Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Организация проектной деятельности школьников. Егорова Лариса Ивановна, учитель информатики МОУ «Кугесьский лицей» Чебоксарского района

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Егорова Лариса Ивановна

МОУ «Кугесьский лицей»

429500, п. Кугеси, ул. Первомайская, д.13А

Учитель информатики

13,5 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

“Организация проектной деятельности школьников”.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Новые средства обучения

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

•компьютер является инструментом, таким же, как ручка, пила, автомобиль, предназначенным для обработки информации, но это инструмент сложный;

•единство практики и теории – непременное условие успешного обучения.

•к изучению команд компьютера надо подойти как и к изучению иностранного языка, команды – это язык ЭВМ.

Проектная деятельность помогает развить самостоятельность, способность синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему как систему взаимосвязанных объектов.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

умение собирать и представлять информацию (в графическом, литературном или формализованном виде), умение ставить задачи и подбирать способы и средства для их решения, проводить квалификацию и систематизацию информации, умение активно использовать компьютеры для решения новых задач).

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

 

Результат изменений

Положительная мотивация к учению и хорошие результаты в активизации познавательных процессов.

Позитивная динамика учебных достижений учащихся.

Результативность на предметных олимпиадах, конкурсах районного и республиканского уровней.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне.

Участие в муниципальных и региональных профессиональных конкурсах.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

“Халﬞﬞах шкулﬞе”, №4, 2003 год

“Халﬞﬞах шкулﬞе”, №2 , 2004 год

 Мастер-классы районного и республиканского уровня

 Выступления на РМО

III. Описание инновационного опыта учителя

Сегодня школа призвана, основываясь на личностно-ориентированном подходе в образовании, формировать компетенции, которые позволят каждому выпускнику школы стать успешной личностью в самостоятельной жизни. Поэтому методическая система обучения информатике претерпевает существенные изменения. Если вначале курс был однозначно ориентирован на изучение алгоритмов и программ, а затем и информационных технологий, то теперь важнейшим моментом становится формирование мировоззрения, основанного на системно-информационном подходе.

Актуальным является вопрос и о формировании в сознании учащихся не только алгоритмической, но и образной составляющей мышления. Поэтому основное внимание  уделено интерактивной работе учащихся с компьютером. В результате такого взаимодействия при моделировании различных объектов (явлений) человек получает навыки принятия решения, выдвижения и проверки гипотез на основе вычислительного эксперимента.

В своей учебно-педагогической деятельности в зависимости от степени подготовки учащихся, новизны и сложности изучаемого материала, возраста детей, использую различные методы обучения и формы организации и проведения урока.

Но меня, как и многих учителей информатики, всегда волновал вопрос: как при малом количестве часов, довольно обширной программе и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса информатики интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок. На основе опыта преподавания информатики я пришла к выводу, что именно проектный метод позволяет добиться положительной мотивации к учению, активизировать познавательные процессы, способность синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему как систему взаимосвязанных объектов.

Ежегодно ученику или малой учебной группе (2 – 3 человека) предоставляю возможность выбора темы проектной работы, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Ребята выдвигают проблему, проводят исследования, предлагают свои формы организации ресурса или программного продукта, решая при этом, кроме образовательной, и коммуникативную задачу. И чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа. C 2005 года в лицее создавались проекты по технологии, предлагаемой программой “Intel. Обучение для будущего”. В 2007-2008 учебном году учащиеся создали проекты, как итоговую работу курса “Технологии и местное сообщество”, “Технологии и профессии” по программе “Intel. Путь к успеху”. Защита проекта (в виде презентации, сайта) проходит в обязательном порядке перед классом. Бывает, что приглашаю классных руководителей, учителей-предметников, родителей, учащихся других классов. Организовываю выставку работ учащихся. Авторы лучших проектов  принимают участие в конкурсе “Exselsior”.

Хочется отметить, что метод проектов играет значительную роль при изучении отдельных тем. Приведу несколько примеров.

При отработке навыков работы в графическом редакторе MS Paint после разбора теоретического материала я учащимся предлагаю, например, создать “Чертеж дома вашей мечты”, “Поздравительную открытку”, “Почтовую марку”.

При изучении MS Word даю задания, которые будут интересны и познавательны: учащимся помладше - сочинить сказку, рассказ на любую понравившуюся им тему, а старшеклассникам – написать эссе “Прав ли был Талейран, который утверждал, что “тот, кто владеет информацией, владеет миром”. Красиво, грамотно оформленная работа каждого ученика (без фамилии, имени) оценивается мною, одноклассниками и учениками другого класса. Иногда привлекаю учителей русского языка и литературы, преподающих в данных классах, чтобы дети имели возможность получить оценку не только по информатике, но и по русскому языку и литературе. Изучив работу с таблицами в Word, учащиеся создают собственный календарь на месяц, год  (со вставкой фоновых рисунков, выполненных самостоятельно в графическом редакторе).

Сравнивая работу с текстовым редактором в “режиме упражнений” и в “режиме выполнения проекта” можно сказать, что во втором случае и знаний, и удовольствия дети получили намного больше. Подобная работа позволила детям осознать преимущества работы с электронным текстом, и они увидели возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.

При изучении темы “Создание презентаций средствами Power Point” создаем проект “Из нашей школьной жизни”. Учащиеся разбиваются на группы, выбирают направление, собирают материал, создают презентацию и защищаются. Затем все работы объединяются в одно целое. Радость учащихся неимоверная, ведь каждый внес свой вклад в такой грандиозный проект.

Метод проектов позволяет добиваться лучших результатов при изучении программирования и офисных технологий. Так, за последние четыре года  на олимпиаде по программированию учащиеся заняли 13 призовых мест в районе, 1 место в республике; II место в командном первенстве по программированию, III место в открытом командном первенстве по программированию среди школ г.Чебоксары и Чувашской Республики, III место на первой дистанционной командной олимпиаде по программированию. Участвуя в фестивале компьютерного творчества учащихся, в конкурсе “Прима-мастер” заняли I место в районе и III место в республике. Ежегодно ученики становятся победителями всероссийской игры-конкурса по информатике “Инфознайка”, а количество участников за 4 года выросло с 56 до 205. В 2007 году в дистанционном метапредметном марафоне, посвященном Году русского языка, “…Как слово наше отзовется…” учащиеся показали отличные знания в области ИКТ и заняли I место.

Если говорить об уроках в целом, то их всегда начинаю с психологической установки на доброжелательное сотрудничество, чтобы вызвать у детей положительные эмоции. После фазы вхождения в урок наступает оптимальный период, характеризующийся устойчивым темпом работы и высокой работоспособностью учащихся. Чтобы продлить его, правильно регламентирую продолжительность полезной деятельности и рационально чередовать различные ее виды.

Изучение предмета “Информатика” предъявляет к учителю особые требования. Во-первых, это должен быть достаточно эрудированный человек. Знание таких предметов, как русский язык, математика, физика, английский язык просто необходимо. Во-вторых, информатика – наука быстроразвивающаяся. Почти ежегодно обновляется парк машин, меняется их программное обеспечение. В-третьих, проведение лабораторно-практических занятий заставляет учителя быть и психологом и техником одновременно. В-четвёртых, учителю необходимо умение связать теоретическую и практическую части обучения.

Большую роль уроки информатики играют и для организации межпредметных связей. А сумеет ли кабинет информатики превратиться в творческую мастерскую, зависит от его хозяина. (Более подробный материал вы можете найти в разделе “Методическая копилка” сайта по адресу: www.21308s01.edusite.ru).

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

 

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

 

 

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика