Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Развитие творческого потенциала личности через проектную деятельность на уроках музыки и хорового театра. Головащенко Олег Анатольевич, учитель музыки МОУ «СОШ №2» г.Чебоксары

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образование»

I. Общие сведения.

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Головащенко Олег Анатольевич

МОУ «СОШ №2» ,428000 г.Чебоксары, ул.Афанасьева, д.11

Учитель музыки

20 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Развитие творческого потенциала личности через проектную деятельность на уроках музыки и хорового театра

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Противоречие между необходимостью формирования у школьников  навыков творческой деятельности как средства художественно-творческого развития, способствующего вовлечению их в активную эстетическую деятельность и недостаточной разработанностью условий реализации творческих моделей обучения на младшей ступени школьного образования.

Проектный метод, включающий комплекс умений самостоятельно и под руководством педагога осваивать новые способы деятельности в сфере музыкально-театрального творчества.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образова-тельных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содер-жания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Проектная деятельность на уроках музыки и хорового театра может быть применена в младших классах основной школы в комплексном образовании в цикле предметов эстетической направленности. Она результативна в музыкальных школах, школах искусств, а также в эстетических отделениях  массовых школ. Формы обучения при этом могут быть групповыми, индивидуальными, с применением информационно-коммуникационных технологий.

Своей важнейшей задачей считаю научить мыслить и работать творчески. Занятия на эстетическом отделении музыкальной школы воспитывают в учащихся интерес к хоровому пению, к вокальному искусству, к участию в постановках музыкального театра. При этом существенно возрастает роль искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Развитие творческого потенциала формирующейся личности осуществляется в нашей школе через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются: хоровое пение, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.

В течение четырехлетнего обучения на эстетическом отделении у каждого ученика есть прекрасная возможность соприкоснуться с различными видами творческой деятельности, которые помогают ему раскрыть в себе талант, развить его в процессе учебной и внеучебной деятельности Целью своей работы считаю формирование и раскрытие творческой индивидуальности каждого школьника. Для этого решаются следующие задачи: развитие познавательной активности и формирование интеллектуального и нравственного потенциала личности ребенка, развитие творческих способностей посредством использования современных образовательных технологий.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений основана на личностно-деятельностном подходе, предполагающим организацию специальной работы по формированию навыков творческой деятельности учащихся, обучения их целеполаганию, организации и регулировании собственных действий, контролю и оценке результатов деятельности, проектном подходе, требующем предоставления ученикам возможностей самим творить,  создавать образы и перевоплощаться и социокультурном подходе, связанным с формированием культурного пространства школы.

Новизной опыта является применение проектного подхода к организации театральной деятельности учащихся. Искусство выступает одним из эффективных средств развития творческого потенциала формирующейся личности, в свою очередь детский музыкальный спектакль, как синтез многих искусств, является средством художественно-творческого развития школьников, способствующим вовлечению их в активную эстетическую деятельность.

Ограничения ИПО определяются тем, что в массовой школе количество часов, направленных на эстетическое развитие учащихся недостаточно. Кроме того, вопрос о внедрении проектной деятельности на уроках музыки и хорового театра может решаться на основе консолидации педагогов -предметников  эстетического направления  для более полной  реализации идеи.

Трудоемкость связана с созданием материальной базы детского музыкального театра: костюмы, декорации и т.д., а также возможностью музыкального  оформления представлений.

Риски объясняются трудностью соорганизации педагогов, родителей для функционирования  детского музыкального театра.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность использования данного педагогического опыта:

-   наличие специально оборудованного помещения для организации  школьного  музыкального  театра,  на  базе  которого  проводятся  учебные  занятия,  происходит  постановка  и  выпуск  детских  музыкальных  спектаклей, изготовление декораций и костюмов в специальной мастерской;

-  приглашение для работы в театре специалистов из области профессионального искусства (дирижер, режиссер, хореограф, педагог-вокалист, концертмейстер, художник);

-  наличие материальной базы (музыкальные инструменты, светоаппаратура, звуковое оборудование, компьютер, видео и фото аппаратура).

Результат изменений

Результаты (внешние): количество призовых мест  районных и городских конкурсов (2003-2008 гг.) – 12, количество призовых мест республиканских и межрегиональных конкурсов (2003-2008 гг.) – 13.

Результаты (внутренние): развитие познавательной активности и формирование интеллектуального и нравственного потенциала личности ребенка, развитие творческих способностей, развитие механизма  творческой деятельности: фантазии, воображения, интуиции, художественно-образного мышления.

Публикации о представленном педагогическом опыте

Ø   «Развитие творческого потенциала личности через проектную деятельность на уроках музыки и хорового театра». Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов», Чебоксары, 2007.

Ø   Урок «Музыкальное путешествие в сказочный лес». Учебное пособие «Беседы и песни для детей школьного возраста»,  Чебоксары, 2008.

III. Описание инновационного опыта учителя

    Одна из важнейших задач  учителя музыки в воспитании школьников – через красоту музыки, поэзии, изобразительного, театрального искусства найти путь к доброму сердцу ребёнка, раскрыть его духовные силы, его творческий потенциал.

      Реализация задачи – развитие творческого потенциала формируюшейся личности, осуществляется в нашей школе через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются: хоровое пение, пластическое интонирование: музыкально-ритмические движения, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.

   Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле детский музыкальный спектакль, как синтез многих искусств, является средством художественно – творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.

      Детский музыкальный театр  существует в нашей школе в  форме игры – импровизации, хорового театра, детской музыкальной сказки, детской оперы. Учебная работа в хоровом театре осуществляется в трёх направлениях: а) музыкальном, б) театральном, в) танцевально-пластическом.

  Музыкальное направление представляет собой вокально-хоровые занятия. Эти занятия предполагают постановку и развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры будущего музыкального спектакля В идеале каждый участник музыкального театра должен заниматься индивидуально с педагогом, у нас эти занятия проводятся группой.

   Театральное направление представляет собой курс актёрского мастерства и сценической речи, который направлен на развитие творческого воображения и фантазии, умения «перевоплощаться», «верить» в предлагаемые обстоятельства мизансцены, владеть собой, своими чувствами, распределять внимание. Занятия ставят своей целью раскрепостить учащихся, выработать у них умения сценической импровизации, театрального ансамбля, актерской пластики (театральные этюды, игры на развитие внимания, фантазии, пантомима, работа с воображаемыми предметами).

   Танцевально-пластическое направление представляет собой занятия с хореографом, которые ставят своей целью приобретение навыков исполнения основных танцевальных движений, фигур, под музыку, а также постановку корпуса, рук, ног, головы, т.е. элементов сценического тренажа. На танцевальных занятиях разучиваются танцевально-хореографические фрагменты готовящегося музыкального спектакля, а также подготовку отдельных  танцевальных номеров для спектакля.

   Коллектив детского музыкального театра – это прежде всего организованный хор певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения.

   Всё перечисленное означает, что освоение вокальной музыки готовящего музыкального спектакля, а также работа над индивидуальным вокальным репертуаром – это, прежде всего, создание вокально-сценического образа, где выразительность вокальной интонации рождается из понимания и представления действенного смысла музыки.

  Отличительной особенностью работы на уроках хорового театра является деятельностный  подход к воспитанию и образованию, развитию ребёнка средствами музыкального театра – он становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он выступает в качестве исполнителя, а иногда и сорежиссёра, художника, композитора. Таким образом, процесс создания спектакля рассматривается нами как возможность полихудожественного  развития личности, учитывающая интегративные процессы, протекающие в результате взаимодействия различных видов искусств.

   В течении  четырёхлетнего обучения на эстетическом отделении каждый ученик соприкасается с различными видами творческой деятельности, которые помогают ему раскрыть в себе талант и развивать его в процессе учебной деятельности, а также на факультативных занятиях.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения  изменений (формы распространения опыта)

 

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика