ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Сидорова Наталья Михайловна |
МОУ «Стемасская средняя общеобразовательная школа», 429802, Чувашская Республика, Алатырский район, с. Стемасы, ул. 141 Стрелковой дивизии, д. 8 |
Учитель математики и информатики |
25 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Использование ЦОРов, как активной формы работы на уроках информатики |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов информационно-технологического цикла, т.к. именно они помогают понять информационную и целостную картину мира. Применение ЭВМ в сфере образования позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, что, в свою очередь, создает реальные предпосылки для максимальной интенсификации и индивидуализации процесса обучения. Компьютер выступает не просто ускорителем передачи информации в образовательном процессе, а открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности учащегося.
|
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Сущность ИПО заключается в систематическом использовании ЦОРов на уроках математики и информатики и во внеклассной работе для интенсификации учебного процесса и внеурочной деятельности, качественного изменения содержания, методов и форм обучения для его индивидуализации. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Что же побудило меня использовать ЦОР на уроках и что даёт применение электронных пособий для учителя и учащихся?
Для учителя, конечно же, дополнительную нагрузку. Но это с одной стороны. С другой стороны, это вносит разнообразие в урок. Он становится насыщеннее формами и интереснее. Для учащихся – это интерес к предмету, возможность отработать пробелы, исправить отметки. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с сильным одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит, не насмехается. Со временем такие дети становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении. Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЦОР.
|
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Условием интенсификации и индивидуализации процесса обучения на уроках информатики является качественное изменение содержания, методов и организационных форм обучения с использованием цифровых образовательных ресурсов. |
Результат изменений |
Основными результатами изменений являются повышение интереса к предмету, индивидуализация обучения, улучшение результатов в урочной и внеурочной деятельности: ежегодное участие и призовые места в конкурсах различных уровней, дистанционных олимпиадах (НПК «Первый шаг в науку», «Инфознайка» и др.).
|
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
|
III. Описание инновационного опыта учителя |
Применяю на уроках ЦОРы в разных формах. Одна из простых форм – сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиаобъектов. При этом остаётся неизменной ориентация на знаниевую составляющую содержания образования, изложенного в стандарте. Сложная, но единственно возможная, как я считаю (если мы хотим добиться изменений в качестве образования) форма применения ЦОРов – использование их в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернет, использование материалов ЦОРов для подтверждения выдвинутых учебных гипотез. Рассмотрим применение ЦОРов на различных этапах урока: ЦОР для актуализации знаний (электронные тесты), ЦОРы на этапе объяснения нового материала (в основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются). Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например, электронные учебники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы.
ЦОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков (при закреплении многих тем курса информатики эффективной технологией является использование на уроках обучающих компакт-дисков. ЦОР для контроля и оценки знаний, умений и навыков (проектная деятельность, программы-тренажеры, контрольные задания и тесты). ЦОРы для подготовки домашнего задания (творческие задания, рефераты и доклады, презентации, самообучение). При планировании стараюсь определить наиболее оптимальную с точки зрения интерактивности стратегию демонстрации ЦОР на каждом уроке, чтобы стимулировать познавательный интерес учащихся.
ЦОРы формируют новые умения и навыки, поэтому нельзя рассматривать их только как новые образовательные возможности. У учеников появилась возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс с применением ЦОР изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Скорей всего происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЦОРов.
Использование ЦОР на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя; как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка.
|
IV. Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) |
Опыт педагога распространен в форме открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классов и выступлений на семинарах для педагогической общественности района. |
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
Шишуева Надежда Алексеевна, руководитель РМО учителей математики, 8353124146, г.Алатырь, ул.Ленина, д.29 |
|
|
|
|
|
|