ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта « Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Лаптева Евгения Павловна |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41 с углубленным изучением отдельных предметов», 428031 г. Чебоксары ул. Шумилова, 33 |
учитель химии |
18 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Использование межпредметных связей для положительной мотивации при изучении химии. |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Противоречие между необходимостью применять в жизни преимущественно обобщенные знания и умения для решения прикладных задач и недостаточной разработкой условий подготовки разносторонне развитого, умеющего применять творческие знания на практике поколения в общеобразовательной школе.
Новые средства обучения:
- исследовательский метод, включающий комплекс умений самостоятельно творчески осваивать, конструировать и переконструировать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры;
- проектирование системы ситуаций развития для каждого возрастного этапа школьника, ориентированных на решение следующих задач: самопознание; самоопределение; самореализация; саморегуляция, в пяти основных видах деятельности: сфере познания; сфере практической деятельности; сфере игры; сфере физического развития; сфере отношений.
Новые условия образовательной деятельности: ведущая роль в обучении переходит к ученику, а учитель - «спасательный пояс», который рядом, помощник в проблемной ситуации, а не диктатор чего-то требующий…
|
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного и воспитательного процесса и др.) |
Любому ребенку и одаренному и трудному легче даются знания, если он понимает, что они ему жизненно необходимы. Следовательно, необходимо создать условия, в которых ребенок видит причинно - следственную связь: знания - жизнь.
Способ реализации:
- Введение с 5 класса (на уроках природоведения) исследовательского метода на основе игры.
- Релаксация, умение видеть свои ошибки, правильно воспринимать критику, позитивно переживать неудачи и поражения.
- Связь исследования с проектированием: «Я исследовал – я предполагаю возможные варианты развития в различных условиях:…»
- Проектирование различных ситуаций, ориентированных на самопознание, самореализацию в различных сферах жизнедеятельности.
- Научился сам – научи другого. Педагог не должен делать работу, особенно исследовательскую и проектного характера, за ребенка. Он должен уметь слушать и слышать идеи, наталкивать, но не настаивать на способах реализации этих идей, уметь грамотно и психологически тонко подтолкнуть к видению ошибок, поддержать в неудачах и сподвигнуть на дальнейшее движение вперед.
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Основана на личностно – деятельностном подходе, предполагающем организацию социальной работы по формированию деятельности учащихся (исследования, опыты, наблюдения, работа с литературой, коммуникационно – информационной технологией и.т.д.), обучение их планированию, организации, регулированию собственных действий, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности; проектном подходе, требующем предоставления ученикам возможностей самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, и социокультурном подходе, связанном с формированием культурного пространства школы, адекватного современной социокультурной ситуации и ориентирующем образовательный процесс на последовательное освоение исторически сложившихся обобщенных форм и способов деятельности.
Новизна: объединение личностно-деятельного, проектного и социокультурного подходов на основе идеи свободного развития ребенка в образовательном процессе, включающая не только передачу ученику опыта прошлого, но и расширение его собственного опыта, обеспечивающих как личностный, так и общекультурный рост ребенка.
Трудоемкость: А) финансовая - приобретение и изучение специальной литературы, электронных учебников, работа с Интернетом и т.д.;
Б) организационная - умение грамотно разработать вариативные учебные программы с элементами межпредметных связей и вовлечение каждого учащегося в процесс самообразования;
В) овладение технологиями преподавания направленными на обучение учащихся методам и приемам самостоятельной познавательной деятельности;
Г) самоэкспертиза.
Ограничения: воспроизводимо при наличии единомышленников-педагогов, единомышленников- родителей.
Риски: выпадение из обязательной программы некоторых тем не имеющих практической ценности и, следовательно, менее значимых. |
Условия реализации изменений (включая личностно - профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Ориентировочная продолжительность внедрения – курс обучения естественно-научных дисциплин с 5 по 11 класс ( в идеале – с 1 класса).
Потребность в специальной подготовке педагогов – необходимо освоение педагогами: общенаучных межпредметных знаний, обладание широким кругозором, методик различных образовательных технологий. Психологический настрой на достижение конкретного результата ,как следствие, создание команды единомышленников.
Курсы актерского мастерства и ораторского искусства (в идеале).
Потребности в материально-техническом обеспечении – приобретение лабораторного оборудования, специальной литературы, электронных учебников, свободный доступ к Интернет-ресурсам и т.д.; возможность использования технических средств обучения (компьютер, интерактивная доска и мультимедийного оборудования).
Общий объем потребного финансирования зависит от материально-технического обеспечения и состояния методической базы образовательного учреждения.
Личностно-профессиональные качества педагога: умение владеть аудиторией, спокойный стиль и тон общения, педагогический такт, наблюдательность, широкий кругозор, стремление приобретать новые знания и умение их передавать.
Уровень профессионализма: постоянно повышаю, не останавливаюсь на достигнутом.
|
Результат изменений |
1.Внешние: позитивная динамика обученности ( при 100% успеваемости, рост обученности: в 2004/2005 уч. год – 51,25%, 2005/2006 уч. год - 51,73%, 2006/2007 уч. год - 51,79%)
Средний балл ЕГЭ по предмету не ниже среднереспубликанских:
Предмет |
Химия |
Год |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Школа № 41 |
нет |
59.67 |
53.67 |
54.5 |
Республика |
52.99 |
47 |
52.1 |
|
Победителей районных олимпиад по химии(2003-2008)-2; Всероссийской заочной олимпиады по химии факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В.Ломоносова – 1; районного конкурса «Первые шаги химического эксперимента»-1; НПК различного уровня(1997-2007)- 4; участие в различных акциях и мероприятиях комитета по охране природы г.Чебоксары и РЦДиЮТКЭ «Эткер»; участие студентов по международному обмену в научно-практической работе; поступление в ВУЗы( ежегодно 2-3 выпускника школы поступают в медицинские, фармацевтические, химические ВУЗы) .
2.Внутренние: развитие умений учащихся ставить цель, осуществлять исследования, прогнозировать результаты, делать выводы, оформлять проектную работу в виде компьютерной презентации, совершенствование навыки публичных выступлений. Развитие ответственности и стрессоустойчивости.
|
Публикации о предоставленном инновационном педагогическом опыте |
Проведение открытых уроков для учителей Калининского района г.Чебоксары и для слушателей курсов повышения квалификации учителей химии при Чувашском республиканском институте образования, мастер-классов для студентов биолого-химического факультета ЧГПУ, в рамках Международного проекта «Радужное дерево дружбы» и Фонда Сороса;
участие в районном фестивале педагогических находок «Практическая дидактика в обучении химии», районном конкурсе «Первые шаги химического эксперимента», районном открытом педагогическом фестивале «Использование межпредметных связей для создания положительной мотивации при изучении химии», фестивале по экологическому обучению и воспитанию учащихся, Республиканском конкурсе «Мой урок здоровья», Региональной НПК «Пути совершенствования подготовки научно-педагогических кадров по естественным научным дисциплинам в современных условиях»;
участие в on-line-конференциях;
выступление на отчетном совещании педагогического сообщества учителей химии;
обучение иностранных студентов по международному обмену по программе AFS (Интеркультура).
Выступления в СМИ (с 1997 по 2008 год) – 8 раз.
|
III. Описание инновационного опыта учителя |
Личностно – ориентированное обучение - предполагает создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. Для этого, особенно в 8-ых классах:
- в начале урока проводится обсуждение не только темы урока, но и организации деятельности учащихся во время урока;
-стимулирование учащихся к выполнению дополнительных заданий, например: провести опыт по теме урока в домашних условиях и с имеющимися в быту веществами;
-при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную деятельность при выполнении работы;
-поощряется любая инициатива ученика.
Технология проектного обучения – т.к. химия наука экспериментальная, данная технология больше всего подходит для развития в учащихся «Исследователя». Например: учащимся 11 класса было дано задание:
1.Выберите участок автодороги вблизи школы длиной 0,5-1км, имеющий хороший обзор.
2.Определите кол-во единиц автотранспорта, проходящего по участку за 20 минут. Рекомендуется взять три периода времени:
-7.00-9.00;
-11.00 – 13.00;
-17.00 - 19.00.
3.Рассчитать количество выделившихся вредных веществ по прилагаемой методике.
Данная работа позволила рассчитать массу выделяющихся вредных веществ в микрорайоне школе, изучить влияние выбросов на организм человека, усовершенствовать исследовательские навыки учащихся, повысить интерес к предмету, показать его практическую значимость.
Игровые (интерактивные) технологии - позволяют сделать сложные расчетные практические работы интересными даже для учащихся со слабой математической подготовкой. Например: в 8 классе практическую работу «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества» можно провести в виде «телепортационного химико-фантастического путешествия», на какое – нибудь производственное предприятие (например, на Хлебозавод) и работу провести в виде решения производственных задач; оформить эмоциональный фон урока музыкой или компьютерной презентацией о данном предприятии.
Здоровьесберегающие технологии – изучение многих тем предмета «Химия» позволяет формировать навыки здоровьезбережения (не только проведение физкультминутки и т.п.) прежде всего в соблюдении правил техники безопасности при проведении опытов, а также:
- при изучении темы «Вода» необходимо бытовых фильтрах для очистки воды, их видах, принципах действия, провести опыты по определению количества примесей в водопроводной воде и в очищенной воде;
- при изучении темы «Воздух» можно провести интегрированный урок (химия-биология-экология) по определению кол-ва микроорганизмов в проветренном помещении и в непроветриваемом помещении (например, в библиотеке); или использовать материалы проекта (см. Технология проектного обучения);
-и, конечно же, профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании на уроках органической химии.
|
IV. Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений |
|
Ф.И.О. эксперта, его контактный телефон, адрес электронной почты, почтовый адрес |
|