Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
v новые средства обучения, новые современные технологии, требующие от учителя изменения методов работы с классом,
v новые условия современной действительности, требующие от учеников не просто пассивного «переваривания» полученной информации и ее воспроизведения, но и активного поиска решения возникающих проблем
v требование умения работать сообща в коллективе, умения выдвигать гипотезы и отстаивать их |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
ü использование нескольких видов образовательных технологий: модульной, проектной, интерактивной, здоровьесберегающей, проблемно-диалогического обучения и использования ИКТ
ü изменение организации учебного процесса – переход от традиционного обучения к проблемно-диалогическому, развивающему;
ü переход от позиции «учитель - лектор» к позиции «учитель-слушатель и собеседник»; от «ученик – слушатель» к «ученик-исследователь» |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущества изменений: работа в интерактивных группах не только для проверки знаний друг друга, но и для создания общего серьезного проекта; использование ИКТ не только для получения знаний и их проверки в разнообразных играх и тестах, но и для создания продукта собственной деятельности
Ограничения: не рекомендуется учащимся с ослабленным зрением
Трудоемкость: после того, как учащиеся научаться пользоваться программой Microsoft PowerPoint особых трудностей не возникает и время, проведенное за компьютером уменьшается до 10 минут
Риски: есть опасность «заиграться» в компьютер и упустить основное, то, ради чего все делается – изучение орфограмм. |
Результат изменений |
улучшился средний показатель учащихся по русскому языку в экспериментальном классе: с 3,8 до 4,1 (по оценкам журнала);
повысился интерес к изучаемому предмету (по данным опроса учащихся класса);
появилось желание создавать, придумывать что-то свое, самим выводить правила;
улучшились риторические способности учащихся – научились доказывать свою правоту, отстаивать свою точку зрения (по наблюдениям учителя);
познакомились с возможностями персонального компьютера, с программой Microsoft PowerPoint
|
III. Описание инновационного опыта учителя.
Данная технология представляет собой некий симбиоз нескольких инновационных технологий (модульная технология, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии, интерактивные технологии, проблемно-диалогическое обучение, использование ИКТ) по изучению орфограмм в 5-7 классах на уроках русского языка. Один из уроков «Не с деепричастиями» отправлен на республиканский конкурс «Лучший урок с использованием ИКТ в 2009 г.» (он признан лучшим уроком в районном конкурсе), схемы, составленные учащимися, напечатаны в журнале «Начальная школа плюс ДО и После», г.Москва, 2007 г. №3, стр. 30-34., а презентация работ в Microsoft Office PowerPoint выложена на учительском сайте www.efanovaen.21411s04.edusite.ru
На уроках используется компьютерный кабинет, оснащенный интерактивной доской, локальной сетью. На 1 этапах урока (актуализация знаний) – учащиеся работают уже полученными знаниями, обобщая их, повторяя, что необходимо для последующей работы. Цель работы – повторить, актуализировать знания, полученные ранее. На 2 этапе уроков (открытие нового знания) учащиеся задаются некой проблемой, с которой они сталкиваются при актуализации знаний (все знаем, а что-то не знаем), сами выводят правило, алгоритм решения и схему к правилу». Обычно на данном этапе учащиеся делятся на несколько групп (схемы получаются разными, пути решения проблемы тоже) На 3 этапе учащиеся работают в программе Microsoft Office PowerPoint, представляют результат своей работы – движущуюся схему к правилу. На этапе закрепления полученных знаний учащиеся могут работать с фрагментом программы «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка., тренируются в решении вопросов ЕГЭ по специальным программам, работают над модулями сайта ФЦИОР (Федеральный центр информационных образовательных ресурсов)
Данные уроки являются уроками открытия нового знания по Образовательной Системе «Школа-2100» (авторы учебников «Русский язык» -Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). На уроках, кроме ИКТ, используются здоровьесберегающие технологии: чередование различных видов деятельности учащихся (работа за компьютером, беседа, работа в парах, группах, ролевая игра, физкультминутка, работа над проектом, работа по книге в тетрадях, работа с тренажерами «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», модулями ФЦИОР и т.д.) Открытие нового знания происходит не традиционным путем, а проблемно-диалогическим – учащиеся сами открывают новое знание, сами определяют тему и цели урока, выводят правило, алгоритм и схему решения. На уроках используется и проектная технология: учащиеся в группах разрабатывают проект своей схемы, представляют результаты своей работы на уроке в красочно оформленном виде. Данные уроки является первыми информационными модулями в системе уроков по теме правописания какой-либо орфограммы. Кроме этого, на уроке активно используются интерактивные методы работы в парах, в группах в разработке схем, алгоритма решения поставленной задачи.
|