербурге.

Литература:

  1. Алексеев А. И. География: население и хозяйства России: учебник для 9 кл. М.: Просвещение, 2006.
  2. Нестеров В. Знаешь ли ты свой город? Л.: Детская литература, 1995.
  3. Энциклопедия города России. М.:  «Дрофа», 2003.
  4. Атлас мира. Страны мира в картах и цифрах.  «Компания - ПРЕСС», 1999.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика