ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образование»
I. Общие сведения
Ф.И. О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Васильева Елена Петровна |
МОУ «Тюрлеминская средняя общеобразовательная школа»
Козловский район, станция Тюрлема, ул. Пионерская -1 «А»
429440 |
Учитель биологии |
27 лет |
II. Сущностные характеристики опыта
Тема инновационного педагогического опыта |
Формирование экологической культуры через практическую деятельность с использованием нетрадиционной технологии |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Применяю:
- новые средства обучения: компьютеры, мультимедийные проекторы, интернет
- новые методы: аудио-визуальные, интерактивный метод
|
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Помимо традиционных технологий, использую нетрадиционные:
- здоровьесберегающую
- развивающую
- ИКТ, технологию проектного обучения
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Новизна: в использовании ИКТ, кооперативная работа, собственный опыт во все. За один урок можно совершить походы в любой зоопарк мира. Побывать в ООПТ, анализировать и сравнивать. И все, что бы не делали ученики необходимо связывать с практической деятельностью, без чего сама жизнь невозможна. |
Условия реализаций изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
За 3 года подготовлено: 6 призеров районных олимпиад, 4 призера районных научно- практических конференций, 2 призера республиканской лесной олимпиады, призеры республиканского лесного слета. |
Результат изменений |
Дети проявляют больший интерес к таким занятиям и получают больше знаний. |
Публикации о представленном инновационном пед. опыте |
Журнал «Экологический вестник», районная газета «Знамя», |
III. Описание инновационного опыта учителя
Нельзя изучать биологию сидя в кабинете. Невозможно обходиться и без новых технологий, поэтому в своей работе Елена Петровна широко использует, совместно с традиционными и нетрадиционные технологии. Используя последние достижения ИКТ, дети совершают виртуальные походы и экскурсии в любую часть Земли, знакомятся и сравнивают флору и фауну разных частей планеты. За урок можно побывать в любом зоопарке, посещать ООПТ, национальные парки и т. п. Изучая природу родного края, можно все это сравнивать и делать выводы. Но этого мало, и поэтому учительница уделяет большое внимание на то, чтобы практические умения и навыки приобретались на опыте собственных открытий. Она убеждена в том, что открытие дает радость познания и связано с положительными эмоциями, что способствует успеху в обучении. Мотивация обучения является внутренней и не требует искусственных стимулов. Ученик должен решить проблему, совершая действия, должен изучить необходимую информацию, затем извлечь личный опыт. Подобное обучение приводит к более глубокому усвоению информации, т.к. все выученное ассоциируется с конкретными действиями, а не абстрактными понятиями. Данная тема тесно связана с технологией проектного обучения, цель которой – создание условий для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других в процесс разработки учебного проекта. Алгоритм проектного обучения включает 5 основных шагов:
· Выбор проблемы, определение актуальности темы проекта
· Создание творческой группы (наработка идей и способов решения проблемы)
· Создание второй творческой группы (одновременно с первой группой нарабатываются идеи и способы решения проблемы)
· Обмен информации между группами (круглый стол)
· Защита результатов поисковой деятельности, выработка совместного решения.( участие в научно-практических конференциях, слетах школьных лесничеств, подготовка презентаций)
Учительница делает всё, чтобы биологическое образование стало развивающим, т.е. нацеленным на создание условий для развития творческих способностей школьника. Для этого в первую очередь соединяет теорию с практикой и практической деятельностью ученика. Умело пользуется средствами общения и непосредственного контакта с природой. Именно непосредственное взаимодействие с конкретными природными объектами должно реализовать свой развивающий потенциал. Необходимо показать детям взаимовыгодное сосуществование в природе и научить детей учиться у природы.