ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «Образование» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Викентьева Олимпиада Васильевна |
МОУ «Новобайбатыревская СОШ» Яльчикского района Чувашской Республики ЧР, Яльчикский район, ул. Цент-ральная, 75, индекс: 429384 |
Учитель биологии и географии, информатики |
13 лет |
II.Сущностные характеристики опыта |
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Использование творческих работ самих учащихся в учебно-познавательной деятельности в ходе урока. |
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Существующая программа стандарта образования не позволяет в полной мере развивать творческие способности учащихся, которые в современном мире востребованы. Содержание предмета не достаточно для развития практических навыков учащихся. |
3.Идея изменений (в чем сущность АПО: в использовании образовательных, коммуникационноинформационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Сущность идеи заключается в том, что дети под руководством учителя разраба-тывают проекты и используют их на уроке. Таким образом, содержание образо-вания обогащается дидактическим материалом,подготовленным самими детьми. |
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски |
Использование творческих работ самих учащихся позволяет применить в практике знания, полученные во время выполнения работ. Во время такой работы у учащихся повышается интерес к предмету, активность на уроках. |
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Исследовательские работы больше проводим в таких научных областях, как экология и информатика. Для реализации изменений работаю по разработанной мною программе «Формирование творческих способностей учащихся через самостоятельную деятельность». Одним из важных условий является организация практических, исследовательских работ с учащимися. |
6. Результат изменений |
Положительная динамика учебных достижений – повышение качества обучения до 95 %; победы в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня; активизация участия школьников во Всероссийских и международных конкурсах, в учебно-исследовательской деятельности учащихся; повышение мотивации обучения; помощь в профессиональном самоопределении выпускников. |
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Опыт обобщен и распространен среди учителей Яльчикского района ЧР. Работы учащихся, поурочные разработки уроков и воспитательные мероприятия опубликованы в Фестивале педагогических идей «Открытый урок» - в, 2006, 2007 и 2008 г., на личном сайте учителя www.wow.21420s22.edusite.ru и класса |
III. Описание инновационного опыта учителя |
Работу по использованию творческих работ самих учащихся в учебно-познавательной деятельности разделяю на этапы.
Первый этап - постановка педагогической проблемной ситуации. Для этого я использую метод проблемизации, то есть ставлю перед классом проблемную задачу, которая интересна для ребят. Это вызывает у них стремление к исследовательской деятельности по ее решению.
Второй этап – Помогаю учащимся правильно сформулировать тему исследовательской работы, её цель, задачи, актуальность, а также предмет исследования. Для этого учащимся организовываю экскурсии, лабораторные работы во время занятий кружка «Юные натуралисты». Моей задачей является правильное направление к работе и предоставление наводящей информации.
Третий этап – Помощь учителя при обработке полученной информации и направление учащихся к изучению дополнительной литературы
Четвертый этап – Оформление работы и подготовка учащихся защите исследовательской работы используя компьютерные презентации, плакаты, наглядные природные материалы исследованные ими, например комнатные цветы, гербарии растений и животных и т.д.
Пятый этап – Защита исследовательской работы на уроках, где учащиеся, задают вопросы, интересующие их.
Шестой этап – Для реализации полученных знаний во время исследовательских работ организую практические работы для контроля как традиционные, так и нетрадиционные методы и предпочтение отдаю тестовому контролю знаний. .
Таким образом, использование творческих работ самих учащихся в учебно-познавательной деятельности помогает учащимся применять полученные знания на практике. Учащиеся учатся связывать теорию с практикой, правильно выбирать интересующие факты, учитывать актуальность проблемы, пользоваться специальной терминологией и понимать ее, развивать монологическую речь, память. На протяжении всего процесса поддерживается связь между учителем и учеником. Мо моему мнению, главное – это творить уроки, в которых ученики сами хотят решить проблему, потому что это трудно и интересно, как в игре. |