Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Использование межпредметных связей для положительной мотивации при изучении химии. Лаптева Евгения Павловна, учитель химии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41 с углубленным изучением отдельных предметов»

 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта « Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О.  автора  опыта

Учреждение,  в  котором  работает  автор  опыта,  адрес  с  индексом

Должность  с  указанием  преподаваемого  предмета  или  выполняемого  функционала

Стаж  работы  в   должности

Лаптева Евгения Павловна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41 с углубленным изучением отдельных предметов», 428031 г.  Чебоксары ул.  Шумилова,  33

учитель  химии

18  лет

II. Сущностные  характеристики  опыта

Тема  инновационного  педагогического  опыта

Использование межпредметных связей для положительной мотивации при изучении химии.

Источник  изменений (противоречия,  новые  средства  обучения,  новые условия  образовательной  деятельности и др.)

Противоречие  между  необходимостью  применять в жизни  преимущественно  обобщенные  знания  и  умения  для решения  прикладных  задач  и  недостаточной  разработкой  условий  подготовки разносторонне  развитого,  умеющего  применять  творческие  знания  на  практике  поколения  в  общеобразовательной  школе.

Новые  средства обучения:

- исследовательский  метод,  включающий   комплекс  умений  самостоятельно  творчески  осваивать,  конструировать  и  переконструировать  новые  способы  деятельности  в  любой  сфере  человеческой  культуры;

- проектирование  системы  ситуаций  развития  для  каждого  возрастного этапа  школьника,  ориентированных  на  решение  следующих  задач: самопознание; самоопределение;  самореализация;  саморегуляция, в пяти основных  видах деятельности: сфере  познания;  сфере  практической  деятельности; сфере  игры;  сфере  физического  развития;  сфере  отношений.

Новые условия образовательной деятельности: ведущая роль в обучении переходит к ученику, а учитель - «спасательный пояс», который рядом, помощник в проблемной ситуации, а не диктатор чего-то требующий…

 

Идея  изменений  (в чем  сущность  ИПО: в  использовании  образовательных,  коммуникационно - информационных  или  других  технологий,  в  изменении  содержания  образования, организации  учебного  и  воспитательного  процесса  и др.)

Любому  ребенку и одаренному  и  трудному  легче  даются  знания,  если  он  понимает,  что они  ему  жизненно необходимы.  Следовательно, необходимо  создать  условия,  в которых  ребенок  видит  причинно - следственную связь:  знания - жизнь.

Способ  реализации:

  1. Введение  с  5  класса (на уроках природоведения)  исследовательского  метода  на  основе  игры.
  2. Релаксация,  умение  видеть  свои  ошибки,  правильно  воспринимать  критику,  позитивно переживать  неудачи  и  поражения.
  3. Связь  исследования  с  проектированием: «Я  исследовал – я  предполагаю  возможные  варианты развития  в  различных  условиях:…»
  4. Проектирование  различных  ситуаций,  ориентированных  на  самопознание,  самореализацию в  различных  сферах  жизнедеятельности.
  5. Научился  сам – научи  другого.  Педагог  не должен делать  работу,  особенно   исследовательскую и  проектного  характера,   за ребенка.  Он  должен  уметь  слушать  и  слышать  идеи,  наталкивать,  но  не настаивать  на  способах  реализации  этих  идей,  уметь  грамотно  и  психологически  тонко  подтолкнуть  к  видению  ошибок,  поддержать  в  неудачах  и  сподвигнуть  на дальнейшее  движение  вперед.

Концепция  изменений (способы,  их  преимущества  перед  аналогами и  новизна,  ограничения,   трудоемкость,  риски)

Основана  на  личностно – деятельностном  подходе,  предполагающем организацию  социальной  работы  по  формированию  деятельности  учащихся (исследования,  опыты,  наблюдения,  работа  с  литературой, коммуникационно – информационной  технологией  и.т.д.),  обучение  их  планированию,  организации,  регулированию  собственных  действий,  контролю,  самоанализу   и  оценке  результатов  деятельности;  проектном   подходе, требующем   предоставления  ученикам  возможностей  самим  творить  знания,  создавать  образовательную   продукцию  по  всем  предметам,  и  социокультурном  подходе,  связанном  с  формированием  культурного  пространства  школы,  адекватного  современной социокультурной  ситуации  и  ориентирующем  образовательный  процесс  на  последовательное  освоение  исторически  сложившихся  обобщенных  форм  и  способов  деятельности. 

Новизна: объединение личностно-деятельного, проектного и социокультурного подходов на основе идеи свободного развития ребенка в образовательном процессе, включающая не только передачу ученику опыта прошлого, но и расширение его собственного опыта, обеспечивающих как личностный, так и общекультурный рост ребенка.

Трудоемкость: А) финансовая - приобретение и изучение специальной литературы, электронных учебников, работа с Интернетом и т.д.;

                           Б) организационная - умение грамотно разработать вариативные учебные программы с элементами межпредметных связей и вовлечение каждого учащегося в процесс самообразования;

                           В) овладение технологиями преподавания направленными на обучение учащихся методам и приемам самостоятельной познавательной деятельности;

                           Г) самоэкспертиза.

Ограничения: воспроизводимо при наличии единомышленников-педагогов, единомышленников- родителей.

Риски: выпадение из обязательной программы некоторых тем не имеющих практической ценности и, следовательно, менее значимых.

Условия  реализации  изменений  (включая  личностно -   профессиональные  качества  педагога  и  достигнутый  им  уровень  профессионализма)

Ориентировочная продолжительность внедрения – курс обучения естественно-научных дисциплин с 5 по 11 класс ( в идеале – с 1 класса).

Потребность в специальной подготовке педагогов  необходимо освоение педагогами: общенаучных межпредметных знаний, обладание широким кругозором, методик  различных образовательных технологий. Психологический настрой на достижение конкретного результата ,как следствие, создание команды единомышленников.

Курсы актерского мастерства и ораторского искусства (в идеале).

Потребности в материально-техническом обеспечении – приобретение лабораторного оборудования, специальной литературы, электронных учебников, свободный доступ к  Интернет-ресурсам и т.д.; возможность использования технических средств обучения (компьютер, интерактивная доска и мультимедийного оборудования).

Общий объем потребного финансирования зависит от материально-технического обеспечения и состояния методической базы образовательного учреждения.

 

 

Личностно-профессиональные качества педагога: умение владеть аудиторией, спокойный стиль и тон общения, педагогический такт, наблюдательность, широкий кругозор, стремление приобретать новые знания и умение их передавать.

Уровень профессионализма: постоянно повышаю, не останавливаюсь на достигнутом.

 

Результат  изменений

1.Внешние: позитивная динамика обученности ( при 100% успеваемости, рост обученности: в 2004/2005 уч. год – 51,25%,   2005/2006 уч. год - 51,73%, 2006/2007 уч. год -  51,79%)

 Средний балл ЕГЭ по предмету  не ниже среднереспубликанских:

Предмет

Химия

Год

2005

2006

2007

2008

Школа № 41

нет

59.67

53.67

54.5

Республика

52.99

47

52.1

 

 

Победителей районных олимпиад по химии(2003-2008)-2; Всероссийской заочной олимпиады по химии факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В.Ломоносова – 1;  районного конкурса «Первые шаги химического эксперимента»-1; НПК различного уровня(1997-2007)- 4; участие в различных акциях и мероприятиях комитета по охране природы  г.Чебоксары и РЦДиЮТКЭ «Эткер»; участие студентов по международному обмену в научно-практической работе; поступление в ВУЗы( ежегодно 2-3 выпускника школы поступают в медицинские, фармацевтические, химические ВУЗы) .

2.Внутренние: развитие умений учащихся ставить цель, осуществлять исследования, прогнозировать результаты, делать выводы, оформлять проектную работу в виде компьютерной презентации, совершенствование навыки публичных выступлений. Развитие ответственности и стрессоустойчивости.

 

 

Публикации  о  предоставленном  инновационном  педагогическом  опыте

Проведение открытых уроков для учителей Калининского района г.Чебоксары и  для слушателей курсов повышения квалификации учителей химии при Чувашском республиканском институте образования, мастер-классов для студентов биолого-химического факультета ЧГПУ, в рамках Международного проекта «Радужное дерево дружбы» и Фонда Сороса;

 участие в районном фестивале педагогических находок «Практическая дидактика в обучении химии», районном конкурсе «Первые шаги химического эксперимента», районном открытом педагогическом фестивале «Использование межпредметных связей для создания положительной мотивации при изучении химии», фестивале по экологическому обучению и воспитанию учащихся, Республиканском конкурсе «Мой урок здоровья», Региональной НПК «Пути совершенствования подготовки научно-педагогических кадров по естественным научным дисциплинам в современных условиях»;

участие в on-line-конференциях;

выступление на отчетном совещании педагогического сообщества учителей химии;

обучение иностранных студентов по международному обмену по программе AFS (Интеркультура). 

Выступления в СМИ (с 1997 по 2008 год) – 8 раз.

 

III. Описание  инновационного  опыта  учителя

 

Личностно – ориентированное обучение - предполагает создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. Для этого, особенно в 8-ых классах:

- в начале урока  проводится обсуждение не только темы урока, но и организации деятельности учащихся во время урока;

-стимулирование учащихся к выполнению дополнительных заданий, например: провести опыт по теме урока в домашних условиях и с имеющимися в быту веществами;

-при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную деятельность при выполнении работы;

-поощряется любая инициатива ученика.

Технология проектного обучения – т.к. химия наука экспериментальная, данная технология больше всего подходит для развития в учащихся  «Исследователя». Например: учащимся 11 класса было дано задание:

1.Выберите участок автодороги вблизи школы длиной 0,5-1км, имеющий хороший обзор.

2.Определите кол-во  единиц автотранспорта, проходящего по участку за 20 минут. Рекомендуется взять три периода времени:

                                                              -7.00-9.00;

                                                              -11.00 – 13.00;

                                                              -17.00 - 19.00.

3.Рассчитать количество выделившихся вредных веществ по прилагаемой методике.

Данная работа позволила рассчитать массу   выделяющихся вредных веществ в микрорайоне школе, изучить влияние выбросов на организм человека, усовершенствовать исследовательские навыки учащихся, повысить интерес к предмету, показать его практическую значимость.   

 Игровые (интерактивные) технологии  - позволяют сделать сложные расчетные практические работы  интересными даже для учащихся со слабой математической подготовкой. Например: в 8 классе   практическую работу «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества» можно провести в виде «телепортационного    химико-фантастического путешествия», на какое – нибудь  производственное предприятие (например, на Хлебозавод) и работу провести в виде решения производственных задач; оформить эмоциональный фон урока музыкой или компьютерной презентацией о данном предприятии.

Здоровьесберегающие технологии – изучение многих тем предмета «Химия» позволяет формировать навыки здоровьезбережения (не только проведение физкультминутки и т.п.) прежде всего в соблюдении правил техники безопасности при проведении опытов, а также:

- при изучении темы «Вода» необходимо бытовых фильтрах для очистки воды, их видах, принципах действия, провести опыты по определению количества примесей в водопроводной воде и в  очищенной воде;

- при изучении темы «Воздух» можно провести интегрированный урок (химия-биология-экология) по определению кол-ва микроорганизмов в проветренном помещении и в непроветриваемом помещении (например, в библиотеке); или использовать материалы проекта (см. Технология проектного обучения);

-и, конечно же, профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании на уроках органической химии.

 

 

IV. Экспертное  заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

 

Ф.И.О. эксперта, его контактный телефон, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика