Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Формирование надпредметных компетенций в урочной и внеурочной деятельности в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Андреева Светлана Викторовна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №61 учебно-воспитательного центра молодежного жилого комплекса» г.Чебоксары

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Андреева Светлана Викторовна

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61 учебно-воспитательного центра молодежного жилого комплекса», 428036, г.Чебоксары, ул. Чернышевского, д.16.

Учитель русского языка и литературы, классный руководитель

17 лет

 

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Формирование надпредметных компетенций в урочной и внеурочной деятельности в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Принцип единства обучения и воспитания – основополагающий в педагогике. Но реализация этого принципа остается серьезной проблемой, т.к. продукты процесса обучения и воспитания не совпадают. Результатом обучения являются знания и способы деятельности, а результат воспитания – личность, ее нравственность, сфера самосознания и поведения. Отсутствие связи между обучением и воспитанием приводит к разрыву во времени и пространстве.

Идея изменений  (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Школа, семья и социальное окружение – три источника воспитания. Они образуют единое воспитательное пространство ученика.

Главное, чтобы учение не замкнулось само на себе, не превратилось в самоцель (учиться, чтобы получить знания), а выступило той формой активности ученика, которая поможет ему выработать ключевые компетенции для жизни в социуме.

Идея изменений – в переносе принципов развивающего обучения в область воспитания. Учитель может работать над формированием ключевых компетенций ученика как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

В воспитательной области за основу мы берем образовательную систему Эльконина-Давыдова. Профессор А.К. Дусавицкий, в своей книге «Развитие личности в учебной деятельности» обосновал необходимость единства принципов обучения и воспитания в развивающем обучении. Во внеклассной работе, в семье к ребенку должно быть такое же отношение, как во время учебных занятий, те есть уважение его мнения, поощрение самостоятельности, совместное, найденное в диалоге, обоснованное решение проблем, касающихся ребенка.

Обучение происходит в коллективно-распределенной (групповой) деятельности в классном коллективе. В групповой работе выделяются лидеры, умеющие организовать работу в группе, объединить группу, от ее лица найти обобщенное решение. Это, как правило, успешные в учебе учащиеся, обладающие коммуникативными навыками. Классный руководитель направляет этих учащихся в контакте с родителями. В системе РО, распространенной на внеклассную работу и на воспитание в семье, происходит присвоение ценностей лидеров класса остальными учащимися в классе. Тем более, что организуя коллективно-распределенную деятельность, учитель выращивает лидеров, намеренно меняя роли в группе.

Современная жизнь требует от человека нестандартных решений выхода из проблемных ситуаций, умения проектировать, прогнозировать, исследовать, принимать и перерабатывать информацию, сотрудничать и проявлять толерантность, знания и соблюдения норм здорового образа жизни. Все эти и многие другие компетенции приобретаются школьниками на уроках и во внеурочной деятельности, организованной классным руководителем.

Тут важно, чтобы не было расхождений, важна жизненная позиция учителя и его профессионализм. Для применения технологии развивающего обучения нужна специальная подготовка учителя, готового работать в постоянном эксперименте.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

На этапе поиска идей важно присутствие креативности и хороший микроклимат в организации. На этапе принятия идеи – преодоление инерции мышления, повышение уровня духовности. На этапе реализации – высокая квалификация, принятие изменений в сознании учителей, достаточная техническая оснащенность.

Результат изменений

Коллективные формы учебной деятельности, работа в динамических группах помогают развиться моральным качествам личности ребенка и его успешной социализации.

Само обучение приобретает особую ценность, что является началом становления интимно-личностной сферы отношений, основанных на нравственных принципах. Малая группа превращается в особую микросреду жизнедеятельности личности, где она удовлетворяет свою потребность самоутверждения.

Задавая образцы активности в учебной и других сферах деятельности, группа выполняет лидерские функции в системе развития коллектива класса. Возникает единая структура групповой дифференциации, где решающими оказываются содержательные связи между учащимися. В классе складывается система групповых познавательных и нравственных ценностей.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Имеются публикации в сборниках «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — М.: ООО «Чистые пруды», 2007 и «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — М.: ИД «Первое сентября»;
ООО «Чистые пруды», 2008, а также  на сайтах
www.1september.ru, avs61.ucoz.ru

III. Описание инновационного опыта учителя

С 1992 года я работаю по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, основывающейся на теории Л.С.Выготского.

Эта система имеет ряд преимуществ перед традиционным обучением. Предметный материал не упрощается, наоборот, ребята в самостоятельной учебной деятельности усваивают базовые понятия русского языка на глубоком теоретическом уровне, и именно это определяет успешное овладение предметом в дальнейшем. В традиционном обучении анализ превалирует над синтезом. Все содержание делится на темы, подтемы и так далее. В результате у ребят нет общей картины, они не научены систематизировать и обобщать, поэтому, даже зная определения и понятия, зачастую не умеют их связать, построить иерархию. В развивающем обучении  обобщение, то есть установление существенных связей между элементами системы, обязательно, является основной частью технологии.

Есть взаимосвязь между способом организации учебной деятельности и развитием личности ребенка. Так как в системе развивающего обучения основной формой работы на уроке и во внеурочной деятельности является групповая, то можно утверждать, что на протяжении всех лет обучения коллектив класса остается подлинной воспитательной средой. В общении становятся важными не просто какие-то достоинства, связанные с выполнением определенной деятельности, а личность ребенка в целом, ее нравственный облик.

В средних и старших классах  у детей оформляется устойчивая структура  личности, складывается отчетливое представление о жизненном пути, происходит осознанный выбор профессии. Усвоив методику самооценки, школьник сам определяет, соответствует ли результат его учебных действий конечной цели. Иногда в проверочные работы специально включается материал, еще не изучавшийся на уроке. Это позволяет оценить сформированное умение учиться, определить способность детей оценивать, что они знают и что не знают, проследить за развитием их интеллектуальных способностей.

Самооценка школьника предшествует оценке учителя, при большом расхождении она согласуется с ним. Вводится содержательная самооценка по четким критериям, полученным от учителя.

Учебная деятельность организуется в атмосфере коллективного размышления, дискуссии и совместных поисков вариантов решения проблемы. В основе обучения заложено диалоговое общение между учителем и учащимися и между учениками.

Результаты использования технологии развивающего обучения.

·         Происходит расширение зоны ближайшего развития учеников, следовательно, знания усваиваются и умения приобретаются быстрее.

·         Обучение стало процессом сотрудничества и совместной деятельности учеников и учителя, создающего условия творчества.

·         Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе.

·         Возрос объем усваиваемого материала и глубина его понимания

·         Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.

·         Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения, комфортно чувствуют себя в школе.

·         Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные отношения, возрастает сплоченность класса.

·         Дети, помогавшие в учении своим одноклассникам, с большим уважением относятся к труду учителя.

·         Уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности, сокращается число учеников, не работающих на уроке.

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика