С 1992 года я работаю по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, основывающейся на теории Л.С.Выготского.
Эта система имеет ряд преимуществ перед традиционным обучением. Предметный материал не упрощается, наоборот, ребята в самостоятельной учебной деятельности усваивают базовые понятия русского языка на глубоком теоретическом уровне, и именно это определяет успешное овладение предметом в дальнейшем. В традиционном обучении анализ превалирует над синтезом. Все содержание делится на темы, подтемы и так далее. В результате у ребят нет общей картины, они не научены систематизировать и обобщать, поэтому, даже зная определения и понятия, зачастую не умеют их связать, построить иерархию. В развивающем обучении обобщение, то есть установление существенных связей между элементами системы, обязательно, является основной частью технологии.
Есть взаимосвязь между способом организации учебной деятельности и развитием личности ребенка. Так как в системе развивающего обучения основной формой работы на уроке и во внеурочной деятельности является групповая, то можно утверждать, что на протяжении всех лет обучения коллектив класса остается подлинной воспитательной средой. В общении становятся важными не просто какие-то достоинства, связанные с выполнением определенной деятельности, а личность ребенка в целом, ее нравственный облик.
В средних и старших классах у детей оформляется устойчивая структура личности, складывается отчетливое представление о жизненном пути, происходит осознанный выбор профессии. Усвоив методику самооценки, школьник сам определяет, соответствует ли результат его учебных действий конечной цели. Иногда в проверочные работы специально включается материал, еще не изучавшийся на уроке. Это позволяет оценить сформированное умение учиться, определить способность детей оценивать, что они знают и что не знают, проследить за развитием их интеллектуальных способностей.
Самооценка школьника предшествует оценке учителя, при большом расхождении она согласуется с ним. Вводится содержательная самооценка по четким критериям, полученным от учителя.
Учебная деятельность организуется в атмосфере коллективного размышления, дискуссии и совместных поисков вариантов решения проблемы. В основе обучения заложено диалоговое общение между учителем и учащимися и между учениками.
Результаты использования технологии развивающего обучения.
· Происходит расширение зоны ближайшего развития учеников, следовательно, знания усваиваются и умения приобретаются быстрее.
· Обучение стало процессом сотрудничества и совместной деятельности учеников и учителя, создающего условия творчества.
· Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе.
· Возрос объем усваиваемого материала и глубина его понимания
· Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
· Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения, комфортно чувствуют себя в школе.
· Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные отношения, возрастает сплоченность класса.
· Дети, помогавшие в учении своим одноклассникам, с большим уважением относятся к труду учителя.
· Уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности, сокращается число учеников, не работающих на уроке. |