ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Романова Светлана Васильевна |
МОУ «Кульгешская средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Афанасьева»;
429414, Чувашская Республика, Урмарский район, д. Кульгеши, ул. Школьная, дом 1 |
Учитель изоискусства, черчения и культуры родного края, руководитель школьного музея |
12 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Формирование у сельских школьников гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в музее |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Противоречия между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблемы формирования у учащихся гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в музее, и недостаточной ее научно-методической разработанностью в системе общего образования в деятельности сельских школ.
Обучение и воспитание средствами школьного музея.
|
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Сущность ИПО заключается в обязательном использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий.
Особенности процесса формирования у учащихся сельской школы гражданских качеств обусловлены такими факторами, как: традиции сельского социума – устоявшиеся семейные и общесельские традиции, весьма положительно влияющие на формирование гражданского сознания и общественного поведения сельских школьников; ограниченность (по сравнению с городскими школьниками) круга общения; отдаленность от крупных городов. Школьный музей является наиболее эффективной педагогической средой для личностного и разностороннего творческого развития детей, формирования у них гражданского сознания и поведения. Поисково-краеведческая работа сельских школьников в детском объединении при музее характеризуется исследованием истории и культуры родного края, конкретных местностей, получением знаний, практических умений и навыков в параллельных творческих направлениях (история, экология, краеведение, туризм, изоискусство, музыка, поэзия, журналистика, фотодело, тимуровская работа). Это способствует формированию у них гражданских качеств, целостного представления о гражданском обществе, пониманию традиций, обычаев, поступков героев, философии, духовно-нравственных ценностей, смысла человеческой жизни и счастья. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Научная новизна заключается в том, что:
– сконструирована и обоснована модель формирования гражданских качеств у учащихся сельских школ в процессе поисково-краеведческой работы в музее;
– обосновано содержание основных направлений поисково-краеведческой работы сельских школьников в музее;
– разработаны и апробированы критерии сформированности у сельских школьников гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в музее: (знания о гражданском обществе, правах и обязанностях гражданина РФ; осознанное принятие каждым учеником гражданских ценностей как личностно и социально-значимых; готовность и способность активно включаться в общественно-полезную работу; взаимосвязь гражданского сознания и творческой самореализации в общественно-полезной деятельности);
– выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования у учащихся гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в школьном музее.
|
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Формированию гражданских качеств у сельских школьников в процессе поисково-краеведческой работы в музее способствует реализация следующих педагогических условий:
– разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс школы модели формирования гражданских качеств у сельских школьников в процессе поисково-краеведческой работы в музее, включающей цель, задачи, диагностику, содержание, закономерности и принципы, методы, средства обучения и воспитания, организационные формы, результат;
– разработка и внедрение авторской программы детского поисково-краеведческого объединения при музее «Тăван ен» («Родная сторона»);
– создание благоприятной среды и творческой атмосферы, обеспечивающих уважительные, дружеские взаимоотношения взрослых и детей;
– активизация работы детского самоуправления;
– систематический учет сформированности у учащихся гражданских качеств на основе разработанных критериев.
|
Результат изменений |
Результатом внедрения модели стало повышение уровня сформированности гражданских качеств у учащихся. В ходе работы по программе у членов объединения «Тăван ен» сформировались такие гражданские качества как национальное достоинство, предприимчивость, творческая активность, социальная ответственность, бескорыстие и др., отражающиеся в их мышлении, общении, характере, привычках, поведении, реальных делах.
Очевидным результатом нашей работы стали победы, лауреатство учащихся в различных конкурсах, например: международном – «Прошлое, настоящее и будущее в творчестве детей» (2005 г., Ямукова М., 8 класс – лауреат); всероссийских – «Я рисую теннис» (2004–2008 гг., Максимова Е., Ямукова М., Обручков С., Малышев А., Александрова А., Иванова Т., Иванов И., Смирнова Е., Обручкова Н., Данилова С., Кузьмина А. – ежегодно занимали 2–3 места), «А память нам покоя не дает» (2005 г., Александрова Е., 6 кл., Филиппова С., и Черемова И., 8 кл., Кузьмина М., 9 кл. – лауреаты), «Добрый доктор Айболит» (2008 г., Обручкова Н., 4 кл., 3 место); республиканских – «Лучшая экскурсия в школьный музей», «Улыбка в кадре», «Юные техники в кадре», «Раз, два, три – елочка живи!», олимпиада по школьному краеведению, неделя «Музей и дети», «Природа моей мечты», «Ростки Возрождения», «Сердце матери», «Мир вокруг меня», «Дорога к звездам», «Осторожно, огонь!», «Шевле – 2008» и др. (победителей и лауреатов – 25, призеров – 57).
Мы можем констатировать, что за время экспериментальной работы по программе «Тăван ен» уровень сформированности гражданских качеств у учащихся Кульгешской СОШ им. Н. А. Афанасьева значительно повысился по сравнению с остальными школами |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Публикация в издании, рекомендованном ВАК
Министерства образования и науки Российской Федерации
1. Романова, С. В. Формирование гражданских качеств у учащихся в сельской средней общеобразовательной школе / С. В. Романова // Образование и саморазвитие. – 2008. – № 1(7). – С. 99–106.
Научные статьи в журналах и сборниках
2. Корнилова, С. В. Краеведческая работа как условие формирования гражданских качеств личности сельских школьников / С. В. Корнилова // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2005. – № 1 (Т. 2). – С. 64–70.
3. Корнилова, С. В. Музейная этнопедагогика как фактор формирования личности в сельской школе / С. В. Корнилова // Материалы научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты межэтнической толерантности в социокультурном пространстве Чувашии» : сб. науч. тр. – М. ; Чебоксары, 2005. – С. 77–82.
4. Корнилова, С. В. Пути воспитания культуры здоровья / С. В. Корнилова // Народная школа. – 2004. – № 3. – С. 12–13.
5. Корнилова, С. В. Путь к здоровью учащихся через искусство С. В. Корнилова // Слово. – 2004. – № 2. – С. 28–30.
6. Корнилова, С. В. Трудовое воспитание в сельской школе / С. В. Корнилова // Материалы научно-практической конференции «Этнопедагогика в действии : 10 лет – опыт и перспективы» : сб. науч. тр. – Чебоксары, 2005. – С. 87–91.
7. Корнилова, С. В. Формирование гражданских качеств личности сельских школьников средствами музейной педагогики / С. В. Корнилова // Материалы традиционных яковлевских чтений : сб. науч. тр. – Чебоксары, 2005. – С. 68–74.
8. Корнилова, С. В. Чтобы вечно в памяти хранить / С. В. Корнилова // Материалы научно-практической конференции «Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса» : сб. науч. тр. – Чебоксары, 2005. – С. 114–117.
9. Корнилова, С. В. Школа как центр трудовой подготовки молодежи на селе / С. В. Корнилова, О. А. Петров // Вестник Чебокс. филиала Моск. гос. откр. пед. ун-та им. М. А. Шолохова. – М. ; Чебоксары, 2004. – № 3. – С. 69–76.
10. Романова, С. В. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гражданских качеств личности сельских школьников в процессе поисково-краеведческой работы в музее / С. В. Романова // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2008. – № 2 (12). – С. 49–54.
11. Романова, С. В. Формирование гражданина в условиях сельского школьного музея / С. В. Романова // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2006. – № 2. – С. 68-73.
12. Романова, С. В. Формирование гражданских качеств личности и патриотическое воспитание сельских школьников / С. В. Романова // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2006. – № 1 (Т. 2). – С. 90–94.
13. Романова, С. В. Формирование гражданских качеств у сельских школьников в процессе поисково-краеведческой работы в музее Н. А. Афанасьева (программа детского поисково-краеведческого объединения «Тăван ен») / С. В. Романова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. – 56 с.
14. Романова, С. В. Формирование гражданских качеств у сельских школьников в процессе поисково-краеведческой работы музея / С. В. Романова // Реализация национально-регионального компонента в этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса : сб. науч. тр. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Т. Н. Петрова. – Чебоксары : ЧГПУ, 2008. – С. 139–144.
15. Романова, С. В. Формирование гражданских качеств учащихся на примере исторического наследия чувашского народа / С. В. Романова // Яковлевские чтения по проблемам воспитания детей и молодежи : сб. науч. тр. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т. Н. Петрова. – Чебоксары : ЧГПУ, 2007. – С. 293–307.
16. Романова, С. В. Формирование гражданских качеств учащихся на примере личности-символа / С. В. Романова // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2007. – № 2 (Т. 10). – С. 90–94.
17. Романова, С. В. Формирование у сельских школьников гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в музее: учеб. пособие / Т. Н. Петрова, С. В. Романова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – 172 с.
|
III. Описание инновационного опыта учителя |
Автор руководит школьным мемориальным музеем, посвященным земляку, участнику Великой Отечественной войны, замечательному педагогу, талантливому руководителю, яркому агитатору и общественнику, активному публицисту, депутату сельсовета народных депутатов, председателю совета ветеранов войны и труда нашего микрорайона, одному из основателей и первому директору Кульгешской средней школы Николаю Афанасьевичу Афанасьеву.
Автор обладает многими видами деятельности, чему учит и своих детей. Она способна и рисовать, и писать, и организовывать всевозможные творческие работы и практическую деятельность учащихся, поет, танцует, играет на музыкальных инструментах и т.д. Не случайно, что под руководством автора дети в музее работают по различным направлениям: история (восстановление исторических событий села), краеведение (изучение прошлого и настоящего села, района, Республики), экология (изучение природы местности, участие в природоохранительных акциях, создание экологических проектов), туризм (пропаганда здорового образа жизни, составление полевых описей по изучению края), фоторабота (фотографирование исторических и культурных памятников, героев-земляков, восстановление старых фотографий, создание мультимедийных презентаций), изобразительное искусство (создание творческих работ для выставок, конкурсов об исторических событиях, героях-земляках), музыка (изучение фольклора), журналистика (освещение результатов работы в СМИ), поэзия (сочинение стихов, стихотворных сказок, загадок), тимуровская работа (организация регулярной помощи старожилам, ветеранам, вдовам, инвалидам).
Обосновывая весь комплекс работы в музее, автор учитывает приоритетные направления работы, соотнесенные с конкретными условиями. Новизна в выборе направлений деятельности заключается в центрированности музея на личности Н. А. Афанасьева, чье имя носит музей. В основном и направления деятельности связаны с его биографией, с биографией села, страны. Обоснование выбора направлений поисково-краеведческой работы в музее связано с тем, что музей должен быть социокультурным центром села, центром воспитательной работы среди всего населения. А целью определяется – воспитание гражданина своего Отечества (большой и малой родины). Автор считает, что сельская школа и музей составляют единое педагогическое пространство. Она доказывает возможности школьного музея в формировании личности будущего гражданина. Разработанные ею педагогические условия, модель и программы высвечивают специфику условий решения проблемы в сельской школе. В этом, прежде всего, заключается новизна.
В своей работе автор активно сотрудничает с другими музеями. Например, с музеем Боевой славы Шоркистринской школы Урмарского района, этнографическим музеем школы № 60 г. Чебоксары, Народным музеем п. Урмары и его филиалом в с. Арабоси Урмарского района, музеем этнопедагогики Тракской гимназии Красноармейского района и т.д. Проводятся экскурсии, обмен опытом, совместные мероприятия.
Сама задумка использования музея как реальной среды формирования гражданских качеств – идея интересная. На сегодняшний день социально значимая направленность музеев становится все актуальнее, возрастают их образовательно-воспитательные возможности. Музей создает все большие и большие возможности творческого развития детей. Приемы экспонирования, прикосновение к вещам, язык вещей, постижение их воспитательной значимости, возможности быть сопричастным к культуре народа, к культуре истории народа в особых условиях дает очень насыщенные информационные, предметные результаты.
Категория музейной аудитории в данной школе очень активная. Это и родители, и жители сельские, и приезжие гости. И воспитательная работа, организация поисковой работы (а организована она на принципе добровольности) тоже многое дало. Например, выбор направления развития своего творчества: или это фотодело, или журналистика, или помощь престарелым, или экспонирование материала, или оформительская работа и т.д. В этом плане, вовлекая детей в творческую работу, автор стремится к повышению у них уровня гражданственности, уровня гражданских чувств, качеств, которые начинаются с любви к родному дому, деревне, школе, улице и т.д. Музейные материалы о боевых действиях должны волновать нашу подрастающую молодежь с позиции формирования у них и патриотизма, и ответственности, и национальной гордости.
|
IV. Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) |
Публикации статей, выпуск учебно-методических пособий, выступление на семинарах, мастер-классы как на уровне района, таки на уровне Республики |
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
Пуклакова З.Н., методист отдела образования и молодежной политики Урмарского района 2-19-97 Urm_oksi @ chtts. ru |