ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Лихошерст Надежда Вячеславовна |
МОУ «Гимназия №5» г. Чебоксары, Президентский бульвар, 21 (428000) |
Учитель географии |
7 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Проблемно-диалогическое обучение на уроках географии |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Традиционное обучение на уроках географии предполагает репродуктивное получение знаний, по формуле «увидел, услышал- воспроизвел». Но сегодня мало дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но важно развивать их креативные способности и воспитывать их личность, формировать ключевые компетентности. Проблемно- диалоговое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний. |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Идея проблемно-диалогического обучения- в изменении организации учебно- воспитательного процесса путем создания проблемных ситуаций на уроках изучения нового материала на любом предметном содержании. Учитель не дает готовых ответов и решений. Дети открывают знания сами, через выдвижение гипотез, их проверки и выражения нового знания научным языком в принятой форме. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Разница в организации учебной деятельности на уроках проблемно- диалогического обучения в отличие от традиционного подхода дает разницу в результатах. На традиционном уроке мышление и речь развиваются весьма мало, творческие способности не проявляются вообще, а личность складывается инертная и зависимая. На уроках проблемно-диалогической технологии дети отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу. Качественно меняется мотивация, потребности в обучении. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Условиями реализации изменений я считаю:
1. Прохождение авторского курса Е.Л. Мельниковой по теме «Проблемно-диалоговое обучение: теория, технология, применение» в объеме 48 часов.
2. Самостоятельное изучение методических материалов, опорных сигналов по технологии проблемного диалога, ознакомление с пособием Е.Л. Мельниковой «Проблемный урок, или как открывать знания ученикам».
3. Внесение изменений в образовательные программы и тематические планирования.
4. Информированность родителей об изменениях в организации и структуре уроков.
5. Обратная связь со специалистами ФГОУ «Академия повышения и квалификации и проф. переподготовки работников образования» г. Москва, в лице Е.Л. Мельниковой (рецензирование план - конспектов уроков, анализ видеоуроков).
6. Согласование действий учителей-предметников, взаимное посещение уроков с целью глубокого анализа.
7. Повышение уровня сформированности собственных профессионально – важных качеств, таких как коммуникативность и способность к целеполаганию путем тренингов. |
Результат изменений |
Результат:
1. Повышение качества знаний учеников благодаря качественному изменению мотивации.
2. Формирование активных, творческих личностей с высокой мотивацией на дальнейшее обучение, и что немаловажно – личностей с нравственными установками, не позволяющими манипулировать собой. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
«Социальная практика в школе» – статья об организации социальной практики с использованием техники проблемного диалога, Универсальный электронный справочник для администратора образовательного учреждения, Издательская фирма «Сентябрь» , №11 от I полугодия 2009 г.
Планы-конспекты уроков с применением данной технологии накапливаются мною для методического сборника «Проблемный диалог на уроках географии» |
III. Описание инновационного опыта учителя |
Реализация проблемно- диалогического обучения возможна на всех уроках при изучении нового материала.
Урок с проблемным диалогом практически всегда включает этапы:
Повторение пройденной темы постановка проблемной ситуации выдвижение гипотез выход из проблемной ситуации продуктивное задание рефлексия.
Существует разные способы выхода из проблемной ситуации (момента возникновения противоречий во мнениях, фактах, суждениях). Содержание географии позволяет одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения; столкнуть разные мнения учеников класса практическим заданием или вопросом; обнажить житейское представление учащихся вопросом или заданием на ошибку; предъявить научный факт экспериментом или наглядностью. В тематическом планировании уроков географии приблизительно 85% занятий – это изучение новой темы. Поэтому на уроках географии можно смело использовать разные способы постановки проблемной ситуации и выхода из нее. В данное время 70% моих уроков можно считать проблемно- диалоговыми.
Экспертами на моем первом открытом уроке (21 февраля 2008 г.) с применением проблемно- диалогического обучения стали мои коллеги из Гимназии. Тема урока в 9в – «Центральная Россия. Факторы формирования района». После урока было живое обсуждение его результатов. Было отмечено, что учителя других предметов не представляют уровень сложности географии в 9 классе, география казалась им более простым и легким предметом. Нами были обсуждены все моменты урока. Итоговым выводом стал факт – цели урока были достигнуты. С этого момента на моих уроках присутствовали как учителя географии, так и других предметов с целью ознакомления с технологией. Весной и осенью слушатели курсов повышения квалификации по географии из ГОУ «ЧРИО» присутствовали на серии открытых уроков. Учителя географии Чувашии оставили свои отзывы о качестве уроков. Они отметили, что проблемно- диалоговое обучение предполагает высокую мобильность учителя, его способность успешно выходить из нестандартных ситуаций.
В настоящее время мною готовятся планы- конспекты уроков, накапливается «копилка проблемных ситуаций», ведется дневник учителя, где записываются практические советы и отмечаются изменения, происходящие как у учеников, так и у меня в качестве учителя.
Приоритетом своей деятельности в области применения технологии проблемно- диалогического обучения я считаю систематизацию проблемных ситуаций по темам (т.к. так же использую технологию блочно-модульного планирования). Самым сложным для себя считаю отсутствие учебников развивающего обучения для 8-11 классов по географии.
Я делаю вывод, что содержание географии должно изменяться в сторону практической направленности, согласно тенденциям перехода на компетентностное обучение. Эти изменения будут обязательно отражены в образовательной программе по географии, которую я на данный момент разрабатываю. В ней обязательно будет отражен механизм применения проблемно- диалогического обучения. |