Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Характер противоречий – частный. Противоречие между необходимостью формирования навыков применения ИКТ, как универсальных ключевых компетентностей в образовательных целях, и сложившимся у учащихся и родителей стереотипом. Новыми условиями образовательной деятельности является исследовательский метод, как основа проектной деятельности. Новые средства обучения – компьютерные телекоммуникации. |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, инфор-мационно-коммуникационных или дру-гих технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Идея изменений основана на сочетании разнообразных современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Сущность ИПО в изменении организации учебного процесса: ИКТ применяется на всех этапах ОВП от сбора и обработки информации до представления результатов деятельности, а так же для контроля знаний, умений, навыков учащихся. Применяются самоорганизующие формы обучения: групповые, парные, индивидуальные, дистанционные, реализуемые на основе ИКТ, что способствует развитию личности ребенка, проявлению его индивидуальности и творческих способностей. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональ-ные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Цель педагога – создание условий для развития ключевых надпредметных компетентностей на основе применения ИКТ в проектной деятельности. Образовательный процесс строится на основе классно-урочной системы с применением индивидуальных, парных и групповых форм работы. Учителем разрабатываются и применяются оригинальные методические разработки, способствующие повышению мотивации, предлагаются дифференцированные задания для самостоятельной работы, как по качеству, так и по объему. |
В настоящее время учащимся представляются неограниченные возможности проявить свои творческие способности и различные компетентности. Спектр всевозможных конкурсов, олимпиад, мероприятий огромен и разнообразен. В то же время все они в той или иной степени предполагают использование ИКТ. Даже на конкурс рисунков и поделок часто требуется цветная фотография оригинала в электронном формате, заявка, оформленная по всем правилам; к материалам предъявляются строгие требования по формату, расширению и т. п. Поэтому в сложившихся условиях ИПО по заявленной теме особенно актуален и перспективен. В связи с тем, что влияние данного опыта распространяется на многие предметы, на образовательный процесс в целом, масштаб распространения изменений определяется как отраслевой. Применение ИКТ в разнообразных сферах деятельности стало нормой, мы же рассматриваем их в сочетании с проектным методом, что позволяет расширить возможности компьютерных технологий уже используемых в учебно-воспитательном процессе.
Концепция изменений, основанная на личностно-деятельностном подходе, лежащем в основе проектных технологий, предполагает организацию специальной работы по формированию деятельности обучения по целеполаганию и планированию, организации и регуляции собственных действий, контролю, самоанализу и оценке результатов собственной деятельности. В предлагаемом ИПО можно выделить несколько этапов.
1. подготовительный. Организуется для тех учащихся, которые еще не пробовали создавать проект. На данном этапе ученики знакомятся с требованиями к выявлению проблемы, формулированию темы, определению цели и задач и т. д. Для этого подходят всевозможные тренинги, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, в ходе которых учащиеся овладевают необходимыми навыками. ИКТ на этом этапе применяется как средство создания атмосферы игры с помощью презентаций, слайд-шоу, поиска информации через Интернет. В это же время обучаемые упражняются в форматировании текста, учатся создавать необходимые документы в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point.
2. основной. Адресован юным исследователям, овладевшим навыками проектной деятельности и работы с ИКТ на начальном уровне. С ними проводятся тренировочные занятия по разработке мини-проектов с оформлением их как в виде документа, так и в виде презентации, первое самостоятельное задание – планирование и последующее оформление исследовательской работы по организации летних наблюдений. По итогам проверки проекты допускаются на защиту в ходе школьной НПК. Все материалы рецензируются, проводится индивидуальная «работа над ошибками». Этап может продолжаться несколько лет, в зависимости от способностей учащихся.
3. совершенствующий. Именно на этом этапе проекты учащихся допускаются до участия в районных и республиканских НПК и конкурсах. С целью совершенствования собственных навыков им предлагается обучать новичков, находящихся на подготовительном этапе, это с одной стороны, облегчает работу учителя; с другой – способствует развитию коммуникативных качеств у воспитанников, навыков работы в группе и в парах.
Конечно, не все дети станут исследователями, и нет необходимости овладевать этими навыками в совершенстве, но принимать решения в жизни придется каждому. А для этого необходимо понять, в чем суть проблемы, проанализировать причины сложившейся ситуации, найти все возможные пути решения и выбрать оптимальный. В этом и состоит главная задача предлагаемого ИПО. Еще пять лет назад ее можно было решить только с помощью метода проектов, но в современных условиях владение ИКТ-компетентностями – ступень в карьерном росте.
Важным критерием ИПО являются стабильность, устойчивость положительных результатов. Внешние результаты отслеживаются на основе динамики количества учащихся победителей различных конкурсов и олимпиад. Период с 2003 по 2005 – 7 призовых мест; с 2006 по 2008 – 9 мест. Внутренние результаты определяются по уровню сформированности компетентностей. За последние три года, благодаря внедряемому ИПО, они повысились от 5% до 30% – это уже результат .
В плане обобщения и распространения опыта – разработка элективного курса по организации проектной деятельности с использованием ИКТ; проведение ряда мастер-классов и открытых уроков, как на школьном и районном, так и на республиканском уровнях. Подготовка материалов ИПО для публикации в печати. |