Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Формирование у сельских школьников гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в музее. Романова Светлана Васильевна, учитель изоискусства, черчения и культуры родного края, руководитель школьного музея МОУ «Кульгешская средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Афанасьева»

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Романова Светлана Васильевна

МОУ «Кульгешская средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Афанасьева»;

429414, Чувашская Республика, Урмарский район, д. Кульгеши, ул. Школьная, дом 1

Учитель изоискусства, черчения и культуры родного края, руководитель школьного музея

12 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Формирование у сельских школьников гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в музее

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Противоречия между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблемы формирования у учащихся гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в музее, и недостаточной ее научно-методической разработанностью в системе общего образования в деятельности сельских школ.

Обучение и воспитание средствами школьного музея.

 

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО заключается в обязательном использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий.

Особенности процесса формирования у учащихся сельской школы гражданских качеств обусловлены такими факторами, как: традиции сельского социума – устоявшиеся семейные и общесельские традиции, весьма положительно влияющие на формирование гражданского сознания и общественного поведения сельских школьников; ограниченность (по сравнению с городскими школьниками) круга общения; отдаленность от крупных городов. Школьный музей является наиболее эффективной педагогической средой для личностного и разностороннего творческого развития детей, формирования у них гражданского сознания и поведения. Поисково-краеведческая работа сельских школьников в детском объединении при музее характеризуется исследованием истории и культуры родного края, конкретных местностей, получением знаний, практических умений и навыков в параллельных творческих направлениях (история, экология, краеведение, туризм, изоискусство, музыка, поэзия, журналистика, фотодело, тимуровская работа). Это способствует формированию у них гражданских качеств, целостного представления о гражданском обществе, пониманию традиций, обычаев, поступков героев, философии, духовно-нравственных ценностей, смысла человеческой жизни и счастья.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Научная новизна заключается в том, что:

– сконструирована и обоснована модель формирования гражданских качеств у учащихся сельских школ в процессе поисково-краеведческой работы в музее;

– обосновано содержание основных направлений поисково-краеведческой работы сельских школьников в музее;

– разработаны и апробированы критерии сформированности у сельских школьников гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в музее: (знания о гражданском обществе, правах и обязанностях гражданина РФ; осознанное принятие каждым  учеником гражданских ценностей как личностно и социально-значимых; готовность и способность активно включаться в общественно-полезную работу; взаимосвязь гражданского сознания и творческой самореализации в общественно-полезной деятельности);

– выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования у учащихся гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в школьном музее.

 

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Формированию гражданских качеств у сельских школьников в процессе поисково-краеведческой работы в музее способствует реализация следующих педагогических условий:

– разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс школы модели формирования гражданских качеств у сельских школьников в процессе поисково-краеведческой работы в музее, включающей цель, задачи, диагностику, содержание, закономерности и принципы, методы, средства обучения и воспитания, организационные формы, результат;

– разработка и внедрение авторской программы детского поисково-краеведческого объединения при музее «Тăван ен» («Родная сторона»);

– создание благоприятной среды и творческой атмосферы, обеспечивающих уважительные, дружеские взаимоотношения взрослых и детей;

– активизация работы детского самоуправления;

– систематический учет сформированности у учащихся гражданских качеств на основе разработанных критериев.

 

Результат изменений

Результатом внедрения модели стало повышение уровня сформированности гражданских качеств у учащихся. В ходе работы по программе у членов объединения «Тăван ен» сформировались такие гражданские качества как национальное достоинство, предприимчивость, творческая активность, социальная ответственность, бескорыстие и др., отражающиеся в их мышлении, общении, характере, привычках, поведении, реальных делах.

Очевидным результатом нашей работы стали победы, лауреатство учащихся в различных конкурсах, например: международном – «Прошлое, настоящее и будущее в творчестве детей» (2005 г., Ямукова М., 8 класс – лауреат); всероссийских – «Я рисую теннис» (2004–2008 гг., Максимова Е., Ямукова М., Обручков С., Малышев А., Александрова А., Иванова Т., Иванов И., Смирнова Е., Обручкова Н., Данилова С., Кузьмина А. – ежегодно занимали 2–3 места), «А память нам покоя не дает» (2005 г., Александрова Е., 6 кл., Филиппова С., и Черемова И., 8 кл., Кузьмина М., 9 кл. – лауреаты), «Добрый доктор Айболит» (2008 г., Обручкова Н., 4 кл., 3 место); республиканских – «Лучшая экскурсия в школьный музей», «Улыбка в кадре», «Юные техники в кадре», «Раз, два, три – елочка живи!», олимпиада по школьному краеведению, неделя «Музей и дети», «Природа моей мечты», «Ростки Возрождения», «Сердце матери», «Мир вокруг меня», «Дорога к звездам», «Осторожно, огонь!», «Шевле – 2008» и др. (победителей и лауреатов – 25, призеров – 57).

Мы можем констатировать, что за время экспериментальной работы по программе «Тăван ен» уровень сформированности гражданских качеств у учащихся Кульгешской СОШ им. Н. А. Афанасьева значительно повысился по сравнению с остальными школами

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Публикация в издании, рекомендованном ВАК

Министерства образования и науки Российской Федерации

1. Романова, С. В. Формирование гражданских качеств у учащихся в сельской средней общеобразовательной школе / С. В. Романова // Образование и саморазвитие. – 2008. – № 1(7). – С. 99–106.

 

Научные статьи в журналах и сборниках

2. Корнилова, С. В. Краеведческая работа как условие формирования гражданских качеств личности сельских школьников  / С. В. Корнилова // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2005. – № 1 (Т. 2). – С. 64–70.

3. Корнилова, С. В. Музейная этнопедагогика как фактор формирования личности в сельской школе / С. В. Корнилова // Материалы научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты межэтнической толерантности в социокультурном пространстве Чувашии» : сб. науч. тр. – М. ; Чебоксары, 2005. – С. 77–82.

4. Корнилова, С. В. Пути воспитания культуры здоровья / С. В. Корнилова // Народная школа. –  2004. – № 3. –  С. 12–13.

5. Корнилова, С. В. Путь к здоровью учащихся через искусство С. В. Корнилова // Слово. – 2004. – № 2. – С. 28–30.

6. Корнилова, С. В. Трудовое воспитание в сельской школе / С. В. Корнилова // Материалы научно-практической конференции «Этнопедагогика в действии : 10 лет – опыт и перспективы» : сб. науч. тр.  – Чебоксары, 2005. – С. 87–91.

7. Корнилова, С. В. Формирование гражданских качеств личности сельских школьников средствами музейной педагогики / С. В. Корнилова // Материалы традиционных яковлевских чтений : сб. науч. тр. – Чебоксары, 2005. – С. 68–74.

8. Корнилова, С. В. Чтобы вечно в памяти хранить / С. В. Корнилова // Материалы научно-практической конференции «Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса» : сб. науч. тр. – Чебоксары, 2005. – С. 114–117.

9. Корнилова, С. В. Школа как центр трудовой подготовки молодежи на селе / С. В. Корнилова, О. А. Петров // Вестник Чебокс. филиала Моск. гос. откр. пед. ун-та им. М. А. Шолохова. – М. ; Чебоксары, 2004. – № 3. – С. 69–76.

10. Романова, С. В. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гражданских качеств личности сельских школьников в процессе поисково-краеведческой работы в музее / С. В. Романова // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2008. – № 2 (12). – С. 49–54.

11. Романова, С. В. Формирование гражданина в условиях сельского школьного музея / С. В. Романова // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2006. – № 2. – С. 68-73.

12. Романова, С. В. Формирование гражданских качеств личности и патриотическое воспитание сельских школьников / С. В. Романова // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2006. – № 1 (Т. 2). – С. 90–94.

13. Романова, С. В. Формирование гражданских качеств у сельских школьников в процессе поисково-краеведческой работы в музее Н. А. Афанасьева (программа детского поисково-краеведческого объединения «Тăван ен») / С. В. Романова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. –    56 с.

14. Романова, С. В. Формирование гражданских качеств у сельских школьников в процессе поисково-краеведческой работы  музея / С. В. Романова // Реализация национально-регионального компонента в этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса : сб. науч. тр. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Т. Н. Петрова. – Чебоксары : ЧГПУ, 2008. – С. 139–144.

15. Романова, С. В. Формирование гражданских качеств учащихся на примере исторического наследия чувашского народа / С. В. Романова // Яковлевские чтения по проблемам воспитания детей и молодежи : сб. науч. тр. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т. Н. Петрова. – Чебоксары : ЧГПУ, 2007. – С. 293–307.

16. Романова, С. В. Формирование гражданских качеств учащихся на примере личности-символа / С. В. Романова // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2007. – № 2 (Т. 10). – С. 90–94.

17. Романова, С. В. Формирование у сельских школьников гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в музее: учеб. пособие / Т. Н. Петрова, С. В. Романова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – 172 с.

 

 

III. Описание инновационного опыта учителя

Автор руководит школьным мемориальным музеем, посвященным земляку, участнику Великой Отечественной войны, замечательному педагогу, талантливому руководителю, яркому агитатору и общественнику, активному публицисту, депутату сельсовета народных депутатов, председателю совета ветеранов войны и труда нашего микрорайона, одному из основателей и первому директору Кульгешской средней школы Николаю Афанасьевичу Афанасьеву.

Автор обладает многими видами деятельности, чему учит и своих детей. Она способна и рисовать, и писать, и организовывать всевозможные творческие работы и практическую деятельность учащихся, поет, танцует, играет на музыкальных инструментах и т.д. Не случайно, что под руководством автора дети в музее работают по различным направлениям: история (восстановление исторических событий села), краеведение (изучение прошлого и настоящего села, района, Республики), экология (изучение природы местности, участие в природоохранительных акциях, создание экологических проектов), туризм (пропаганда здорового образа жизни, составление полевых описей по изучению края), фоторабота (фотографирование исторических и культурных памятников, героев-земляков, восстановление старых фотографий, создание мультимедийных презентаций), изобразительное искусство (создание творческих работ для выставок, конкурсов об исторических событиях, героях-земляках), музыка (изучение фольклора), журналистика (освещение результатов работы в СМИ), поэзия (сочинение стихов, стихотворных сказок, загадок), тимуровская работа (организация регулярной помощи старожилам, ветеранам, вдовам, инвалидам).

Обосновывая весь комплекс работы в музее, автор учитывает приоритетные направления работы, соотнесенные с конкретными условиями. Новизна в выборе направлений деятельности заключается в центрированности музея на личности Н. А. Афанасьева, чье имя носит музей. В основном и направления деятельности связаны с его биографией, с биографией села, страны. Обоснование выбора направлений поисково-краеведческой работы в музее связано с тем, что музей должен быть социокультурным центром села, центром воспитательной работы среди всего населения. А целью определяется – воспитание гражданина своего Отечества (большой и малой родины). Автор считает, что  сельская школа и музей составляют единое педагогическое пространство. Она доказывает возможности школьного музея в формировании личности будущего гражданина. Разработанные ею педагогические условия, модель и программы высвечивают специфику условий решения проблемы в сельской школе. В этом, прежде всего, заключается новизна.

В своей работе автор активно сотрудничает с другими музеями. Например, с музеем Боевой славы Шоркистринской школы Урмарского района, этнографическим музеем школы № 60  г. Чебоксары, Народным музеем п. Урмары и его филиалом в с. Арабоси Урмарского района, музеем этнопедагогики Тракской гимназии Красноармейского района и т.д. Проводятся экскурсии, обмен опытом, совместные мероприятия.

Сама задумка использования музея как реальной среды формирования гражданских качеств – идея интересная. На сегодняшний день социально значимая направленность музеев становится все актуальнее, возрастают их образовательно-воспитательные возможности. Музей создает все большие и большие возможности творческого развития детей. Приемы экспонирования, прикосновение к вещам, язык вещей, постижение их воспитательной значимости, возможности быть сопричастным к культуре народа, к культуре истории народа в особых условиях дает очень насыщенные информационные, предметные результаты.

Категория музейной аудитории в данной школе очень активная. Это и родители, и жители сельские, и приезжие гости. И воспитательная работа, организация поисковой работы (а организована она на принципе добровольности) тоже многое дало. Например, выбор направления развития своего творчества: или это фотодело, или журналистика, или помощь престарелым, или экспонирование материала, или оформительская работа и т.д. В этом плане, вовлекая детей в творческую работу, автор стремится к повышению у них уровня гражданственности, уровня гражданских чувств, качеств, которые начинаются с любви к родному дому, деревне, школе, улице и т.д. Музейные материалы о боевых действиях должны волновать нашу подрастающую молодежь с позиции формирования у них и патриотизма, и ответственности, и национальной гордости.

 

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

Публикации статей, выпуск учебно-методических пособий, выступление на семинарах, мастер-классы как на уровне района, таки на уровне Республики

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Пуклакова З.Н., методист отдела образования и молодежной политики Урмарского района 2-19-97 Urm_oksi @ chtts. ru

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика