Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Развитие поисково-исследовательских компетенций в системе современного гуманитарного образования. Алексеева Альбина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Шоршелская СОШ» Мариинско-Посадского района

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Алексеева Альбина Анатольевна

МОУ «Шоршелская СОШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, 429584,село Шоршелы улица 30 лет Победы, дом № 14

Учитель русского языка и литературы

28 лет

 

II.Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие поисково-исследовательских компетенций в системе современного гуманитарного образования

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

1. Традиционное обучение не удовлетворяет  запросы социума в повышении качества образования, в связи с этим возникла потребность в изменении организации учебного процесса. 
2.  Новые условия образовательной среды:  
- профильное и предпрофильное обучение;
- общешкольная образовательная программа по социализации личности обучающихся 
- изменение формы итоговой аттестации выпускников 9 и 11-х классов
3. Новые средства обучения: 
- применение исследовательского метода и метода проекта в урочной и внеурочной деятельности

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

1. Использование современных образовательных технологий. 
а) внедрены технологии: информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проблемного обучения, разноуровневого обучения, технология «Портфолио»,  исследовательский метод, проектные технологии) 
в) на уровне целостной системы (проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, технология дифференцированного обучения) 
2. Создание модели гуманитарного образования с целью формирования у обучающихся мотивации к саморазвитию, самовыражению и социальному самоопределению. 
3. Направленность учебного и воспитательного процесса на личностную ориентацию и деятельностный характер обучения школьников.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

1. Использование учебно-материальных ресурсов школы в условиях интеграции основного и дополнительного образования с целью получения нового качества образования. 
2. Индивидуализация и дифференциация обучения. 
3. Деятельностный характер обучения школьников. 
4. Формирование исследовательско
- проектных навыков.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

1. Развивающая среда школы. 
2. Учёт образовательных интересов учащихся. 
3. Личностно-профессиональные качества учителя: 
- учитель высшей категории,  «Почётный работник общего образования Российской Федерации» за заслуги в области образования. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2008 года № 1306/к-н ( Удостоверение к отраслевой награде Министерства образования и науки Российской Федерации № 144355).

 

Участие в Республиканском конкурсе «Самый классный классный » ( 2006 год, победитель в номинации «Моё педагогическое кредо»)

Школьный конкурс «Самый классный классный » (2005-2006 учебный год, 1 место)

Районный конкурс «Самый классный классный » (2005 – 2006 учебный год, 1 место)

Районный конкурс «Лучший урок с использованием ИКТ» (октябрь 2006 года, Диплом)

Районный конкурс «Лучший урок с использованием ИКТ» в рамках Фестиваля компьютерного творчества педагогов и учащихся (28 ноября 2007 года, Диплом в номинации «Возбуждение интереса учащихся на уроке», 21 ноября 2008 года –Диплом  за  2 место)

Районный конкурс «Лучший пользователь ПК» (Диплом за участие в районном конкурсе «Лучший пользователь ПК», ноябрь 2008 г.,2 место)

Школьный конкурс «Учитель года» (2006 год, 1 место благодарность с вручением стипендии депутата Государственного Совета ЧР Тимофеева Владимира Владимировича)

Участие в видеоконференцсвязи с учебными заведениями (22 января 2008 года, Сертификат участника

- участник ПНП «Образование»).

6.Результат изменений

1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся.

Качество знаний учащихся (на «4» и «5») по русскому языку и литературе

в 5-11 классах:

2005-2006 учебный год -  75,2%

2006-2007 учебный год -  72,0%

2007-2008 учебный год –  80,2%

 

 

Средний балл ЕГЭ по русскому языку:

 

учебный год

среднешкольные

среднереспубликанские

2005-2006

56

51,52

 

Средний балл ЕМЭ по русскому языку:

 

Учебный год

среднешкольные

среднереспубликанские

2006-2007

4,19

3,80

2007-2008

4,3

3,84

 


Победители и призёры  республиканских, районных олимпиад, конкурсов по русскому языку и литературе

2005 – 2006 учебный год

Районная олимпиада по русской литературе

Коньков Андрей (11 б класс) – 2 место

Районная олимпиада по русскому языку

Миронова Светлана (11 б класс) – 3 место

2006 – 2007 учебный год

Республиканский конкурс сочинений «Моя родословная» – Терехов Станислав – 5 класс – 1 место;

Районный конкурс сочинений «Почему я бы позвала детей учиться в моей школе?» - Терентьева Анна – 8 класс – 2 место

Районный конкурс «Класс года». Мой класс занял 1 место .

2007 – 2008 учебный год

1)          Конкурс сочинений

«Сердце матери» (районный) – Терехова Аделина -10 б класс – 2 место;

«Человек в космосе» (республиканский) – Терехов Станислав – 6 класс –3 место; Терентьева Анна , Васильев Алексей – 9 класс, Николаева Ксения (10 б класс), Семёнова Наталия – 6 класс. ( Их сочинения напечатаны в школьном журнале «Истоки»).

«Говоря за все живое» (республиканский) – Куприянова Татьяна - 9 класс – 2 место. (Её сочинение вышло отдельным диском). Конькова Алла (6 класс), Терентьева Анна (9 класс) – участники. Их сочинения напечатаны в школьном журнале «Истоки».

2) Районные олимпиады

По русскому языку

Николаева Ксения – 10 б класс – 3 место;

Владимиров Ярослав – 9 класс – 5 место;

По русской литературе

Николаева Ксения – 10 б класс – 1 место

Терентьева Анна – 9 класс – 3 место.

3)    Республиканская олимпиада по русской литературе

Николаева Ксения – 10 б класс – 2 место

 

4)    Международный конкурс «Русский медвежонок»

Терехов Станислав- 6 кл. – 1место в школе, 3 место в районе;

Павлова Альбина – 6 кл. – 3-4 место в школе, 37-39 – в районе;

Конькова Алла – 6 кл. – 3-4 место в школе, 37-39 – в районе;

Семёнова Наталия – 6 класс – 6 место в школе, 60-61 – в районе;

Владимиров Ярослав – 9 класс – 1 место в школе, 2 место – в районе, 5-7 место в регионе;

Иванов Виталий – 9 класс – 2 место в школе, 4 место в районе, 26-28 – в регионе;

Васильев Алексей – 9 класс – 3 место в школе, 7 место в районе, 38 – в регионе;

Куприянова Татьяна – 9 класс, Захарова Евгения – 9 класс;

Николаев Константин 10 б класс – 1 место в школе, 5 место в районе, 300-340 – в регионе;

Егорова Татьяна – 10 б класс – 2 место в школе, 18-19 –в районе;

Терехова Аделина – 10 б класс – 3 место в школе, 25-26-в районе

5) Пятая республиканская дистанционная олимпиада

1 тур: из 40 возможных баллов набрали

Терехова Аделина – 10 б класс – 38 баллов;

Николаев Константин – 10 б класс – 35 баллов;

Терентьева Анна – 9 класс – 37 баллов;

Куприянова Татьяна – 9 класс – 36 баллов

2008-2009 учебный год

Районная олимпиада по русскому языку

 

Куприянова Татьяна (10 класс) – II место;

Терехова Аделина (11б класс) – II место

 

Победители и призёры научно-практических конференций

2005 год

Секция «Русский язык»

Егоров Сергей – 10б класс – («Самый распространённый знак») – 2 место

Секция «Русская литература»

Коньков Андрей – 10 б класс – («Тютчев создал речи, которым не суждено умереть») – 2 место

2006 год

Секция «Русский язык»

Егоров Сергей – 11 б класс – («О стыде перед русским словом») – 2 место

Секция «Русская литература»

Коньков Андрей – 11 б класс – («Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег») – 3 место

2008 год

Секция «Русский язык»

Терехова Аделина – 10 б класс- («Термины родства») – 3 место;

Измайлова Ирина – 10 б класс  - («Названия месяцев») - 3 место;

2008 – 2009 учебный год

Секция «Русский язык»

Куприянова Татьяна – 10 класс –(SMS-сообщения в системе русской речи»)-1 место

Секция  «Русская и зарубежная литература»

Николаев Константин -11 б класс –(«Россия: в поисках утраченного имени») – 2 место

 

 

Количество призовых мест в республиканских, районных олимпиадах, конкурсах, на научно-практических конференциях

 

Учебный год

На районном уровне

На республиканском уровне

2005-2006

4

 

2006-2007

4

1

2007-2008

8

4

 

 

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

«Моё педагогическое кредо» (Из опыта работы) // Школьный методический журнал «Истоки».- № 4.- 2006 год

Авторская Программа по русскому языку и литературе для 5 класса (Рецензент – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ГОУ ВПО «ЧГПУ имени И.Я.Яковлева Кузнецова Л.В. 28.02.2007 год)

Методическое пособие «Элективные курсы по русскому языку. Тайны слова. («Лексика и фразеология русского языка»), -2007 год

Сценарий открытого урока «Цветок – удивительное создание природы» // Школьный методический журнал «Истоки»,- № 4.- 2008 год

Поисково-исследовательская работа с элементами интеграции « Дмитрий Менделеев и Александр Блок – служитель науки и стихотворец», защищённая при прохождении аттестации на высшую категорию в ЧРИО, ноябрь 2008 года

 

 

 

          III. Описание инновационного опыта учителя

 

Стремительные изменения в обществе требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование. 
И сегодня, в условиях реализации задач Национального проекта «Образование», повышение качества обучения и развития обучающихся стало приоритетной целью каждого из нас. Для меня, как учителя-словесника, подготовка выпускника образованного, владеющего основами предметных и социальных компетенций, культурой умственного труда, стала основой моего педагогического поиска. 
Для достижения желаемых результатов применяю новые педагогические подходы по оптимальному развитию поисково-исследовательских компетенций в учебной и внеклассной работе с учащимися, т.к. практическая направленность образовательного процесса и усиление деятельностного компонента изменили тип и структуру урока. Появилась потребность в уроках-исследованиях, уроках творчества, конференциях и т.д., цель которых – в процессе общения обратить учащихся к пониманию себя, к высказыванию своего мнения по обсуждаемой проблеме. На таких уроках учащимся предоставляется свобода для принятия самостоятельных решений, выбор содержания и способов учения, создаётся ситуация успеха – важнейшего средства личностно-ориентированной педагогической деятельности. 
Например, в основе урока «Д.И.Менделеев и А.А.Блок в истории России» – проектная деятельность учащихся через выбор способа действия соответственно поставленной задаче: «Я чувствую», «Я думаю», «Я исследую», «Я творю». 
В процессе проблематизации обучения, когда происходит рождение ученика-исследователя, активизируется познавательная деятельность учащихся в самостоятельном поиске решений сложных вопросов, приобретаются навыки творческого и исследовательского типа мышления, обеспечивается комфортность психологического самочувствия обучающихся, усвоение знаний из цели образования превращается в средство развития способностей учащихся. 
Интерес к более глубокому изучению темы, творческое развитие личности, привитие элементов исследовательской культуры, научный поиск осуществляю посредством организации деятельности школьников через систему дополнительного образования. 
Научно-исследовательская деятельность учащихся, регламентированная нормативными документами, осуществляется в условиях внеурочной деятельности. Ученики, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, работают по индивидуальному учебному плану. 
Руководство исследовательской деятельностью учащихся побуждает меня, как учителя, овладевать технологическими умениями и приёмами работы с учениками в рамках обсуждаемой проблемы. 
Одним из главных результатов своей педагогической деятельности считаю формирование у учащихся нравственных ценностей, в том числе патриотизма на основе народной педагогики. Поэтому среди исследовательских работ особо выделяю те, которые связаны с нашим краем. Например, «Бабушкин сундук», «Чаваш культури тепел кукринчен пусланать», «Художественное осмысление войны местными поэтами» (В.Савельев – Саруй, Н.Н.Пирогов)

Подводя итог выше сказанному, замечу, что исследование – это не только получение новых знаний, но и радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира.  
Кроме того, я глубоко убеждена, что исследовательская деятельность – это целая школа приобретения бесценных компетенций гуманитарной направленности. 

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика