ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Кузьмина Светлана Ниловна |
МОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары, Чувашия |
Учитель химии |
18 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Формирование мировоззренческой компетентности учащихся старших классов при изучении предметов естественнонаучных дисциплин |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Несоответствие между накоплением знаний по отдельным дисциплинам и умением использовать обобщенные знания при изучении смежных дисциплин |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Формирование мировоззренческой компетентности учащихся старших классов необходимо для развития всесторонне развитой личности. Особенно, в настоящее время, когда происходит сокращение часов на преподавание предметов естественнонаучного цикла. Реализация возможна путём изменения организации учебного процесса. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Концепция изменений основана на координации учебных программ по естественнонаучному циклу, с целью формирования деятельности учащихся, направленной на самостоятельное, масштабное, критичное мышление. Объединение личностно - деятельностного подхода, проектного метода, коммуникационно – информационных технологий, способствует расширению собственного опыта ученика и росту его мировоззренческой компетенции. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Одним из условий реализации изменений является корректировка учебных программ по предметам естественного цикла, другим важным условием является совместная работа учителей – единомышленников, использующих развивающие методы обучения. В процессе деятельности учениками осваиваются исследовательская, проектная, творческая и другие формы работы. |
Результат изменений |
Результатом данной инновационной работы является корректировка программ учителей естественных наук, публикация методических материалов, мастер-классы, публикации. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Сборник интегрированных уроков по предметам естественно – научного цикла для учителей, 2006 г. Статья в журнале «Народная школа», Чебоксары, № 4, 2007 г. |
III. Описание инновационного опыта учителя |
Формирование мировоззренческой компетентности учащихся старшего звена является одним из важных результатов школьного обучения. Мы предполагаем, что выпускники школ, гимназий, лицеев и других образовательных учреждений должны владеть рядом умений, среди которых умение применять полученные знания в повседневной жизни, умение самостоятельно добывать знания, умение критически относиться к полученной из разных источников информации, умение обобщать и делать правильные умозаключения. Для этого необходимо вести планомерную и постоянную работу, по возможности скорректировав учебные программы, например в рамках кафедры (мы предлагаем это для кафедры естественных наук).
Существует ряд проблем. В частности, одна из которых состоит в следующем: в совокупности научных знаний, отражённых в школьных предметах, картина окружающего мира представлена фрагментарно. Ученик, получая знания об одном и том же явлении, но в разных дисциплинах, раскладывает этот материал в разные «ячейки - предметы» своей памяти, мало связывая их между собой. А он должен уметь соединить все части знаний, усвоенных на разных уроках, в единое целое. Где выход? Выход в интеграции содержания нескольких близких предметов. Причём интеграция не только в проведении интегрированных уроков, но и интеграция отдельных тем, когда какой-либо учебный материал изучается параллельно в разных дисциплинах. Например, тема белки или вопросы экологии могут рассматриваться и на уроках биологии, и на уроках химии в рамках одной недели. Тогда разрозненные детали естественным образом объединяются в цельную картину мира. Для того чтобы процесс познания шёл более активно, одной интеграции мало. Необходимо одновременное использование и интеграции, и новых развивающих технологий. Так, например, при изучении вопросов экологической ситуации в нашей республике, мы используем частично-поисковый проектный метод. Метод проектов мы используем и во внеучебной деятельности, примером является бинарный (биология, химия) мини-проект «Я и моё здоровье». Активно используем и ИКТ, а уж собственные презентации готовят все учащиеся старших классов, причём презентация должна охватывать не только вопросы химии, но и другие дисциплины (экологии, медицины, географии, экономики и т.д.). Со своими презентациями ученики выступали и на ВКС – связи с другими школами республики. Разумеется, каждый учитель – предметник в настоящее время стремится применять новые технологии, также время от времени проводятся отдельные интегрированные уроки. И то, и другое даёт свои результаты. Но сочетание этих двух аспектов более результативно, как показывает практика, и вызывает большую заинтересованность старшеклассников. Ну и главное, должна быть определённая система работы, планомерная, постоянная, которая охватывает сразу несколько предметов. А для этого, разумеется, необходимы единомышленники. У нас это школьная кафедра естественнонаучных дисциплин. Часть наших совместных наработок мы с ними опубликовали в сборнике, в помощь учителям. |
IV. Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) |
Данная графа заполняется председателем районного методического объединения (ассоциации) учителей-предметников или методистом ОУО |
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
|