Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
•компьютер является инструментом, таким же, как ручка, пила, автомобиль, предназначенным для обработки информации, но это инструмент сложный;
•единство практики и теории – непременное условие успешного обучения.
•к изучению команд компьютера надо подойти как и к изучению иностранного языка, команды – это язык ЭВМ.
Проектная деятельность помогает развить самостоятельность, способность синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему как систему взаимосвязанных объектов. |
Сегодня школа призвана, основываясь на личностно-ориентированном подходе в образовании, формировать компетенции, которые позволят каждому выпускнику школы стать успешной личностью в самостоятельной жизни. Поэтому методическая система обучения информатике претерпевает существенные изменения. Если вначале курс был однозначно ориентирован на изучение алгоритмов и программ, а затем и информационных технологий, то теперь важнейшим моментом становится формирование мировоззрения, основанного на системно-информационном подходе.
Актуальным является вопрос и о формировании в сознании учащихся не только алгоритмической, но и образной составляющей мышления. Поэтому основное внимание уделено интерактивной работе учащихся с компьютером. В результате такого взаимодействия при моделировании различных объектов (явлений) человек получает навыки принятия решения, выдвижения и проверки гипотез на основе вычислительного эксперимента.
В своей учебно-педагогической деятельности в зависимости от степени подготовки учащихся, новизны и сложности изучаемого материала, возраста детей, использую различные методы обучения и формы организации и проведения урока.
Но меня, как и многих учителей информатики, всегда волновал вопрос: как при малом количестве часов, довольно обширной программе и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса информатики интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок. На основе опыта преподавания информатики я пришла к выводу, что именно проектный метод позволяет добиться положительной мотивации к учению, активизировать познавательные процессы, способность синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему как систему взаимосвязанных объектов.
Ежегодно ученику или малой учебной группе (2 – 3 человека) предоставляю возможность выбора темы проектной работы, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Ребята выдвигают проблему, проводят исследования, предлагают свои формы организации ресурса или программного продукта, решая при этом, кроме образовательной, и коммуникативную задачу. И чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа. C 2005 года в лицее создавались проекты по технологии, предлагаемой программой “Intel. Обучение для будущего”. В 2007-2008 учебном году учащиеся создали проекты, как итоговую работу курса “Технологии и местное сообщество”, “Технологии и профессии” по программе “Intel. Путь к успеху”. Защита проекта (в виде презентации, сайта) проходит в обязательном порядке перед классом. Бывает, что приглашаю классных руководителей, учителей-предметников, родителей, учащихся других классов. Организовываю выставку работ учащихся. Авторы лучших проектов принимают участие в конкурсе “Exselsior”.
Хочется отметить, что метод проектов играет значительную роль при изучении отдельных тем. Приведу несколько примеров.
При отработке навыков работы в графическом редакторе MS Paint после разбора теоретического материала я учащимся предлагаю, например, создать “Чертеж дома вашей мечты”, “Поздравительную открытку”, “Почтовую марку”.
При изучении MS Word даю задания, которые будут интересны и познавательны: учащимся помладше - сочинить сказку, рассказ на любую понравившуюся им тему, а старшеклассникам – написать эссе “Прав ли был Талейран, который утверждал, что “тот, кто владеет информацией, владеет миром”. Красиво, грамотно оформленная работа каждого ученика (без фамилии, имени) оценивается мною, одноклассниками и учениками другого класса. Иногда привлекаю учителей русского языка и литературы, преподающих в данных классах, чтобы дети имели возможность получить оценку не только по информатике, но и по русскому языку и литературе. Изучив работу с таблицами в Word, учащиеся создают собственный календарь на месяц, год (со вставкой фоновых рисунков, выполненных самостоятельно в графическом редакторе).
Сравнивая работу с текстовым редактором в “режиме упражнений” и в “режиме выполнения проекта” можно сказать, что во втором случае и знаний, и удовольствия дети получили намного больше. Подобная работа позволила детям осознать преимущества работы с электронным текстом, и они увидели возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.
При изучении темы “Создание презентаций средствами Power Point” создаем проект “Из нашей школьной жизни”. Учащиеся разбиваются на группы, выбирают направление, собирают материал, создают презентацию и защищаются. Затем все работы объединяются в одно целое. Радость учащихся неимоверная, ведь каждый внес свой вклад в такой грандиозный проект.
Метод проектов позволяет добиваться лучших результатов при изучении программирования и офисных технологий. Так, за последние четыре года на олимпиаде по программированию учащиеся заняли 13 призовых мест в районе, 1 место в республике; II место в командном первенстве по программированию, III место в открытом командном первенстве по программированию среди школ г.Чебоксары и Чувашской Республики, III место на первой дистанционной командной олимпиаде по программированию. Участвуя в фестивале компьютерного творчества учащихся, в конкурсе “Прима-мастер” заняли I место в районе и III место в республике. Ежегодно ученики становятся победителями всероссийской игры-конкурса по информатике “Инфознайка”, а количество участников за 4 года выросло с 56 до 205. В 2007 году в дистанционном метапредметном марафоне, посвященном Году русского языка, “…Как слово наше отзовется…” учащиеся показали отличные знания в области ИКТ и заняли I место.
Если говорить об уроках в целом, то их всегда начинаю с психологической установки на доброжелательное сотрудничество, чтобы вызвать у детей положительные эмоции. После фазы вхождения в урок наступает оптимальный период, характеризующийся устойчивым темпом работы и высокой работоспособностью учащихся. Чтобы продлить его, правильно регламентирую продолжительность полезной деятельности и рационально чередовать различные ее виды.
Изучение предмета “Информатика” предъявляет к учителю особые требования. Во-первых, это должен быть достаточно эрудированный человек. Знание таких предметов, как русский язык, математика, физика, английский язык просто необходимо. Во-вторых, информатика – наука быстроразвивающаяся. Почти ежегодно обновляется парк машин, меняется их программное обеспечение. В-третьих, проведение лабораторно-практических занятий заставляет учителя быть и психологом и техником одновременно. В-четвёртых, учителю необходимо умение связать теоретическую и практическую части обучения.
Большую роль уроки информатики играют и для организации межпредметных связей. А сумеет ли кабинет информатики превратиться в творческую мастерскую, зависит от его хозяина. (Более подробный материал вы можете найти в разделе “Методическая копилка” сайта по адресу: www.21308s01.edusite.ru). |