Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

«Будь человеком, человек!». Урок внеклассного чтения в 11 классе по рассказу А.Платонова «Юшка» (Автор – учитель русского языка и литературы МОУ «Новошимкусская СОШ» Яльчикского района Димитриева Р.В.)

                                                                   Введение

            Основателем толерантности был философ Зенон. Потом его учение продолжили и развили остальные философы, в том числе и писатели. Ведь в воспитании человека огромную роль играет и литература. Многие талантливые книги помогают ребенку найти ответы на его вопросы, наполняют его жизнь теплом и радостью общения, помогают стать толерантным.

            Вот возьмем книги А.П.Платонова, который говорил, что «писать надо не талантом, а «человечностью». Его рассказ «Юшка» и в наши дни не потерял своей актуальности, хотя был написан еще в 1935 году. Он рассказывает о человеческой жестокости, равнодушии, каждое слово писателя  - слово-«мыслеобраз», слово предупреждение, слово – пророчество. Вслушиваясь и вникая в смысл платоновских слов, ребенок осознает ценность жизни человека, природу любви к ближнему. Поэтому научить читать произведения А. Платонова – задача очень трудная.

           

 

            Урок внеклассного чтения в 11 классе по рассказу А.Платонова «Юшка»

          Тема. Будь человеком, человек!

          Цель: довести до детей мысль, что человек – это величайшая ценность;

                    воспитывать чувство сострадания и милосердия.

                   

                                                 Эпиграфы:         Спешите делать добро, пока не поздно.

                                                                                                                                 Ф.П.Гааз

 

                                                                                                        Верю я, придет пора,

                                                                                                        Силу подлости и злобы   

                                                                                                        Одолеет дух добра.

                                                                                                                            Б. Пастернак 

                                                                                                     

                                                                                                        Я гнев на друге не срывал

                                                                                                        И тотчас умиротворился,

                                                                                                        А вот врага я не ругал,

                                                                                                        Но тем сильнее молча злился.

                                                                                                                                В. Блейс       

 

                                                                 

 Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

   - Один из русских философов И. Ильин говорил о том, что на Руси лучшие люди всегда гибли от рук худших. Об этом говорит и А. Платонов в своем рассказе «Юшка». Сегодня на уроке мы и поговорим об этом, будем учиться видеть в любом человеке хорошее. Поговорим о сострадании и милосердии.

2. Рассказ ученика о Платонове. (Рассказ ведется от лица самого писателя).

  - Я родился в Ямской слободе при самом Воронеже…  Ямская мало отличалась от деревни, а деревню я любил, хоть и не видел ее до 12 лет.

     В Ямской было все: плетни, заборы, сады, огороды, вместо домов – хаты и много мужиков.

     Единственной музыкой слободы был церковный колокол, который с умилением слушали бродяги, женщины и я. А по праздникам устраивали кровавые драки. Бились до смерти и лишь изредка кричали: «Дай дух!» То есть если стукнули кого-то в печенку или под сердце, и он, бледный, умирающий, медленно оседал на землю, то после его крика люди расступались, чтобы дать ходу ветру и прохладе. А потом снова начиналась драка.

     Вскоре для меня наступило время учебы. Потом время работы. В одно время в семье было 10 человек, я – старший работник, кроме отца. Отец не мог прокормить такую ораву.

     И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей; и из всех людей я знаю каждого и с каждым спаяно мое сердце.

     Я двадцать лет проходил по земле и не встречал того, о чем вы говорите, - красоты. Я не думаю, что если я ее не встречал, то ее самой по себе не существует.

     Я – человек, я живу на прекрасной живой земле. О чем вы меня спрашиваете, о какой красоте? О ней может спросить только дохлый, для живого человека безобразия не существует. Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник.   

     Вывод. А. Платонов с детства видел, что в окружающем мире много зла, жестокости, несправедливости. И поэтому, став писателем, он начал защищать человека от посягательств других людей. Об этом и рассказ «Юшка».

3. Беседа по рассказу А. Платонова «Юшка».

Вопрос. Какого человека мы называем толерантным?

Ответ. Толерантный человек – это добрый, терпеливый человек. Человек, который уважает себя и другого человека, принимает его таким, какой он есть, умеет во всех людях хорошее.

Вопрос. Легко ли быть толерантным человеком?

Ответ. Быть толерантным очень трудно, потому что надо уметь понимать других. А этому нужно учиться, и учиться надо  всю жизнь.

Вопрос. Найдите описание Ефима Дмитриевича (Юшки). Почему автор о нем говорит, что «в руках у него было мало силы»?

Ответ. Юшка был тяжело болен туберкулезом, оттого и  «в руках у него было мало силы».

Вопрос. Почему автор особо выделяет его глаза?

Ответ. Глаза – зеркало души. Душой мы страдаем, любим, ненавидим; разумом – мыслим.

Вопрос. Каково отношений детей к Юшке?

Ответ. Дети удивлялись Юшке, что он живой, и не серчает на них. Дети не знали другого такого человека. Дети … кидали в него комьями земли, - пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете! Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит… И они сильнее толкали старика и кричали вокруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.

Вопрос. Осуждает ли А.Платонов Юшку за такое молчание, терпение?

Ответ. Нет. Потому что автор пишет: «Над народом нельзя смеяться, даже если он       по-язычески верит в свою Богородицу».

Вопрос. Согласны ли вы с суждениями автора: «Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним… »

Ответ. Нет. Над любимым человеком не издеваются.

Вопрос. Как относятся взрослые к Юшке? Какое чувство они у нас вызывают?

Ответ. Они, взрослые, омерзительны, так как они очень жестокие люди.

Вопрос. В Библии сказано: «Побеждай зло добром». Можете ли вы доказать, что это суждение полностью относится к Юшке?

Ответ. Юшка своим добром победил людское зло, правда, после смерти.

Вопрос. Были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?

Ответ. Да, были счастливые минуты в его жизни. Самые счастливые минуты – это минуты, проведенные на природе.

Вопрос. Почему автор пишет в рассказе, что Юшка осерчал, а не разгневался? Может, надо было разгневаться?

Ответ. Юшка не может разгневаться по своему характеру. Он очень добрый человек. Он осерчал-то первый раз в жизни. Обязательно надо было осерчать – нельзя все время терпеть.

Вопрос. Господи! Открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза им. – Когда это произошло?

Ответ. Это произошло после смерти Юшки. Только тогда люди поняли свою ошибку, потому и столяр вздохнул и сказал: «Прощай, Юшка, и нас всех прости».

Вопрос. Почему людям без Юшки стало грустно?

Ответ. Потому что Юшка жил по божьему закону: не противился злу, любил врагов своих, был милосердным, хранил чистоту души, не делал никому зла. Он тем самым помог хоть на какое-то время прозреть окружающим его людям.

Вопрос. Почему же этим признанием не заканчивается рассказ?

Ответ. Потому что любовь, добро не уходят из мира со смертью человека. Юшка после смерти стал Ефимом Дмитриевичем, потому что появился человек (приемная дочь), который с любовью относится к Юшке и продолжает его дело – делает добро.

Вопрос. Можем ли мы Юшку назвать странным человеком? Если да, то в чем проявляется его странность?

Ответ. Да, он странен. Его странность в его доброте.

Вопрос. Можем ли мы Юшку назвать красивым человеком?

Ответ. Да. Он красив своей добротой, отзывчивостью, умением сострадать.

Вопрос. Можем ли мы Юшку назвать толерантным человеком?

Ответ. Да. Ведь в статье1 Декларации принципов толерантности говорится, что «толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». А Юшка принимал этот мир таким, какой он есть. И был счастлив тем, что «жить родителями был поставлен», что всему свету был нужен таким, каков есть он сам. Он говорил: «…без меня значит тоже нельзя». Он предпочитал мир и согласие, и поэтому на зло отвечал добром.

 4. Итог урока.

          - А.П.Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

           Закончим урок словами, начертанными на могиле другого доброго человека – доктора Ф.П.Гааза: «Спешите делать добро, пока не стало поздно».

Вопрос. К кому обращается Ф.П.Гааз этими словами?

Ответ. Эти слова обращены ко всем, кто живет на земле.

Вопрос. Как вы думаете, о ком строчки двух последних эпиграфов?

Ответ. Эти строки о Юшке, потому что он никогда не срывал зло на людях, своим добром одолел силу подлости и злобы.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика